Будет торговля — будет жизнь

Просьба официального Бишкека открыть пункты пропуска на казахстанско-кыргызской границе продиктована стремлением кыргызских властей вернуть докризисные объемы торговли и нормализовать экономическую ситуацию внутри страны

На границе люди ходят хмуро
На границе люди ходят хмуро

На недавней встрече президентов Казахстана и Кыргызстана Нурсултана Назарбаева и Алмазбека Атамбаева в Москве кыргызский глава попросил казахстанского коллегу открыть 4—5 пунктов пропуска на границе, которые еще остаются закрытыми.

При этом кыргызский президент сделал акцент на том, что открытие границ не принесет нестабильность в Казахстан, отметив «мир и согласие — самые главные богатства, и пожелал их народу Казахстана».

Власти соседней страны прекрасно понимают: если в ближайшее время не добиться открытия всех пунктов пропуска на казахстанско-кыргызской границе, то в скором времени из-за снижения торговли в Кыргызстане может возникнуть почва для политической нестабильности.

На границе тучи ходят…

Как известно, временное правительство пришло к власти в Кыргызстане после массовых беспорядков, которые начались 6 апреля 2010 года. Жертвами столкновений сторонников оппозиции с силами правопорядка стали более 80 человек, более 1,5 тыс. получили ранения. Занимавший пост с 2005 года президент Курманбек Бакиев покинул страну.

На следующий день, 7 апреля, пункты пропуска, а их в общей сложности 12, были закрыты в одностороннем порядке Казахстаном, как пояснили власти, по соображениям безопасности. То же самое сделал и Узбекистан.

12 мая в ходе митингов на Старой площади Бишкека тогда еще первый заместитель председателя временного правительства Кыргызстана Алмазбек Атамбаев назвал «небратской» позицию Казахстана, закрывшего границу с республикой. Он также добавил, что если соседние страны не откроют границы, «государство найдет обходную дорогу».

Временное правительство заявило, что в случае продолжения экономической блокады страну ждут катастрофические последствия.

В конце апреля о последствиях блокады рассказал президент ассоциации рынков и предприятий торговли и сферы услуг Кыргызстана Сергей Понамарев. По его словам, сильно пострадали швейники (150 тыс. человек), оптовый рынок «Дордой» (30 тыс. предпринимателей), фермеры, потерявшие возможность реализовывать овощи в России и Казахстане.

По оценке Всемирного банка (ВБ), около 70 тыс. человек задействованы напрямую и, возможно, в 5 раз больше человек заняты косвенно на двух крупнейших рынках Кыргызстана — «Дордой» и «Карасуу». По оценке экспертов ВБ, суммарные постоянные расходы обследованных базаров составили примерно 33% от ВВП Кыргызстана.

Пострадал и казахстанский бизнес, который импортировал из Кыргызстана швейную продукцию и продукты питания.

В конце мая прошлого года президент РК поручил открыть границу в трех пунктах пропуска. На сегодняшний день на границе открыто 7 пунктов пропуска. По мнению экспертов, данное решение способствовало снижению накала страстей в Кыргызстане. Если бы после майских событий Кыргызстан оказался в полной изоляции, то ситуация внутри страны могла выйти из-под контроля.

Проблема в цифрах

Тревогу Алмазбека Атамбаева, озабоченного низкой пропускной способностью казахстанско-кыргызской границы, понять несложно.

Почти половину всех доходов кыргызского бюджета дает торговля. По данным статистических органов Кыргызстана, в 2008 году 46% налоговых поступлений в бюджет обеспечил налог на добавленную стоимость (НДС) и 12,9% — таможенные платежи. В целом же сборы государственной таможенной службы по НДС, таможенным пошлинам и акцизным налогам обеспечили 41% общих доходов бюджета.

Торговля с Россией и Казахстаном для Кыргызстана является вопросом государственной безопасности. Судите сами. За период с 2005 по 2008 годы кыргызский экспорт в Россию вырос более чем в 2 раза, а в Казахстане после пика в 2007 году в 2008 году наступил небольшой спад. В 2009 году внешняя торговля Кыргызстана со странами Таможенного союза (ТС) составила 1,9 млрд долларов, что меньше, чем в 2008 году, на 24,2%. По данным Министерства экономического регулирования КР, в 2010 году товарооборот со странами Таможенного союза составил 2,2 млрд долларов и увеличился по сравнению с 2009 годом на 8,4%. Но такие темпы роста не устраивают кыргызские власти (см. график).

Почти половину всей торговли обеспечивают Россия и Казахстан. Так, удельный вес стран-членов ТС за период с 2005 по 2008 годы составил в среднем 41% от общего внешнеторгового оборота Кыргызстана, сформированный в основном Россией (около 29%) и Казахстаном (около 12%). При этом в общем объеме внешней торговли Кыргызстана страны ТС занимают 44,9%, в экспорте — 40,6%, в импорте — 47,2%. Самый большой удельный вес в товарообороте КР занимают Россия — 26,9%, Казахстан — 16,8%, на Беларусь приходится 1,2%.

Плата за тишину

Кыргызстан мог бы разом решить все проблемы на казахстанско-кыргызской границе, вступи он в Таможенный союз (ТС). Ведь именно обязательства в рамках данного интеграционного объединения вынудили Казахстан с 1 января 2010 года ужесточить контроль по всему периметру своих границ.

Государства-члены ТС воспринимают Кыргызстан как транзитную зону для реэкспорта китайских товаров в Казахстан и Россию. Чтобы снизить этот риск, государства-члены ТС не единожды заявляли о своем согласии рассмотреть вопрос вхождения Кыргызстана в интеграционное объединение. Однако в краткосрочной перспективе такой интеграции мешает низкий уровень валового внутреннего продукта (ВВП) в Кыргызстане, который в 2008 году составил 5 млрд долларов. Для сравнения, в России он составил 1,7 трлн долларов, в Казахстане — 135,6 млрд долларов, в Беларуси — 60,3 млрд долларов. В 2009 году ВВП Кыргызстана снизился до 3,9 млрд долларов, а в 2010 году повысился до 4,2 млрд долларов. Но так и не достиг уровня 2008 года. Для сравнения, ВВП Казахстана в 2009 году составил 147,88 млрд долларов, России — 1,68 трлн долларов, Беларуси — 49,7 млрд долларов, а в 2010 году эти показатели составили 150 млрд, 1,5 трлн и 53,08 млрд долларов соответственно.

Поэтому Казахстану приходится варьировать между обязательствами в рамках ТС и необходимостью сохранения стабильности на своих южных рубежах.

Исходя из этих соображений Казахстан выдвинул определенные условия перед Кыргызстаном.

В частности, вопрос открытия пунктов пропуска на казахстанско-кыргызской границе напрямую увязан с вопросом контроля границы со стороны Кыргызстана и гарантиями соблюдения всех таможенных процедур. Кроме того, казахстанские власти требуют от официального Бишкека ввести лицензирование и сертификацию продукции кыргызстанских производителей.

Если эти требования Кыргызстаном не будут выполнены, то даже возможное позитивное решение комиссии ТС о ввозе в Казахстан кыргызских товаров по нулевой ставке и без пошлин (с такой просьбой Казахстан уже обратился) окажется ненужным.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее