О цирке и не только

Книга Ольги Бурениной-Петровой «Цирк в пространстве культуры» о феномене цирка стала заметным и уже замеченным явлением в культуре нашего времени

О цирке и не только

В основе концепции Ольги Бурениной-Петровой гениально простое положение — цирк — это еще один способ постижения человеком мира и культуры. Феномен цирка анализируется со всех возможных сторон: в семиотическом, историческом и междисциплинарном контекстах.

По мнению автора, цирк дал миру динамическое равновесие в качестве способа достижения социальной стабильности и социальной гармонии. Жизнь на колесах не знает центра. Циркач существует до тех пор, пока находится в движении. Примечательна мысль автора книги о том, что цирк всегда был вне государства и против государства. Это положение прослеживается в исторической ретроспективе. Цирк, по мнению автора, есть «культура на колесах». А вот далее не столь тривиальный вывод. Культура на колесах — это уже способ присвоения и обживания цирковым номосом чужого пространства, превращения его в свой дом. Цирк всегда вне государства и в этом случае он становится близок к культуре кочевников. Парадоксальным образом западный ученый оказывается созвучен с уже забываемыми научными конструктами о номадической культуре историка Нурбулата Масанова и арт-анализом единственного исследователя и куратора постсоветского искусства Казахстана Валерии Ибраевой.

Внегосударственная природа цирка видна хотя бы в том, что даже в советские годы цирк сохранял присущую ему с архаических времен эротическую семантику. Советская власть, безусловно, пыталась «присвоить» себе цирк. Но это ей удавалось с трудом. Многомерное пространство цирка и многомерная телесность циркового актера разных времен и народов со вкусом представлены на страницах книги, вышедшей в серии «Очерки визуальности». Сама серия также задумана как серия «умных книг» с новым концептуальным взглядом (издатель Ирина Прохорова). Визуальность дана через слово, через интерпретации и версии.

Книга, как и сам цирк, имеет два несомненных достоинства. Теория медиальности и теория культурной антропологии освоена и продемонстрирована автором на новом весьма осязаемом и обширном материале. Кстати, основные положения данной книги были презентованы на мастер-классе, прошедшем в КазУМО и МЯ им. Абылай хана в апреле этого года. Визит профессора Цюрихского университета (Швейцария) оказался возможным в рамках программы «Привлечение зарубежных ученых в вузы Казахстана».

Поясним, текстом и, соответственно, материалом научной рефлексии является в подобном рассмотрении все: не только традиционные собственно печатные, литературные образчики, но и театр, кино, цирк и перфомансы, ряд бесконечен. Замечу, это действительно западный исследовательский подход, обладающий методологической и реальной практической значимостью. Нечто подобное в казахстанской научной практике пока не встречается. Хотелось бы думать, что мастер-класс и книги приглашенного исследователя помогут преодолеть явно существующий кризис в гуманитарных областях науки Казахстана.

Любопытно, как книга воспринимается читателем. Редкий случай для академической практики, когда научная публикация прочитывается на одном дыхании и возникает только одно желание — снова пойти в цирк. И что-то важное в этой жизни понять «изнутри» циркового пространства.

В свою очередь современные медиальные средства своей способностью к трансформации, своими перформативными, экспрессивными и символическими возможностями, своими конкретными формами проявления сами участвуют в процессе выявления смысла. Более того, они особенно интенсивно апеллируют к эмоциональной, аффективной стороне человека, участвуют, таким образом, в перестройке структуры восприятия и познания, — так прогностически оценивает и анализирует место последних в современном мире западный исследователь.

Подобный подход может быть распространен и на другие «продукты» медиальной сферы. Этот же подход позволяет избежать штампов в мировосприятии и текстопорождении.

Подход западного теоретика может дать казахстанским исследователям концептуальный взгляд на исторические обстоятельства. Современный казахстанский дискурс во всех его проявлениях — социальном, эстетическом, бытовом — можно и нужно воспринимать, на субъективный взгляд рецензента, как сконструированный текст. Тогда все становится на места. Тогда становятся более понятными и эстетические, и социальные стереотипы текущего времени и пространства.

Буренина-Петрова О.Д. Цирк в пространстве культуры. Москва, «Новое литературное обозрение», 2014. Тираж — 1000 экз.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?