Непаханое поле

Чтобы сократить дефицит квалифицированных кадров в сельском хозяйстве, необходимо обновить материальную базу учебных заведений, подготовить преподавателей для ведения занятий по современным стандартам образования, а также наладить связь колледжей и вузов с предприятиями

Непаханое поле

По данным мониторинга Министерства сельского хозяйства, в целом по республике агропромышленному комплексу (АПК) требуется порядка 9 тыс. специалистов. Если фермерские хозяйства, в основе труда которых заложена семейственность, еще как-то выходят из положения, отправляя детей за высшим образованием по профильным аграрным специальностям, то крупные сельхозпредприятия испытывают постоянный дискомфорт от нужды в квалифицированных специалистах. Причем не только в агрономах, но и зоотехниках, ветеринарах, механизаторах.

Вот только для обучения последних в профессионально-технических училищах применяют технику образца семидесятых годов прошлого века, да и сами учителя плохо знают практическую составляющую своего предмета. «Дефицит в отрасли действительно ощущается: специалистов не так много, как хотелось бы, и их уровень не всегда соответствует требованиям работодателей, — говорит Анна Ковинская, директор рекрутинговой компании Antal Kazakhstan. — В индустрии требуются кадры совершенно разного профиля — от агрономов до руководителей. В связи с тем, что специалистов не хватает, на некоторые позиции в агропромышленном секторе мы привозили кандидатов из Болгарии и России».

Поднять престиж

Проблемы с кадрами для АПК в Казахстане во многом связаны с падением престижа аграрного труда за счет закрывающихся производств и низким уровнем заработной платы, не говоря уже о том, что при высоком росте рождаемости сельская инфраструктура развивается слабо, во многих селах уже практически нет крупного производства, социально-культурных и коммунально-бытовых учреждений. Кроме того, в некоторых поселениях до сих пор люди пользуются привозной водой и наблюдается большой недостаток специалистов социальной сферы, что негативно отражается на качестве предоставляемых услуг здравоохранения, образования, культуры и спорта.

«Причин, конечно, много. Все они в комплексе создают отрицательную синергию состояния рынка труда в агропромышленном комплексе. Можно перечислить некоторые из них, кроме таких очевидных, как миграция молодежи в города. Впрочем, молодежь мигрирует не только в казахстанские города. Единый рынок труда, капитала, товаров и услуг в рамках Евразийского союза только это стимулирует. С другой стороны, налицо высокий по временным рамкам технологический скачок в нашем агропромышленном комплексе, — перечисляет возможные причины возникшего дефицита кадров Сергей Букатов, маркетинговый аналитик ИА “Казах-Зерно”. — Быстрый трансферт технологий из более развитых стран (влагосберегающие технологии, капельное орошение, новая техника и т.д.). Эти технологии освоены тружениками села в западных странах достаточно давно, а здесь с ними только знакомятся, не всегда удачно копируя процессы. А на селе остается пожилое население, которому освоить новые методы труда гораздо трудней, но тем не менее многие прекрасно используют свой опыт. Второе, слишком низкая средняя оплата труда в сельском хозяйстве. Естественно, самые способные и предприимчивые, в том числе молодые, люди будут стремиться к более высоким уровням. Здесь АПК как отрасль на последних позициях. Сравните уровень оплаты труда в этой отрасли и в банковском секторе. Банки собирают на рынке труда сливки».

Руководитель секретариата аграрного комитета Национальной палаты предпринимателей Мырзахмет Уксикбаев поясняет, что это возникло также вследствие потери связи образования с производством, которое перестало участвовать в выработке программ и в самом процессе обучения. «Во-первых, нет обратной связи, где бы предприятия говорили вузам о том, какие им специалисты необходимы. Сейчас Министерство образования и науки готовит профессиональные стандарты, определяет перечень специальностей, но этим должны заниматься сами участники рынка исходя из своих потребностей. Во-вторых, нельзя сказать, что государство не предпринимает никаких мер для оздоровления ситуации с кадрами. Такая работа ведется весьма активно на государственном уровне, где принимают самые разнообразные по своему охвату и направленности программы, на которые бизнес должен ориентироваться. Но другой вопрос в том, что все эти программы находятся в компетенции разных уполномоченных органов. К примеру, программа “С дипломом — в село!” находится в ведении Министерства образования и науки, “Агробизнес-2020” — в Министерстве сельского хозяйства, “Доступное жилье” — в Министерстве национальной экономики. Все эти программы нужно направить на молодого специалиста, чтобы он мог поехать в село, получить доступное жилье, оплачиваемую работу и другие стимулы», — говорит г-н Уксикбаев.

Сельскохозяйственные специальности не относятся к числу востребованных среди молодежи, и возможная причина, по мнению представителей Мичуринского аграрно-технического колледжа в Карагандинской области, в небольшом количестве предприятий, оснащенных современным оборудованием. «В основном сельхозпредприятия находятся в частной собственности, относятся к объектам малого и среднего бизнеса. Из-за дороговизны технологий — большая доля ручного труда, невысокая зарплата. Уровень подготовки кадров работодателей не устраивает из-за разницы в требованиях к компетенциям выпускников», — уверены в колледже.

Приблизиться к рынку

Для закрепления молодых специалистов в сельской местности руководством страны с 2009 года реализуется проект «С дипломом — в село!», инициированный молодежным крылом «Жас Отан» при партии «Нур Отан», который по своему замыслу должен был помочь решить многие социальные проблемы в сельской местности, в частности дефицит квалифицированных кадров. Сначала программа «С дипломом — в село!» охватывала преимущественно бюджетные направления: здравоохранение и образование. Немного позже в список были включены ветеринары, агрономы, зоотехники, технологи и другие специальности. Однако при отсутствии в сельской местности минимальных удобств и условий для цивилизованной жизни, таких как водопровод, бесперебойная электроэнергия, газ, дороги, интернет, спортивные и культурные объекты, молодежь не будет оставаться там продолжительное время.

«Чтобы повысить интерес молодежи к сельским специальностям, нужна государственная поддержка села, инвестиции в социальную сферу сельских регионов; пополнение материально-технической базы учебных заведений современным оборудованием, развитие партнерских связей учебных заведений с производством, — объясняют представители Мичуринского аграрно-технического колледжа в Карагандинской области. — Программа “С дипломом — в село!” распространяется только на выпускников высших учебных заведений. Необходимо принять подобную программу для выпускников колледжей. Также нужно предусмотреть твердые социальные гарантии (достойная зарплата, социальный пакет, возможность профессионального роста и пр.). В реальности большинство крестьянских хозяйств, относящихся к малому и среднему бизнесу, не может обеспечить этих гарантий».

Г-жа Ковинская также считает, что сельскому хозяйству требуются дополнительные инвестиции и государственная поддержка. Необходимо развивать эту отрасль, чтобы компании в свою очередь могли предлагать сотрудникам более высокую зарплату, дополнительные льготы в рамках компенсационного пакета. Это сделало бы профессии, связанные с сельским хозяйством, более привлекательными в материальном плане. Как и в других отраслях, развитие специалистов невозможно без дополнительного обучения и обмена опытом, этому нужно способствовать, возможно, проводить больше конференций и отраслевых мероприятий.

Вместе с тем по поручению президента страны Нурсултана Назарбаева в Казахстане начали модернизировать систему технического и профессионального образования — с учетом потребностей индустриализации. В одном из своих посланий народу глава государства особое внимание уделил именно развитию системы образования, отметив, что в ближайшие несколько лет нужно сформировать ядро национальной системы дуального технического и профессионального образования, где комбинируются теоретическое обучение в учебном заведении и производственное — на предприятии. Таким образом, дуальная система образования может решить главные проблемы молодых специалистов: отсутствие необходимых навыков для полноценной работы в компаниях и на производстве. Для реализации поставленной задачи Национальной палатой предпринимателей совместно с Министерством образования и науки была специально разработана дорожная карта внедрения дуального обучения, которая содержит 11 приоритетных отраслей региона, такие, как машиностроение, металлургия, сельское хозяйство, сервис, транспорт, строительство и другие.

Вывод напрашивается сам собой. Как и в других сферах, в сфере сельского хозяйства должна быть налажена тесная связь сельскохозяйственных вузов с предприятиями АПК. При такой форме сотрудничества последние активно участвуют в вузовских ярмарках вакансий, проводят презентации, всячески рекламируют себя, обещая карьерный рост и высокую зарплату, заказывают учебному заведению подготовку специалиста, имеющего определенные способности, познания и навыки, с учетом требований своего предприятия. Тогда в процессе обучения студент слушает не только общевузовские лекции, но и выбранные представителями компании, которые иногда могут сами проводить занятия, занимая место преподавателей. Притом что в таком случае предприятия организовывают все необходимое для прохождения студентами практики, оформляют их на работу, обеспечивают учащихся наставниками, которые нередко становятся руководителями дипломных проектов. В результате выпускник учебного заведения еще во время учебы приобретает необходимые практические навыки и определенный опыт работы.

Это было хорошо отработано в советское время, когда каждое училище было закреплено за каким-нибудь предприятием, которое брало на стажировку учащихся, чтобы дать им необходимые навыки и умения. Неплохо было бы также создавать специализированные агроклассы в сельских школах, чтобы уже начиная со школьной скамьи ориентировать детей на работу в АПК.

Тесное сотрудничество

PR-специалист компании HeadHunter Казахстан Лидия Стоялова отмечает, что работодатели через ярмарки вакансий, мастер-классы и тренинги могут привить молодежи желание работать в сельском хозяйстве. Другими словами, работодатели еще со школьной скамьи должны работать с потенциальными сотрудниками.

Как показывает опыт проведения проекта Премии HR-бренд Казахстан, компании используют различные методы мотивации и привлечения кандидатов. Особое внимание номинанты уделяют работе со студентами. На примере таких проектов можем рассмотреть, каким образом работодатель может улучшить ситуацию с привлечением молодых кадров. У каждого соискателя свои цели и требования к месту работы. Одним интересен высокий уровень дохода, другим получение опыта по специальности или возможность работать под кураторством известного эксперта или профессионала и так далее. В связи с этим многие компании начинают работать со своими будущими потенциальными сотрудниками еще со школьной скамьи. Для учащихся проводят открытые уроки, на которых рассказывают о преимуществах работы в своей отрасли, об интересных моментах, связанных с деятельностью организации, обо всем, что может заинтересовать будущих работников и их родителей. Для студентов вузов и колледжей проводятся подобные мероприятия. Это могут быть мастер-классы от специалистов компаний, ярмарки вакансий как возможность напрямую пообщаться с соискателями, организация практики и шефство над группами студентов, проведение обучающих курсов и тренингов, прием на работу или стажировку по итогам самых успешных учащихся и многое другое. Также есть работодатели, которые предоставляют своим сотрудникам жилье в регионе расположения предприятия, служебный транспорт, льготы, беспроцентные кредиты и прочие виды материальной мотивации. Таким образом, первостепенной целью работодателей становится привить соискателям, в частности молодежи, желание работать в АПК, привлечь не просто работников, а заинтересованных, лояльных и готовых добиваться результатов сотрудников.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?