Оборот «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» превысил $193 млн

Вопреки сокращению рынка, холдинг сохраняет за собой 53% казахстанского авторетейла и 71% отечественного автопроизводства

Оборот «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» превысил $193 млн

Оборот холдинга «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» за период с начала года достиг 35,9 млрд тенге ($193,5 млн). Новыми клиентами компании стали 18 074 казахстанца, или 52,7% всех покупателей новых легковых автомобилей в стране.

На долю АО «АЗИЯ АВТО» пришелся 71% легкового автопроизводства РК и 60% автомобилей отечественной сборки, приобретенных казахстанцами. В апреле завод открыл продажи новой модели – минивэна KIA Grand Carnival.

Автомобильный рынок Казахстана

Апрельские результаты официальных участников казахстанского рынка оказались выше итогов марта текущего года на 12,5% и достигли 9 294 единиц. Рынок продемонстировал традиционный сезонный рост, однако потребительская активность на фоне аналогичного значения 2014 года продолжила снижение. В апреле продажи новых легковых авто в казахстанских автоцентрах уступили 32% цифрам минувшего года.

Сбыт по результатам четырех месяцев составил 34 248 ед., что на 27% ниже показателя января-апреля 2014 г.

TOP-10 брендов в отчетный период составили Lada (12 460 ед.), Hyundai (3 903 ед.), KIA (3 208 ед.), Toyota (2 798 ед.), Renault (2 132 ед.), UAZ (1473 ед.), GAZ (1327 ед.), Volkswagen (1287 ед.), UZ-Daewoo (1181 ед.) и Chevrolet (1026 ед.).

Главной причиной многомесячной рецессии легального сегмента казахстанского рынка остается шквальный поток теневого импорта автомобилей, поступающих с территории союзной России. В период с января по апрель казахстанскими органами дорожной полиции поставлено на учет свыше 135 тысяч подержанных и новых легковых авто, ввезенных по «серым» каналам. Эта цифра четырехкратно превосходит объемы продаж компаний, официально представляющих интересы автопроизводителей на рынке РК.

С 26 мая 2015 года приказом Министерства по инвестициям и развитию РК введен запрет на ввоз из стран-членов ЕАЭС автомобилей, не отвечающих требованиям стандарта Euro-4 и Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".

Эта мера обеспечит значительное снижение потока технически небезопасных автомобилей и послужит одним из факторов оздоровления казахстанской автоиндустрии. Сдерживанию неорганизованного ввоза будет способствовать и существенное укрепление российского рубля по отношению к тенге. С 1 по 30 апреля его курс к казахстанской валюте вырос на 12%.

Поддержку российскому рублю оказала динамика нефтяных цен: среднемесячная стоимость барреля марки Brent выросла с $55,89 в марте до $59,52 в апреле 2015 г.

Тем не менее, тяжелые последствия всплеска параллельного импорта, нараставшего на протяжении 8 месяцев с октября 2014 по май 2015 года, отрасль будет испытывать до конца текущего года.

Продажи и обслуживание

Итогом деятельности группы «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» в январе-апреле 2015 года стали 18 074 реализованных автомобиля на сумму 34,3 млрд тенге ($184,6 млн). Холдинг сохраняет за собой доминирующую позицию на рынке республики, охватывая более половины всех покупателей новых авто. Рыночная доля компании по результатам 4 месяцев составила 52,7%.

Рейтинг предпочтений казахстанцев традиционно возглавляет Lada. Ее продажи более чем втрое опережают показатели других брендов первой тройки – за 4 месяца жители республики приобрели 12 460 автомобилей тольяттинской и усть-каменогорской сборки.

Не взирая на спад казахстанского рынка, доля продукции АВТОВАЗа достигла впечатляющих 36,4% (против 30,3% в аналогичный период 2014 г.). Каждый третий клиент казахстанских автосалонов предпочел Lada.

Самыми популярными предложениями марки остаются Granta (4011 ед.), Largus (2921 ед.) и Priora (2859 ед.). Эти модели составили тройку наиболее востребованных казахстанцами автомобилей. В TOP-10 бестселлеров рынка вошли также Lada Kalina (1846 ед.) и Lada 4x4 (780 ед.).

Следует отметить, что продажи универсала Lada Largus отличали рекордные темпы роста: cбыт модели в отчетный период вырос на 86%. Популярность семейства моделей Kalina (включая первый в истории Lada кроссовер) также возросла на 68%.

Как следствие девальвации рубля цены на продукцию АВТОВАЗа в 26 городах Казахстана приобрели дополнительную привлекательность. Тенговая стоимость моделей Lada с начала года была снижена до уровня российских цен.

Поклонниками марки KIA c начала года было приобретено 3208 автомобилей, что обеспечило ей место в тройке самых востребованных брендов на рынке республики. Сбыт казахстанского бестселера KIA – модели Rio – в январе-апреле 2015 года вырос на 12%, до отметки 2319 единиц. Седан и хэтчбэк Rio в пятерке самых покупаемых казахстанцами автомобилей.

Лидерами продаж корейского бренда по итогам января-апреля 2015 года стали также кроссоверы KIA Sportage (322 единицы) и KIA Sorento (189 единицы). Компакт-SUV Sportage вошел в тройку самых продаваемых моделей своего сегмента.

Chevrolet также сохранил место в первой десятке фаворитов отечественного рынка легковых авто (1 026 ед.).

На бренды Renault, Skoda и UAZ пришлось 1 355 автомобилей, реализованных в филиалах «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО».

Производство автомобилей

На фоне 12-месячного падения продаж официальных дилеров продолжает усугубляться неблагополучное положение и в секторе автопроизводства: по итогам 4 месяцев выпуск казахстанских автозаводов сократился на 48,6%.

Тем не менее «АЗИЯ АВТО» сохраняет за собой позиции отраслеобразующего предприятия, на долю которого в январе-апреле 2015 г. пришелся 71% всех выпущенных на территории Казахстана легковых и легких коммерческих авто. Из 6 212 автомобилей локальной сборки 4 381 был произведен на усть-каменогорских мощностях.

Работа завода обеспечила 11% выпуска продукции всех машиностроительных предприятий страны (вклад АО «АЗИЯ АВТО» составил 20,8 млрд тенге).

Основная часть приобретенных казахстанцами автомобилей отечественной сборки в январе-апреле также была отгружена «АЗИЯ АВТО». Трое из пяти новых обладателей авто локальной сборки (2 300 покупателей) предпочли модели, выпускаемые заводом.

Так, Skoda Rapid подтвердил звание самого продаваемого казахстанского автомобиля в наиболее массовом сегменте отечественного рынка, сегменте B.

Kia Cerato и Chevrolet Cruze входят в тройку бестселлеров C-класса среди продуктов отечественного автопрома.

Кроме того, в апреле стартовали продажи нового минивэна KIA Grand Carnival, мировая премьера которого состоялась на автошоу в Нью-Йорке. Модель пополнит палитру вместительных семейных автомобилей казахстанской сборки. Напомним, KIA Carens и Chevrolet Orlando, выпускаемые в Усть-Каменогорске, в числе трех самых покупаемых казахстанцами моделей сегмента.

Перспективные проекты

В феврале 2015 г. сеть «БИПЭК АВТО», насчитывающую 26 городов Казахстана, пополнили 6 собственных филиалов холдинга, открывшихся на территории России. Совместно с ОАО «АВТОВАЗ» компания приступила к дистрибуции, сбыту и послепродажному сервису автомобилей Lada в крупнейших городах Сибири и Урала.

Начаты продажи автомобилей в собственных филиалах «БИПЭК АВТО» в гг. Барнаул, Новокузнецк, Новосибирск,  Омск, Челябинск и Шадринск.

Впервые в истории казахстанского бизнеса отечественная компания стала полноправным участником автомобильного рынка России.

С запуском строящихся мощностей полного цикла в г.Усть-Каменогорске холдинг обеспечит снабжение жителей Сибири и Уральского региона автомобилями казахстанского производства.

Напомним, под эгидой АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» продолжается строительство крупнейшего в Казахстане автопромышленного кластера. Создание мощностей автомобильного производства полного цикла в г.Усть-Каменогорске (комплекс предприятий по сварке, окраске, сборке автомобилей, а также выпуску автокомпонентов) обеспечит выпуск 120 тысяч автомобилей в год. С выходом на проектную мощность новый промышленный объект позволит создать 12 тысяч новых рабочих мест и увеличить ВВП республики на сумму свыше $1 млрд.

В реализацию крупнейшего проекта российско-казахстанского сотрудничества в производственной сфере инвестировано свыше 8 млрд тенге ($44 млн). Общий объем капиталовложений в базовые мощности и технопарк по выпуску автокомпонентов превысит $1 млрд.

Социально-экономическая роль холдинга

Совокупный оборот холдинга «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» по итогам января-апреля 2015 года достиг 35,9 млрд тенге ($193,5 млн).

Вложения группы в развитие производственных мощностей, торговой и сервисной инфраструктуры с начала года достигли 804,2 млн тенге ($4,3 млн).

Налоговые и иные платежи в бюджет республики в отчетный период составили 3,3 млрд тенге. Общий объем исполненных налоговых обязательств перед государством в период с начала 2012 года равен <span>53,6 млрд</span>.

Коллектив холдинга насчитывает свыше 5 тысяч сотрудников в 26 городах Казахстана и 6 городах России.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?