Будет торговля — будет жизнь

Просьба официального Бишкека открыть пункты пропуска на казахстанско-кыргызской границе продиктована стремлением кыргызских властей вернуть докризисные объемы торговли и нормализовать экономическую ситуацию внутри страны

На границе люди ходят хмуро
На границе люди ходят хмуро

На недавней встрече президентов Казахстана и Кыргызстана Нурсултана Назарбаева и Алмазбека Атамбаева в Москве кыргызский глава попросил казахстанского коллегу открыть 4—5 пунктов пропуска на границе, которые еще остаются закрытыми.

При этом кыргызский президент сделал акцент на том, что открытие границ не принесет нестабильность в Казахстан, отметив «мир и согласие — самые главные богатства, и пожелал их народу Казахстана».

Власти соседней страны прекрасно понимают: если в ближайшее время не добиться открытия всех пунктов пропуска на казахстанско-кыргызской границе, то в скором времени из-за снижения торговли в Кыргызстане может возникнуть почва для политической нестабильности.

На границе тучи ходят…

Как известно, временное правительство пришло к власти в Кыргызстане после массовых беспорядков, которые начались 6 апреля 2010 года. Жертвами столкновений сторонников оппозиции с силами правопорядка стали более 80 человек, более 1,5 тыс. получили ранения. Занимавший пост с 2005 года президент Курманбек Бакиев покинул страну.

На следующий день, 7 апреля, пункты пропуска, а их в общей сложности 12, были закрыты в одностороннем порядке Казахстаном, как пояснили власти, по соображениям безопасности. То же самое сделал и Узбекистан.

12 мая в ходе митингов на Старой площади Бишкека тогда еще первый заместитель председателя временного правительства Кыргызстана Алмазбек Атамбаев назвал «небратской» позицию Казахстана, закрывшего границу с республикой. Он также добавил, что если соседние страны не откроют границы, «государство найдет обходную дорогу».

Временное правительство заявило, что в случае продолжения экономической блокады страну ждут катастрофические последствия.

В конце апреля о последствиях блокады рассказал президент ассоциации рынков и предприятий торговли и сферы услуг Кыргызстана Сергей Понамарев. По его словам, сильно пострадали швейники (150 тыс. человек), оптовый рынок «Дордой» (30 тыс. предпринимателей), фермеры, потерявшие возможность реализовывать овощи в России и Казахстане.

По оценке Всемирного банка (ВБ), около 70 тыс. человек задействованы напрямую и, возможно, в 5 раз больше человек заняты косвенно на двух крупнейших рынках Кыргызстана — «Дордой» и «Карасуу». По оценке экспертов ВБ, суммарные постоянные расходы обследованных базаров составили примерно 33% от ВВП Кыргызстана.

Пострадал и казахстанский бизнес, который импортировал из Кыргызстана швейную продукцию и продукты питания.

В конце мая прошлого года президент РК поручил открыть границу в трех пунктах пропуска. На сегодняшний день на границе открыто 7 пунктов пропуска. По мнению экспертов, данное решение способствовало снижению накала страстей в Кыргызстане. Если бы после майских событий Кыргызстан оказался в полной изоляции, то ситуация внутри страны могла выйти из-под контроля.

Проблема в цифрах

Тревогу Алмазбека Атамбаева, озабоченного низкой пропускной способностью казахстанско-кыргызской границы, понять несложно.

Почти половину всех доходов кыргызского бюджета дает торговля. По данным статистических органов Кыргызстана, в 2008 году 46% налоговых поступлений в бюджет обеспечил налог на добавленную стоимость (НДС) и 12,9% — таможенные платежи. В целом же сборы государственной таможенной службы по НДС, таможенным пошлинам и акцизным налогам обеспечили 41% общих доходов бюджета.

Торговля с Россией и Казахстаном для Кыргызстана является вопросом государственной безопасности. Судите сами. За период с 2005 по 2008 годы кыргызский экспорт в Россию вырос более чем в 2 раза, а в Казахстане после пика в 2007 году в 2008 году наступил небольшой спад. В 2009 году внешняя торговля Кыргызстана со странами Таможенного союза (ТС) составила 1,9 млрд долларов, что меньше, чем в 2008 году, на 24,2%. По данным Министерства экономического регулирования КР, в 2010 году товарооборот со странами Таможенного союза составил 2,2 млрд долларов и увеличился по сравнению с 2009 годом на 8,4%. Но такие темпы роста не устраивают кыргызские власти (см. график).

Почти половину всей торговли обеспечивают Россия и Казахстан. Так, удельный вес стран-членов ТС за период с 2005 по 2008 годы составил в среднем 41% от общего внешнеторгового оборота Кыргызстана, сформированный в основном Россией (около 29%) и Казахстаном (около 12%). При этом в общем объеме внешней торговли Кыргызстана страны ТС занимают 44,9%, в экспорте — 40,6%, в импорте — 47,2%. Самый большой удельный вес в товарообороте КР занимают Россия — 26,9%, Казахстан — 16,8%, на Беларусь приходится 1,2%.

Плата за тишину

Кыргызстан мог бы разом решить все проблемы на казахстанско-кыргызской границе, вступи он в Таможенный союз (ТС). Ведь именно обязательства в рамках данного интеграционного объединения вынудили Казахстан с 1 января 2010 года ужесточить контроль по всему периметру своих границ.

Государства-члены ТС воспринимают Кыргызстан как транзитную зону для реэкспорта китайских товаров в Казахстан и Россию. Чтобы снизить этот риск, государства-члены ТС не единожды заявляли о своем согласии рассмотреть вопрос вхождения Кыргызстана в интеграционное объединение. Однако в краткосрочной перспективе такой интеграции мешает низкий уровень валового внутреннего продукта (ВВП) в Кыргызстане, который в 2008 году составил 5 млрд долларов. Для сравнения, в России он составил 1,7 трлн долларов, в Казахстане — 135,6 млрд долларов, в Беларуси — 60,3 млрд долларов. В 2009 году ВВП Кыргызстана снизился до 3,9 млрд долларов, а в 2010 году повысился до 4,2 млрд долларов. Но так и не достиг уровня 2008 года. Для сравнения, ВВП Казахстана в 2009 году составил 147,88 млрд долларов, России — 1,68 трлн долларов, Беларуси — 49,7 млрд долларов, а в 2010 году эти показатели составили 150 млрд, 1,5 трлн и 53,08 млрд долларов соответственно.

Поэтому Казахстану приходится варьировать между обязательствами в рамках ТС и необходимостью сохранения стабильности на своих южных рубежах.

Исходя из этих соображений Казахстан выдвинул определенные условия перед Кыргызстаном.

В частности, вопрос открытия пунктов пропуска на казахстанско-кыргызской границе напрямую увязан с вопросом контроля границы со стороны Кыргызстана и гарантиями соблюдения всех таможенных процедур. Кроме того, казахстанские власти требуют от официального Бишкека ввести лицензирование и сертификацию продукции кыргызстанских производителей.

Если эти требования Кыргызстаном не будут выполнены, то даже возможное позитивное решение комиссии ТС о ввозе в Казахстан кыргызских товаров по нулевой ставке и без пошлин (с такой просьбой Казахстан уже обратился) окажется ненужным.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики