Хорошего понемножку

Редакционная статья

Хорошего понемножку

В Казахстане многие любят кивать на Запад, сравнивая, как у них там все правильно и как у нас неправильно. Однако во многих сферах сравнения неуместны. Например, в части бюджетов компаний на маркетинг. Отечественные рекламщики любят повторять, что западные компании тратят на рекламу и маркетинг в разы больше казахстанских предприятий, больше даже самых развитых и конкурентоспособных отечественных компаний. Больше в абсолютных цифрах, но не всегда в относительных.

Вот вам пример. Аналитики из компании Asymco провели исследование, которое посвящено рекламным кампаниям мировых ИТ-гигантов за 2013 год. Больше всего средств в рекламу вкладывает корейская корпорация Samsung. В то же время Apple не инвестирует в рекламу своих гаджетов практически ничего. По итогам того финансового года Apple потратила на рекламу своих продуктов чуть более 1 миллиарда долларов при годовой выручке 170,9 млрд долларов, то есть 0,58% от оборота, что по западным меркам мизер. Для сравнения, корпорация Microsoft потратила на рекламу за аналогичный период времени 2,5 млрд долларов при доходе в 78 млрд долларов, то есть 3,2% от оборота — прямо по канонам, которые преподносят во всех бизнес-школах. Но, может быть, Apple — это исключение, подтверждающее правило. Может быть, Стив Джобс один стоил всех бюджетов на продвижение? Нет, Dell и HP также не вкладывают практически никаких средств в рекламу. То есть правил тут никаких на самом деле нет.

Отечественные рекламщики жалуются на наших бизнесменов. Мол, они в большинстве своем еще не воспринимают траты на маркетинг как обязательную статью расходов. Многие предприниматели попросту не осознают, что это такое, сводя все к банальной рекламе на телевидении. А вместо этого вкладываются и вкладываются в оборудование.

Казалось бы, это признак неразвитости нашего бизнеса. Но можно на это взглянуть и по-другому. Отечественные компании нередко конкурируют с транснационалами, и им нужно чем-то выделиться на их фоне. И выделяются они зачастую как раз самим продуктом, его качеством.

На одной конференции, организованной западными доброжелателями, выступал американский мультимиллионер, давал советы нашим производителям продуктов питания. Он сказал следующее: «Если у вас есть проблемы с маржей, поэкспериментируйте с химией. Поменяйте рецептуру. Это дает поистине великолепный результат в ракурсе прибыльности бизнеса». Это был настоящий троянский конь. Представьте себе, что наш производитель прислушался к этому совету. После этого он потерял бы последнее свое преимущество перед международными игроками. Да, в ближайший год он бы себе смог купить за счет большей маржинальности новые машину и дом — а потом бы его компанию убили. Потому что, распробовав такую ерунду, покупатели переключились бы на иностранную продукцию — она такая же отвратительная на вкус, зато ее постоянно демонстрируют на ТВ и упаковка у нее попривлекательнее.

Так что наши бизнесмены, возможно, и правы, когда в первую очередь инвестируют в продукт. Другое дело, что свои сильные стороны нужно подчеркивать, отражать на тех же этикетках. Нельзя игнорировать маркетинг как явление. Не стоит забывать, что маркетинг может существовать без бюджета — все зависит от маркетолога. Необязательно тратить на маркетинг несметные суммы, есть масса малобюджетных возможностей — публикации в соцсетях, вирусный маркетинг, флешмобы и так далее. Самое главное — зацепить аудиторию, оставив яркие эмоции, которые не забываются. Можно почитать практическое руководство самого известного в России консультанта по маркетингу Игоря Манна. Словом, нужно подходить к продвижению творчески. Как Стив Джобс. Но без маркетинга — никак.

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Ушли, но обещали вернуться

Одним из факторов, спровоцировавших ослабление тенге, стал выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка

Казахстанский бизнес

Забетонировать цену

На рынке цемента цены восстанавливаются до уровня 2013 года

Тема недели

Труба для Астаны

Газификация столицы стала возможной только с третьей попытки

Казахстанский бизнес

Торг здесь электронный

Казахстанская система электронных госзакупок, выстроенная ЦЭК, позволяет производить все закупки госорганов в электронном виде, вести электронный мониторинг корректности процесса закупок и даже электронно жаловаться, если что-то пошло не так