Непаханое поле

Чтобы сократить дефицит квалифицированных кадров в сельском хозяйстве, необходимо обновить материальную базу учебных заведений, подготовить преподавателей для ведения занятий по современным стандартам образования, а также наладить связь колледжей и вузов с предприятиями

Непаханое поле

По данным мониторинга Министерства сельского хозяйства, в целом по республике агропромышленному комплексу (АПК) требуется порядка 9 тыс. специалистов. Если фермерские хозяйства, в основе труда которых заложена семейственность, еще как-то выходят из положения, отправляя детей за высшим образованием по профильным аграрным специальностям, то крупные сельхозпредприятия испытывают постоянный дискомфорт от нужды в квалифицированных специалистах. Причем не только в агрономах, но и зоотехниках, ветеринарах, механизаторах.

Вот только для обучения последних в профессионально-технических училищах применяют технику образца семидесятых годов прошлого века, да и сами учителя плохо знают практическую составляющую своего предмета. «Дефицит в отрасли действительно ощущается: специалистов не так много, как хотелось бы, и их уровень не всегда соответствует требованиям работодателей, — говорит Анна Ковинская, директор рекрутинговой компании Antal Kazakhstan. — В индустрии требуются кадры совершенно разного профиля — от агрономов до руководителей. В связи с тем, что специалистов не хватает, на некоторые позиции в агропромышленном секторе мы привозили кандидатов из Болгарии и России».

Поднять престиж

Проблемы с кадрами для АПК в Казахстане во многом связаны с падением престижа аграрного труда за счет закрывающихся производств и низким уровнем заработной платы, не говоря уже о том, что при высоком росте рождаемости сельская инфраструктура развивается слабо, во многих селах уже практически нет крупного производства, социально-культурных и коммунально-бытовых учреждений. Кроме того, в некоторых поселениях до сих пор люди пользуются привозной водой и наблюдается большой недостаток специалистов социальной сферы, что негативно отражается на качестве предоставляемых услуг здравоохранения, образования, культуры и спорта.

«Причин, конечно, много. Все они в комплексе создают отрицательную синергию состояния рынка труда в агропромышленном комплексе. Можно перечислить некоторые из них, кроме таких очевидных, как миграция молодежи в города. Впрочем, молодежь мигрирует не только в казахстанские города. Единый рынок труда, капитала, товаров и услуг в рамках Евразийского союза только это стимулирует. С другой стороны, налицо высокий по временным рамкам технологический скачок в нашем агропромышленном комплексе, — перечисляет возможные причины возникшего дефицита кадров Сергей Букатов, маркетинговый аналитик ИА “Казах-Зерно”. — Быстрый трансферт технологий из более развитых стран (влагосберегающие технологии, капельное орошение, новая техника и т.д.). Эти технологии освоены тружениками села в западных странах достаточно давно, а здесь с ними только знакомятся, не всегда удачно копируя процессы. А на селе остается пожилое население, которому освоить новые методы труда гораздо трудней, но тем не менее многие прекрасно используют свой опыт. Второе, слишком низкая средняя оплата труда в сельском хозяйстве. Естественно, самые способные и предприимчивые, в том числе молодые, люди будут стремиться к более высоким уровням. Здесь АПК как отрасль на последних позициях. Сравните уровень оплаты труда в этой отрасли и в банковском секторе. Банки собирают на рынке труда сливки».

Руководитель секретариата аграрного комитета Национальной палаты предпринимателей Мырзахмет Уксикбаев поясняет, что это возникло также вследствие потери связи образования с производством, которое перестало участвовать в выработке программ и в самом процессе обучения. «Во-первых, нет обратной связи, где бы предприятия говорили вузам о том, какие им специалисты необходимы. Сейчас Министерство образования и науки готовит профессиональные стандарты, определяет перечень специальностей, но этим должны заниматься сами участники рынка исходя из своих потребностей. Во-вторых, нельзя сказать, что государство не предпринимает никаких мер для оздоровления ситуации с кадрами. Такая работа ведется весьма активно на государственном уровне, где принимают самые разнообразные по своему охвату и направленности программы, на которые бизнес должен ориентироваться. Но другой вопрос в том, что все эти программы находятся в компетенции разных уполномоченных органов. К примеру, программа “С дипломом — в село!” находится в ведении Министерства образования и науки, “Агробизнес-2020” — в Министерстве сельского хозяйства, “Доступное жилье” — в Министерстве национальной экономики. Все эти программы нужно направить на молодого специалиста, чтобы он мог поехать в село, получить доступное жилье, оплачиваемую работу и другие стимулы», — говорит г-н Уксикбаев.

Сельскохозяйственные специальности не относятся к числу востребованных среди молодежи, и возможная причина, по мнению представителей Мичуринского аграрно-технического колледжа в Карагандинской области, в небольшом количестве предприятий, оснащенных современным оборудованием. «В основном сельхозпредприятия находятся в частной собственности, относятся к объектам малого и среднего бизнеса. Из-за дороговизны технологий — большая доля ручного труда, невысокая зарплата. Уровень подготовки кадров работодателей не устраивает из-за разницы в требованиях к компетенциям выпускников», — уверены в колледже.

Приблизиться к рынку

Для закрепления молодых специалистов в сельской местности руководством страны с 2009 года реализуется проект «С дипломом — в село!», инициированный молодежным крылом «Жас Отан» при партии «Нур Отан», который по своему замыслу должен был помочь решить многие социальные проблемы в сельской местности, в частности дефицит квалифицированных кадров. Сначала программа «С дипломом — в село!» охватывала преимущественно бюджетные направления: здравоохранение и образование. Немного позже в список были включены ветеринары, агрономы, зоотехники, технологи и другие специальности. Однако при отсутствии в сельской местности минимальных удобств и условий для цивилизованной жизни, таких как водопровод, бесперебойная электроэнергия, газ, дороги, интернет, спортивные и культурные объекты, молодежь не будет оставаться там продолжительное время.

«Чтобы повысить интерес молодежи к сельским специальностям, нужна государственная поддержка села, инвестиции в социальную сферу сельских регионов; пополнение материально-технической базы учебных заведений современным оборудованием, развитие партнерских связей учебных заведений с производством, — объясняют представители Мичуринского аграрно-технического колледжа в Карагандинской области. — Программа “С дипломом — в село!” распространяется только на выпускников высших учебных заведений. Необходимо принять подобную программу для выпускников колледжей. Также нужно предусмотреть твердые социальные гарантии (достойная зарплата, социальный пакет, возможность профессионального роста и пр.). В реальности большинство крестьянских хозяйств, относящихся к малому и среднему бизнесу, не может обеспечить этих гарантий».

Г-жа Ковинская также считает, что сельскому хозяйству требуются дополнительные инвестиции и государственная поддержка. Необходимо развивать эту отрасль, чтобы компании в свою очередь могли предлагать сотрудникам более высокую зарплату, дополнительные льготы в рамках компенсационного пакета. Это сделало бы профессии, связанные с сельским хозяйством, более привлекательными в материальном плане. Как и в других отраслях, развитие специалистов невозможно без дополнительного обучения и обмена опытом, этому нужно способствовать, возможно, проводить больше конференций и отраслевых мероприятий.

Вместе с тем по поручению президента страны Нурсултана Назарбаева в Казахстане начали модернизировать систему технического и профессионального образования — с учетом потребностей индустриализации. В одном из своих посланий народу глава государства особое внимание уделил именно развитию системы образования, отметив, что в ближайшие несколько лет нужно сформировать ядро национальной системы дуального технического и профессионального образования, где комбинируются теоретическое обучение в учебном заведении и производственное — на предприятии. Таким образом, дуальная система образования может решить главные проблемы молодых специалистов: отсутствие необходимых навыков для полноценной работы в компаниях и на производстве. Для реализации поставленной задачи Национальной палатой предпринимателей совместно с Министерством образования и науки была специально разработана дорожная карта внедрения дуального обучения, которая содержит 11 приоритетных отраслей региона, такие, как машиностроение, металлургия, сельское хозяйство, сервис, транспорт, строительство и другие.

Вывод напрашивается сам собой. Как и в других сферах, в сфере сельского хозяйства должна быть налажена тесная связь сельскохозяйственных вузов с предприятиями АПК. При такой форме сотрудничества последние активно участвуют в вузовских ярмарках вакансий, проводят презентации, всячески рекламируют себя, обещая карьерный рост и высокую зарплату, заказывают учебному заведению подготовку специалиста, имеющего определенные способности, познания и навыки, с учетом требований своего предприятия. Тогда в процессе обучения студент слушает не только общевузовские лекции, но и выбранные представителями компании, которые иногда могут сами проводить занятия, занимая место преподавателей. Притом что в таком случае предприятия организовывают все необходимое для прохождения студентами практики, оформляют их на работу, обеспечивают учащихся наставниками, которые нередко становятся руководителями дипломных проектов. В результате выпускник учебного заведения еще во время учебы приобретает необходимые практические навыки и определенный опыт работы.

Это было хорошо отработано в советское время, когда каждое училище было закреплено за каким-нибудь предприятием, которое брало на стажировку учащихся, чтобы дать им необходимые навыки и умения. Неплохо было бы также создавать специализированные агроклассы в сельских школах, чтобы уже начиная со школьной скамьи ориентировать детей на работу в АПК.

Тесное сотрудничество

PR-специалист компании HeadHunter Казахстан Лидия Стоялова отмечает, что работодатели через ярмарки вакансий, мастер-классы и тренинги могут привить молодежи желание работать в сельском хозяйстве. Другими словами, работодатели еще со школьной скамьи должны работать с потенциальными сотрудниками.

Как показывает опыт проведения проекта Премии HR-бренд Казахстан, компании используют различные методы мотивации и привлечения кандидатов. Особое внимание номинанты уделяют работе со студентами. На примере таких проектов можем рассмотреть, каким образом работодатель может улучшить ситуацию с привлечением молодых кадров. У каждого соискателя свои цели и требования к месту работы. Одним интересен высокий уровень дохода, другим получение опыта по специальности или возможность работать под кураторством известного эксперта или профессионала и так далее. В связи с этим многие компании начинают работать со своими будущими потенциальными сотрудниками еще со школьной скамьи. Для учащихся проводят открытые уроки, на которых рассказывают о преимуществах работы в своей отрасли, об интересных моментах, связанных с деятельностью организации, обо всем, что может заинтересовать будущих работников и их родителей. Для студентов вузов и колледжей проводятся подобные мероприятия. Это могут быть мастер-классы от специалистов компаний, ярмарки вакансий как возможность напрямую пообщаться с соискателями, организация практики и шефство над группами студентов, проведение обучающих курсов и тренингов, прием на работу или стажировку по итогам самых успешных учащихся и многое другое. Также есть работодатели, которые предоставляют своим сотрудникам жилье в регионе расположения предприятия, служебный транспорт, льготы, беспроцентные кредиты и прочие виды материальной мотивации. Таким образом, первостепенной целью работодателей становится привить соискателям, в частности молодежи, желание работать в АПК, привлечь не просто работников, а заинтересованных, лояльных и готовых добиваться результатов сотрудников.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках

Повестка дня

Коротко

Повестка дня