Правительство повернется к гражданам интерфейсом

Электронное правительство Казахстана заняло лидирующие позиции в рейтинге e-Government Development Index (EDGI), выпущенном в прошлом году ООН

Правительство повернется к гражданам интерфейсом

Казахстан поднялся с 38‑го на 28‑е место, улучшив позиции на 10 пунктов по сравнению с 2012 годом (рейтинг выходит один раз в два года). Как оказалось, инфраструктура e-gov развивается быстрее, нежели список услуг, доступных гражданам

Мировое лидерство в развитии e-gov на протяжении нескольких лет принадлежит Южной Корее. Казахстан входит в группу с высоким индексом развития EDGI (0.5–0.75). Среди постсоветских стран первое место занимает Эстония (см. таблицу 1) с показателем 0,8180. РФ продолжает удерживать второе место, Казахстан закрепился на третьем. Впечатляющих результатов за последние годы добились Армения и Азербайджан, поднявшиеся, соответственно, с 94‑го на 61‑е место (Армения) и с 96‑го на 68‑е место (Азербайджан). Отрицательную динамику показала Украина, опустившись с 68‑го на 87‑е место в рейтинге.

Секреты рейтингового мастерства

Между тем страны Центральной Азии снижают свои показатели начиная с 2008 года. По мнению экспертов ООН, это может быть связано с недостаточным развитием телекоммуникационной инфраструктуры и онлайн-присутствия.

Эстония добилась успехов во многом благодаря децентрализованной системе X-Road (начало создания — 2003 год), которая позволяет обмениваться данными между госведомствами, не требуя от граждан каждый раз той или иной информации. К этой системе могут подключиться не только госорганы, но и физические и юридические лица, для этого нужно следовать определенным правилам и настроить права доступа. «Эстония проводит правильную линию модернизации, причем это не просто какой-то определенный участок для модернизации, а изменение качества всего госуправления. У нас была схожая административная система, которую мы успешно демонтировали, мы построили успешную систему планирования и отчетности, а у вас в Казахстане до сих пор что-то модернизуют. Сворачивание реформ, по моему мнению, связано с влиянием России, которая действует на основе милитаристской силы, а также исходя из своих нефтяных доходов. История покажет, что это неконструктивно», — отметил основатель эстонской E-Governance Academy Ивар Талло.

Однако некоторые эксперты без особого пиетета относятся к рейтингу ООН, считая, что можно получить более высокий результат, если знать методологию его составления: «Страшная тайна рейтинга состоит в том, что для достижения хороших результатов нужно знать, как устроена система оценки и уметь ей подыгрывать», — написала в блоге gov-gov.ru член рабочей группы Открытого правительства РФ Екатерина Аксенова. Иными словами, рейтингом можно манипулировать, если подготовить для его экспертов правильные, переведенные сайты. «Методики, по которым работают эксперты, можно разобрать, — говорит она. — Однако другого рейтинга у нас нет. Он несовершенен, но при сборе зарубежного опыта все равно достаточно полезно взять первую десятку стран для глубокого изучения».

Редактор ресурса e-gov.by Василий Наумов считает, что любой рейтинг — своеобразная витрина и один из первых источников при знакомстве со страной. «Глядя, к примеру, на прогресс Республики Беларусь в рейтинге ООН с 2012 по 2014 год, наблюдатель сразу увидит, что на фоне улучшения инфраструктуры, а также стабильно высокого показателя индекса развития человеческого потенциала Беларусь отстает в таком важном показателе, как “онлайн-сервисы”, то есть в том, для чего, собственно, и строится электронное правительство, — считает он. — Эта тенденция как нельзя лучше отражает общий вектор развития e-Gov в РБ: улучшение межведомственного взаимодействия, увеличение количества информационных услуг, но отсутствие внимания к реальным нуждам людей». Рейтинг полезен, поскольку предлагает объективные показатели, по которым можно судить о прогрессе е-правительства в стране, подчеркнул эксперт.

Рейтинг e-gov складывается из нескольких индикаторов: индекс развития онлайн-услуг (OSI), индекс телекоммуникационной инфраструктуры (TII), а также индекс человеческого капитала (HCI).

Сервисные невозможности

Индекс онлайн-услуг (Online Services Index, OSI) — комбинированный показатель, оценивающий возможность онлайн-общения граждан с правительством. В настоящее время гражданам РК доступно 570 электронных сервисов, более 200 из которых — на портале электронного правительства. В отчете ООН Казахстан упомянут как страна, где есть специальные онлайн-услуги для женщин. Подобного нет у многих стран.

Между тем, судя по динамике, уровень онлайн-услуг в большинстве стран пока что существенно недотягивает до уровня развития телекоммуникаций (см. таблицу 2).

В РФ уровень услуг отличается в зависимости от региона: «Я не идеализирую Москву, но проделанная работа, безусловно, заслуживает уважения. Я даже платную парковку с мобильным приложением для оплаты считаю достижением мирового уровня. Отстающих не хочу называть, чтобы не обижать, но во многих регионах все электронные госуслуги — это федеральный уровень (например, то, что делает налоговая инспекция), а городской и региональный уровень слаб»,— свидетельствует Екатерина Аксенова. Она также считает, что России нужен глубокий аудит сделанных электронных госуслуг и тонкая отладка всех процедур. «Я бы вообще сказала, что пора перестать гнаться за количеством и необходимо отточить до идеала имеющиеся электронные услуги,— отметила она. — Я надеюсь, что продолжится движение в сторону государства как платформы. Это очень важная концепция: то, что делает Москва в сотрудничестве с “Яндексом” — один из примеров. Но должен быть не только «Яндекс» и не только Москва».

Слабость е-услуг отметил и Василий Наумов из Беларуси. Он заявил, что пока не видит предпосылок к тому, что профиль услуг изменится коренным образом. Действие документа, определяющего стратегию развития электронных сервисов в РБ — «Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 годы», истекает в этом году. Но первый замминистра связи и информатизации РБ Д. Г. Шедко на запрос e-gov.by ответил, что правительство не планирует готовить Национальную программу на 2016–2020 годы. Исходя из этого можно предположить, что вопрос развития е-сервисов не будет приоритетом правительства в ближайшую пятилетку. «Однако я бы подождал конца апреля, когда будет представлена Стратегия развития информатизации в Республике Беларусь на 2016–2022 годы. Проанализировав этот документ, можно будет сделать конкретные выводы»,— предупредил господин Наумов.

В лидирующей Эстонии сервисы разработаны для самых разнообразных потребностей. У граждан нет необходимости носить с собой водительские права или техпаспорт, потому что полиция имеет доступ к базе в любой момент времени. Ивар Талло привел такой пример: «Если я сломаю ногу в аварии в Казахстане, ваши доктора через интернет могут получить о моем здоровье всю информацию или, наоборот, наши доктора могут использовать рентгеновские снимки из Казахстана. Также я могу голосовать через интернет, если нахожусь в стране, где нет эстонского консульства, и т. д. Я более не привязан к территории. Больше того, с 1 апреля 2015 года Эстония предлагает услуги не только своим гражданам: например, казахстанцы могут открыть компанию или счет в банке в стране — участнице ЕС, физически не посещая ее для этих целей».

Большинство стран показали за отчетный период рост по индексу TII, несмотря на нестабильную экономическую обстановку (см. таблицу 3). Исследовательская компания J’son & Partners Consulting опубликовала данные, согласно которым наибольшее проникновение мобильного интернета (количество активных подключений на 100 жителей) по итогам 2013 г. зафиксировано в Армении, в Казахстане и в России. Доля пользователей составила 68%, 67% и 63% соответственно. В Узбекистане, по данным правительства, в 2014 году число пользователей интернета составляет более 10 млн человек, или треть всего населения республики, а количество пользователей мобильной связи достигло 20 млн, т. е. свыше 65% населения.

Под индексом человеческого капитала (HCI) подразумевается грамотность населения, валовый показатель посещаемости учебных заведений, расчетная продолжительность обучения в школе и количество лет, затраченное на получение образования среднестатистическим взрослым.

В последнем отчете по развитию e-Gov видно, что за исключением Эстонии, остальные страны на постсоветском пространстве продемонстрировали ухудшение показателей, хотя и драматического спада не наблюдается (см. таблицу 4).

Существует также индекс электронного участия, отображающий уровень взаимодействия граждан и государства как института. Казахстан здесь лидирует, хотя за последние два года только в РК ухудшился этот показатель, остальные страны демонстрируют улучшение, нередко значительное (см. таблицу 5).

По мнению белорусских специалистов, далеко не у всех реализован главный принцип: гражданин — центр концепции электронного правительства. «Если бы государство предоставило максимальную свободу гражданскому обществу и бизнесу, ограничившись функциями гарантии верховенства закона, всевозможные инициативы в сфере e-gov появились бы сами по себе. Государству тогда оставалась бы роль “разумного закупщика”», — считает Сергей Шелегов. Ивар Талло считает, что в ближайшие годы будет усиливаться роль цифровой идентификации личности и интероперабельности госуслуг. Для развитых стран актуален переход госуслуг в фоновый режим, когда работа госаппарата была бы менее заметна, но эффективна.

Справка

В настоящее время казахстанцам доступно 570 электронных услуг и сервисов, более 200 из которых — на портале электронного правительства.

Личная сводка

В 2014 году АО «НИТ» реализовало новый модуль электронного правительства — «Личный кабинет». Здесь пользователю доступно «Персональное досье», в котором содержатся все имеющиеся в государственных базах данные о нем: от имени и номера удостоверения личности до адреса прописки и семейного положения. Кроме того, досье содержит информацию о владении недвижимостью и транспортными средствами, социальном статусе, а также о полученных лицензиях. Кроме того, стали доступны обновления: портал уведомляет пользователя о таких событиях, как изменение права владения на имущество, необходимость замены удостоверяющих документов либо о сроке прохождения техосмотра, о включении и исключении из реестра должников и запретов на выезд. Уведомления приходят как в «Личный кабинет» портала, так и на электронный адрес и номер мобильного телефона, указанные в «Персональном досье» в случае если пользователь подписался на данные услуги.

Для пользователей операционных систем iOS и Android доступно более 50 сервисов. В числе уже предоставляемых услуг есть просмотр номера очереди на жилье, оплата коммунальных услуг, оплата налога на транспорт физических лиц и другие.

Мобилизация ЭЦП

Существует мобильная база граждан, число пользователей которой составляет порядка 700 тыс. абонентов. Разрабатывается проект по переводу ЭЦП на SIM-карты. Особенность мобильной подписи в том, что она будет поддерживаться как смартфонами, так и обычными сотовыми телефонами. В рамках мобильного правительства прорабатывается возможность получать услуги портала egov.kz уведомительного и предупредительного характера. Т.е. пользователи смогут получать SMS-сообщения о необходимости замены удостоверения личности, паспорта, новых вакансиях для безработных, изменении очереди на жилье, готовности документов в ЦОНе и на портале электронного правительства, а также просматривать их статус исполнения.

В 2015 году казахстанцам стали доступны еще 19 новых услуг и один сервис портала «электронного правительства». Среди новых услуг — выдача информации о состоянии пенсионных накоплений (с учетом инвестиционного дохода) вкладчика ЕНПФ, назначение пособия опекунам или попечителям на содержание ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, прием на обучение в академию госуправления, зачисление в кадровый резерв административной госслужбы, оценка уровня знания казахского языка и другое.

Гособлако в штанах

Казахстанское АО «Национальные информационные технологии» (НИТ) разрабатывает инвестпроект по услугам облачного документооборота государственным органам и квазигосударственным организациям. Система электронного документооборота на G-Cloud или e-Docs запущена в опытную эксплуатацию внутри компании, в АО «Байтерек» и в АО «НИКХ “Зерде”».

В рамках услуги СЭД на G-Cloud предполагается предоставлять единый комплекс сервисов, включающий аренду программного обеспечения электронного документооборота, первичную кастомизацию сервиса под бизнес-процессы клиента, аренду вычислительных ресурсов серверного центра (на базе государственной облачной платформы), услуги единого контакт-центра, услуги поддержки 2‑й линии, обучение и межведомственный обмен документов в электронной форме. Согласно проекту бизнес-плана услуги e-Docs должны стать доступны в 2015–2020 годах.

Счета в одном шлюзе

Еще одна возможность, которую разработали в РК — ePay — платежный шлюз, который связывает банковские системы с системами государственных органов. С помощью ePay граждане могут оплачивать большой список различных госуслуг: налоги, штрафы, различные пошлины, а также услуги коммерческих организаций.

Для того чтобы провести платеж, необходима любая банковская карта Казахстана, которая поддерживается системами VISA, Maestro, Mastercard. По некоторым услугам оплату можно производить используя счет-заявку.

В 2014 году через еPay казахстанцы провели 639 701 платеж на сумму чуть более 3 млрд тенге. Среди самых популярных платежей — оплата штрафа за нарушение правил дорожного движения, налог на имущество, налог на транспортное средство, госпошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество, регистрацию актов гражданского состояния, выдачу документов, удостоверяющих личность, и др. На ближайшее время запланирована интеграция оплаты штрафов со всеми банками РК. Кроме того, в планы входит развитие мобильных платежных сервисов и систем электронных денег.

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Ушли, но обещали вернуться

Одним из факторов, спровоцировавших ослабление тенге, стал выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка

Казахстанский бизнес

Забетонировать цену

На рынке цемента цены восстанавливаются до уровня 2013 года

Тема недели

Труба для Астаны

Газификация столицы стала возможной только с третьей попытки

Казахстанский бизнес

Торг здесь электронный

Казахстанская система электронных госзакупок, выстроенная ЦЭК, позволяет производить все закупки госорганов в электронном виде, вести электронный мониторинг корректности процесса закупок и даже электронно жаловаться, если что-то пошло не так