Ускорение на старте

На устоявшемся банковском рынке Казахстана бессмысленно конкурировать по продуктам

Ускорение на старте

По итогам первого квартала, как следует из ренкинга, составленного рейтинговым агентством «Эксперт РА Казахстан» (RAEX), по приросту активов лидирует ForteBank. Его рыночная доля по объему активов около 5%. Но в данном случае это не рыночное лидерство, это всего лишь результат слияния активов трех банков — Альянс, Темирбанка и собственно ForteBank, чье имя сегодня носит объединенный фининститут. Точно так же неоспоримым лидером по росту активов и доле рынка станет Казкоммерцбанк после окончательного слияния с БТА Банком.

Внимание редакции привлек Bank RBK: хотя в ренкинге по динамике активов по итогам первого квартала 2015 года он занимает восьмое место, именно этот банк может считаться наиболее быстрорастущей финорганизацией. Правопреемник небольшого (37‑е место по активам на 1.01.2011) Казинкомбанка, к концу 2011 года RBK уже на 25‑м месте, в начале 2013‑го — на 21‑м. Банку понадобилось всего два года, чтобы из второй десятки переместиться на 11‑е место по активам. Аналогии здесь можно провести только с Альянс Банком и дочерним Сбербанком, которым удалось совершить похожий скачок в ренкинге БВУ.

"Работая с более широкими слоями населения, мы планируем диверсифицировать нашу ресурсную базу через привлечение депозитов физлиц" 

У Сбера — своя история, тактика и стратегия, время и условия вхождения на рынок Казахстана, вся сумма обстоятельств позволила ему быстро войти в число крупнейших отечественных фининститутов. Что касается Альянс Банка, то здесь необходимо провести аналогию с RBK. Оба банка связаны с именем Жомарта Ертаева. При нем Альянсу в 2008 году удалось стать четвертым банком по активам, а в RBK господин Ертаев выступает в качестве консультанта по вопросам стратегического развития. В сентябре прошлого года в капитал RBK вошло ТОО «Дирекция по управлению имуществом “Фонд Инвест”», приобретя 16,5% акций. Председателем правления стал Игорь Мажинов. С этого момента банк переместился еще на четыре ступени вперед, теперь его отделяет всего одна позиция от топ-10 БВУ. Напрашивается вывод об использовании административного ресурса, однако у главы банка Игоря Мажинова свое объяснение динамичного развития банка.

— Игорь, с чем связан такой быстрый рост активов RBK? Ставилась ли при создании банка цель нарастить долю рынка?

— Тот рост, который демонстрировал Bank RBK на этапе своего становления, был обусловлен выбором стратегии позиционирования. Мы презентовали себя рынку в качестве банка-бутика, сконцентрированного на корпоративном сегменте и обслуживании клиентов среднего и VIP-класса в рознице. Это решение позволило банку не распыляться и не расходовать ресурсы на развитие сети, а сосредоточить усилия на качестве сервиса, ибо мы понимали, что конкурировать в части ассортимента банковских продуктов на нашем устоявшемся рынке невозможно. Время подтвердило справедливость нашего выбора. Что касается целей по рыночной доле, то наши планы не были агрессивными: изначально мы поставили перед собой ориентир достичь 1% рынка по активам в течение первых трех лет деятельности банка. Конъюнктура рынка сложилась таким образом, что намеченного показателя мы добились на год раньше. А по состоянию на 1 апреля текущего года наша доля увеличилась до 3,1 процента.

— Менялась ли стратегия развития банка впоследствии?

— Да, в текущем году Bank RBK приступил к реализации новой трехлетней стратегии, что связано с эволюционным переходом от этапа становления к этапу зрелого роста. Соответственно, мы несколько расширили спектр клиентских сегментов. В частности, решили активней развивать филиальную сеть, а также все же попробовать себя в нише массовой банковской розницы. Работая с более широкими слоями населения, мы планируем диверсифицировать нашу ресурсную базу через привлечение депозитов физлиц и нарастить непроцентные доходы за счет увеличения потока обслуживания граждан в наших отделениях. Для этого мы установили новые стандарты нашей филиальной сети с выделением офисов трех типов: RBK Standard — полный спектр банковских услуг, RBK Express — обслуживание физлиц в местах с высокой проходимостью и RBK Prestige — офисы для VIP-клиентов.

— При таком быстром росте наиболее уязвимая часть — адекватное увеличение рисков. Однако, судя по статистике Нацбанка, у RBK за год (2014–2015) снизилась доля NPL. Каким образом вы работаете с просрочкой?

— Просроченной задолженности у нас действительно немного, особенно по сравнению с двузначными показателями всего банковского рынка Казахстана. Поэтому и каких-либо особых процедур работы с проблемными кредитами у нас, в общем-то, нет. С момента появления Bank RBK на рынке мы установили для себя и продолжаем придерживаться строгого правила, согласно которому банк с особой тщательностью подходит к выбору и анализу заемщиков. Стратегически было решено, что банк не будет заниматься ломбардным кредитованием, особенно учитывая проблемы у ряда БВУ, которые активно наращивали портфели в предкризисные годы, рассчитывая на постоянный рост стоимости залогов. Поэтому в вопросе снижения рисков залог для нас не является решающим фактором.

— Кто является клиентом банка? Есть ли предпочтения по отраслям и организациям — МСБ, корпорации?

— С учетом нашего курса на универсализацию, особых предпочтений по клиентам нет — дорожим всяким. Для нас по-прежнему остаются очень интересными крупные и средние корпоративные клиенты, поскольку при работе с ними есть большой потенциал по развитию кросс-продаж розничных продуктов: зарплатных проектов, дистанционного и расчетно-кассового обслуживания.

— Розница для вас — это стратегическое направление работы или способ диверсификации бизнеса и источников получения прибыли?

— Для себя мы определяем розницу как инструмент диверсификации и повышения доходности. Доля бизнеса Bank RBK, сконцентрированная в этом сегменте, будет составлять порядка 20%. Ключевым сегментом для нас остается корпоративное направление, на долю которого будет приходиться 65–70% ссудного портфеля банка.

— В прошлом году многие банки снизили кредитование из-за нехватки тенговой ликвидности. Как вы решаете эту проблему?

— Мы, как и прочие БВУ, пользуемся межбанковскими инструментами, которые предоставляет Нацбанк, в частности операциями СВОП для трансформации долларовой ликвидности в тенговую, которую мы направляем на кредитование клиентов.

— За год депозитная база физических лиц увеличилась в три раза. Это удивляет, потому что именно вклады населения лучше других показателей говорят о банке. А RBK — банк новый, каким образом удалось привлечь клиентов?

— Избавленный на начальном этапе от необходимости распыляться на массового потребителя финансовых услуг, банк сумел обеспечить своим клиентам высокий уровень комфорта в обслуживании и этим выделился на общем банковском фоне. Тем самым он достаточно быстро обрел широкую узнаваемость и заработал положительную репутацию надежного партнера. Все это в совокупности позволило нам привлечь ряд новых крупных и средних VIP-клиентов. Сейчас, когда мы начали целенаправленно работать над расширением охвата в рознице, мы рассчитываем на дальнейший рост притока вкладчиков. Условия по депозитам Bank RBK всегда были конкурентоспособными на рынке, при этом мы не перестаем искать возможности для их улучшения. В частности, с середины мая мы запустили необычную и выгодную акцию для населения. Суть ее в том, что любой казахстанец, приведший в банк нового вкладчика, получит денежное вознаграждение в размере двух процентов от суммы привлеченного депозита. На фоне ясного заявления главы государства о несостоятельности девальвационных ожиданий в стране мы надеемся, что наша акция послужит хорошим стимулом для казахстанцев открывать именно тенговые вклады.

— Банк наращивает объемы привлечения на бирже. В декабре прошлого года удалось разместить облигации на сумму более 42 млрд тенге из облигационной программы объемом 50 млрд. Многие эмитенты жалуются, что чуть ли не единственный институциональный инвестор — ЕНПФ — покупает далеко не все. Как банку удалось разместить такой большой объем долга?

— В первую очередь необходимо отметить, что ЕНПФ с 2014 года достаточно активно инвестирует в БВУ. Если посмотреть структуру его инвестиционного портфеля на 1 апреля 2015 года, то по ряду крупных коммерческих банков мы увидим приобретенные облигации на суммы, доходящие до 200 млрд тенге. Поэтому размещение нашим банком долговых бумаг на 42 млрд тенге является результатом, вполне укладывающимся в новую инвестиционную политику ЕНПФ. При этом доходность по нашим облигациям также вполне рыночная по текущим меркам — 10,5 процента.

— Какие цели банк ставит сегодня?

— Стратегически мы остановились на цели удержания рыночной доли на уровне не менее трех процентов. Корпоративный сегмент для нас по-прежнему останется основным — на него будет приходиться около 80 процентов бизнеса банка с учетом МСБ. Будем постепенно наращивать региональное присутствие за счет открытия новых филиалов и отделений. По итогам 2015 года ожидаем роста активов и средств клиентов на уровне 15–20 процентов.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?