За счет государства

В отсутствие свободной тенговой ликвидности банки все больше превращаются в посредников между экономикой и государственным бюджетом

За счет государства

Невозможно представить развитие экономики без инвестиций. Одной из форм инвестиций (хотя и не основной) являются банковские кредиты. Но отечественные банки в настоящее время не стремятся удовлетворить потребности предпринимателей в длинных тенговых кредитах, а те, в свою очередь, по известным причинам не проявляют интереса к кредитам в иностранной валюте. В результате возникает парадоксальная ситуация: предприятиям нужны заемные средства для развития, банкам необходимо размещать кредиты, чтобы получить маржу и выплатить вознаграждение по депозитам — но при этом наблюдается падение и спроса на ссуды, и их предложения. Так проявляется проблема дефицита тенговой ликвидности.

Чтобы понять причины возникновения этого явления, проанализируем два периода отечественной экономики с похожими внешними факторами — 2006 и 2014 годы. Сразу отметим, что для первого периода характерен высокий темп роста экономики, а для второго, как мы уже отметили, дефицит ликвидности, тормозящий инвестиции и, в конечном счете, экономическое развитие.

Фактор цены на нефть

Традиционно основным поставщиком иностранной валюты в экономику является нефтегазовый сектор. Цена барреля нефти марки Brent, находившаяся в среднем на уровне 54 доллара в 2005 году, в шестом году выросла до 66 долларов, а в 2014‑м — даже на фоне устойчивого удешевления во второй половине года — превысила 92 доллара. Объем производства нефти в Казахстане в 2006 году составил 54,3 млн тонн, в 2014‑м было произведено 67,9 млн. В прошлом году нефтяные валютные доходы были на 75% больше, чем в 2006 году. Значительный приток иностранной валюты в страну был очевидным, что в том числе подтверждается значительными продажами иностранной валюты банками на внутреннем валютном рынке. Таким образом, дефицит ликвидности в отечественной банковской системе не является прямым следствием падения цен на нефть.

Доля высоколиквидных активов банковского сектора на начало 2006 года составляла 15% и к соответствующей дате 2014 года выросла до 18%. Но данная тенденция отчетливо проявилась по отношению к валютной ликвидности. Так, доля высоколиквидных активов в иностранной валюте выросла с 10,2% в начале января 2006 года до 13% на 1 января 2014‑го. Следует отметить, что ситуация с тенговой ликвидностью была диаметрально противоположной: она снизилась с 5,1% до 4,9% по состоянию на соответствующие даты. Тем не менее доля высоколиквидных активов банковского сектора остается на достаточно высоком уровне. Говоря об управлении ликвидностью, следует подразумевать, что сумма активов, или ликвидности, необходимая банку в данный момент, меньше суммы совокупных средств, размещенных на бессрочных счетах его вкладчиков.

Сложился недостаток свободной ликвидности на кредитование экономики на длительные сроки. По оценке экспертов, он составляет не менее 3,5 трлн тенге

Во временной структуре банковских обязательств наблюдаются значительные изменения между 2006 и 2014 годами. Так, в 2006 году в случае погашения банками всех обязательств до одного года в банковской системе оставалась бы свободная ликвидность порядка 24 млрд тенге. В настоящее время банки больше ориентированы на привлечение дорогих коротких средств населения и компаний вместо более стабильных и длинных ресурсов из внешних источников фондирования. В результате сложился недостаток свободной ликвидности на кредитование экономики на длительные сроки. По оценке экспертов, он составляет не менее 3,5 трлн тенге. Скорее всего, эта цифра отражает простую интерполяцию прошлых лет на день сегодняшний. Однако ситуация в экономике в корне изменилась, и уже нет такого уровня спроса на длинные кредиты. Просто-напросто упала деловая активность в реальном секторе экономики, что, естественно, не может не отразиться на спаде инвестиционной активности.

Сложившаяся ситуация с временной структурой активов и обязательств в банковском секторе в значительной степени препятствует генерированию ликвидности для кредитования развития экономики. В частности, короткие обязательства не позволяют обеспечить их размещение в долгосрочные кредиты, в которых нуждаются в настоящее время субъекты предпринимательства. Как уже отмечалось, краткосрочное кредитование в иностранной валюте неинтересно заемщикам из-за чрезмерно высоких дефляционных ожиданий. К тому же и сами банки в связи с необходимостью выполнения пруденциальных нормативов несут большие расходы по обслуживанию данных краткосрочных обязательств.

Без внешних займов

Кредитование экономики зависит от оптимистичности и банков, и бизнеса, то есть от уровня деловой активности. Накануне мирового финансового кризиса практически весь мир переживал бум, что повлияло и на темпы кредитования казахстанской экономики. Так, в течение 2006 года банки активно выдавали кредиты в иностранной валюте, в том числе ипотечные. Ссудный портфель банков за этот год вырос на 94%, или 2 894,4 млрд тенге, а за 2014 год с учетом девальвационной коррекции курса национальной валюты рост кредитования банков составил 6,1%, или 817 млрд тенге. Нетто-объем ссудного портфеля сократился на 1%. Следует подчеркнуть, что совокупный портфель банков в разрезе валют в 2006 году составил 1,5 трлн тенге в иностранной и 1,3 трлн тенге в национальной валюте. К концу прошлого года структура портфеля кардинально поменялась: объем кредитов в инвалюте составил 131 млрд тенге, в национальной — 686 млрд тенге. Не оказало существенного влияния даже снижение средних ставок кредитования с 15,3% в тенге и 12,5% в долларах в 2006 году до 14,2% и 10,2% в 2014 году соответственно — кредитование уже никогда не росло докризисными темпами. Причина, на наш взгляд, в отсутствии источников фондирования БВУ, сравнимых с внешними заимствованиями.

Доля внешних обязательств банков в общем объеме обязательств сократилась более чем в три раза — с 53% в 2006 году до 12% в 2014‑м. Существует гипотеза, что снижение внешних обязательств банков было компенсировано бюджетными средствами. Если предположение верно, то в банковской системе существует риск неисполнения обязательств перед государством, поскольку при оттоке депозитов или нарастании неплатежей по кредитам банки не смогут закрыть эту статью пассива.

Одними из основных источников тенгового фондирования коммерческих банков в настоящее время являются целевые средства правительства, получаемые по госпрограммам поддержки различных отраслей экономики, а также Национального банка и межбанковского рынка по достаточно высоким ставкам (выше 10%).

Активизируй это

На наш взгляд, было бы целесообразно ограничить валютные спекуляции, которые сегодня чрезвычайно выгодны банкам, возможно, введением специального пруденциального норматива, а также жестко определить целевое использование государственных ассигнований.

Банки могут добиться необходимого уровня ликвидности, регулируя сроки и объемы возврата активов и погашения обязательств, то есть управляя финансовыми потоками. Банк, как правило, берет в долг на короткий срок большое количество небольших сумм и дает в долг на более продолжительный срок более крупные суммы. Для того чтобы избежать проблем с ликвидностью, банкам необходимо предпринимать следующие меры. Во-первых, они должны тщательно следить за своими притоками и оттоками наличности. Во-вторых, прогнозировать притоки и оттоки наличности в будущем. Далее они должны планировать присутствие достаточной наличности или активов, легко обращаемых в наличность, чтобы быть в состоянии справиться с неожиданным временным перевесом оттока наличности над притоком. И, наконец, они должны заранее подготовить возможность получения альтернативных источников средств (ссуд) на случай возникновения непредвиденного оттока наличности. Однако все это слишком хлопотно. Проще зарабатывать на валютных спекуляциях или оказании услуг государству, в частности сопровождении бюджетных программ по поддержке предпринимательства.

Простое накачивание экономики ликвидностью приведет к негативным последствиям, если отсутствует спрос на кредиты со стороны производителей торгуемых товаров. Иными словами, предложение денежной массы должно быть адекватно темпам и интенсивности деловой активности. Это означает, что денежные власти совместно с правительством должны координировать свои действия для поддержания и стимулирования деловой активности. Прежде всего правительство должно обеспечить рост деловой активности в стратегически приоритетных секторах экономики, чтобы туда пошел поток финансовых ресурсов.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

* Директор Института исследований современного общества, доктор экономических наук

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности