О цирке и не только

Книга Ольги Бурениной-Петровой «Цирк в пространстве культуры» о феномене цирка стала заметным и уже замеченным явлением в культуре нашего времени

О цирке и не только

В основе концепции Ольги Бурениной-Петровой гениально простое положение — цирк — это еще один способ постижения человеком мира и культуры. Феномен цирка анализируется со всех возможных сторон: в семиотическом, историческом и междисциплинарном контекстах.

По мнению автора, цирк дал миру динамическое равновесие в качестве способа достижения социальной стабильности и социальной гармонии. Жизнь на колесах не знает центра. Циркач существует до тех пор, пока находится в движении. Примечательна мысль автора книги о том, что цирк всегда был вне государства и против государства. Это положение прослеживается в исторической ретроспективе. Цирк, по мнению автора, есть «культура на колесах». А вот далее не столь тривиальный вывод. Культура на колесах — это уже способ присвоения и обживания цирковым номосом чужого пространства, превращения его в свой дом. Цирк всегда вне государства и в этом случае он становится близок к культуре кочевников. Парадоксальным образом западный ученый оказывается созвучен с уже забываемыми научными конструктами о номадической культуре историка Нурбулата Масанова и арт-анализом единственного исследователя и куратора постсоветского искусства Казахстана Валерии Ибраевой.

Внегосударственная природа цирка видна хотя бы в том, что даже в советские годы цирк сохранял присущую ему с архаических времен эротическую семантику. Советская власть, безусловно, пыталась «присвоить» себе цирк. Но это ей удавалось с трудом. Многомерное пространство цирка и многомерная телесность циркового актера разных времен и народов со вкусом представлены на страницах книги, вышедшей в серии «Очерки визуальности». Сама серия также задумана как серия «умных книг» с новым концептуальным взглядом (издатель Ирина Прохорова). Визуальность дана через слово, через интерпретации и версии.

Книга, как и сам цирк, имеет два несомненных достоинства. Теория медиальности и теория культурной антропологии освоена и продемонстрирована автором на новом весьма осязаемом и обширном материале. Кстати, основные положения данной книги были презентованы на мастер-классе, прошедшем в КазУМО и МЯ им. Абылай хана в апреле этого года. Визит профессора Цюрихского университета (Швейцария) оказался возможным в рамках программы «Привлечение зарубежных ученых в вузы Казахстана».

Поясним, текстом и, соответственно, материалом научной рефлексии является в подобном рассмотрении все: не только традиционные собственно печатные, литературные образчики, но и театр, кино, цирк и перфомансы, ряд бесконечен. Замечу, это действительно западный исследовательский подход, обладающий методологической и реальной практической значимостью. Нечто подобное в казахстанской научной практике пока не встречается. Хотелось бы думать, что мастер-класс и книги приглашенного исследователя помогут преодолеть явно существующий кризис в гуманитарных областях науки Казахстана.

Любопытно, как книга воспринимается читателем. Редкий случай для академической практики, когда научная публикация прочитывается на одном дыхании и возникает только одно желание — снова пойти в цирк. И что-то важное в этой жизни понять «изнутри» циркового пространства.

В свою очередь современные медиальные средства своей способностью к трансформации, своими перформативными, экспрессивными и символическими возможностями, своими конкретными формами проявления сами участвуют в процессе выявления смысла. Более того, они особенно интенсивно апеллируют к эмоциональной, аффективной стороне человека, участвуют, таким образом, в перестройке структуры восприятия и познания, — так прогностически оценивает и анализирует место последних в современном мире западный исследователь.

Подобный подход может быть распространен и на другие «продукты» медиальной сферы. Этот же подход позволяет избежать штампов в мировосприятии и текстопорождении.

Подход западного теоретика может дать казахстанским исследователям концептуальный взгляд на исторические обстоятельства. Современный казахстанский дискурс во всех его проявлениях — социальном, эстетическом, бытовом — можно и нужно воспринимать, на субъективный взгляд рецензента, как сконструированный текст. Тогда все становится на места. Тогда становятся более понятными и эстетические, и социальные стереотипы текущего времени и пространства.

Буренина-Петрова О.Д. Цирк в пространстве культуры. Москва, «Новое литературное обозрение», 2014. Тираж — 1000 экз.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее