Банкротство в горячий сезон

Банкротство в горячий сезон

На прошлой неделе крупный казахстанский туроператор TravelSystem сообщил о приостановлении своей деятельности. Генеральный директор компании Роман Хан сбежал из Казахстана, около 700 казахстанских туристов могут быть выселены из турецких отелей. TravelSystem была застрахована согласно полису об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента, страховая компания может покрыть убытки в пределах 19,82 млн тенге, если туроператора признают банкротом. Однако долги TravelSystem, скорее всего, будут выплачены не в полном объеме. Такое заявление сделали представители страхового рынка на пресс-конференции 3 июня в Алматы. Точный объем ущерба пока неясен, он выяснится, когда станет известно точное число пострадавших клиентов.

Страховщики называют сумму в 7–8 млн долларов — именно столько заплатили пассажиры чартерных рейсов. По заявлению авиакомпании «Эйр Астана» договор на выполнение чартерных рейсов из Алматы и Астаны в Анталью предусматривал 90 рейсов с конца мая по сентябрь, на сегодняшний день выполнено лишь три рейса.

Пострадавших может быть больше. Дело в том, что страхование гражданско-правовой ответственности туристических компаний на сегодняшний день не отлажено, а сам туристический бизнес непрозрачный.

Большой проблемой является отсутствие четкого понимания договорных отношений между оператором и агентством: четко не разграничено, кто и за какие функции отвечает перед клиентом. Кроме того, не существует жесткого разделения по типу условных страховых пакетов, когда отдельно страхуются риски по отелю и проживанию, отдельно по перелету и по невыезду туриста в тур по какой-то причине. Самая важная проблема — никто не понимает, что представляет собой территория страхового покрытия: с какого момента клиент становится туристом — при оплате путевки или же по прибытии в страну, указанную в путевке.

Даже если TravelSystem застраховал свою ответственность с максимальным покрытием в 20 млн тенге, материальные потери пострадавших туристов могут значительно превысить сумму возмещения.

Что следует признавать страховым случаем — решают либо стороны конфликта или же суд.

Учитывая, что все руководители обанкротившихся в последнее время туристических компаний (ON TRAVEL в 2012 году, «Гульнар Тур» в 2014 году, теперь — Travel System) легко покидают страну, непонятно, с кем следует вести переговоры о компенсациях. Например, крупнейший оператор «Гульнар Тур», объявивший в прошлом году в разгар туристического сезона о своей неплатежеспособности (пострадало порядка 11,5 тыс. человек, убытки составили 15 млн долларов) до сих пор не признан банкротом. Убытки «Гульнар Тур» оценили в 609 млн тенге, лишь третья часть долгов компании выплачена. Объем потерь клиентов компании составил 2,2 млрд тенге.

Банкротство туристических компаний затрагивает интересы большого числа казахстанцев, давит на бюджет и на бизнес перевозчиков и страховых компаний.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности