Банкротство в горячий сезон

Банкротство в горячий сезон

На прошлой неделе крупный казахстанский туроператор TravelSystem сообщил о приостановлении своей деятельности. Генеральный директор компании Роман Хан сбежал из Казахстана, около 700 казахстанских туристов могут быть выселены из турецких отелей. TravelSystem была застрахована согласно полису об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента, страховая компания может покрыть убытки в пределах 19,82 млн тенге, если туроператора признают банкротом. Однако долги TravelSystem, скорее всего, будут выплачены не в полном объеме. Такое заявление сделали представители страхового рынка на пресс-конференции 3 июня в Алматы. Точный объем ущерба пока неясен, он выяснится, когда станет известно точное число пострадавших клиентов.

Страховщики называют сумму в 7–8 млн долларов — именно столько заплатили пассажиры чартерных рейсов. По заявлению авиакомпании «Эйр Астана» договор на выполнение чартерных рейсов из Алматы и Астаны в Анталью предусматривал 90 рейсов с конца мая по сентябрь, на сегодняшний день выполнено лишь три рейса.

Пострадавших может быть больше. Дело в том, что страхование гражданско-правовой ответственности туристических компаний на сегодняшний день не отлажено, а сам туристический бизнес непрозрачный.

Большой проблемой является отсутствие четкого понимания договорных отношений между оператором и агентством: четко не разграничено, кто и за какие функции отвечает перед клиентом. Кроме того, не существует жесткого разделения по типу условных страховых пакетов, когда отдельно страхуются риски по отелю и проживанию, отдельно по перелету и по невыезду туриста в тур по какой-то причине. Самая важная проблема — никто не понимает, что представляет собой территория страхового покрытия: с какого момента клиент становится туристом — при оплате путевки или же по прибытии в страну, указанную в путевке.

Даже если TravelSystem застраховал свою ответственность с максимальным покрытием в 20 млн тенге, материальные потери пострадавших туристов могут значительно превысить сумму возмещения.

Что следует признавать страховым случаем — решают либо стороны конфликта или же суд.

Учитывая, что все руководители обанкротившихся в последнее время туристических компаний (ON TRAVEL в 2012 году, «Гульнар Тур» в 2014 году, теперь — Travel System) легко покидают страну, непонятно, с кем следует вести переговоры о компенсациях. Например, крупнейший оператор «Гульнар Тур», объявивший в прошлом году в разгар туристического сезона о своей неплатежеспособности (пострадало порядка 11,5 тыс. человек, убытки составили 15 млн долларов) до сих пор не признан банкротом. Убытки «Гульнар Тур» оценили в 609 млн тенге, лишь третья часть долгов компании выплачена. Объем потерь клиентов компании составил 2,2 млрд тенге.

Банкротство туристических компаний затрагивает интересы большого числа казахстанцев, давит на бюджет и на бизнес перевозчиков и страховых компаний.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее