Хорошего понемножку

Редакционная статья

Хорошего понемножку

В Казахстане многие любят кивать на Запад, сравнивая, как у них там все правильно и как у нас неправильно. Однако во многих сферах сравнения неуместны. Например, в части бюджетов компаний на маркетинг. Отечественные рекламщики любят повторять, что западные компании тратят на рекламу и маркетинг в разы больше казахстанских предприятий, больше даже самых развитых и конкурентоспособных отечественных компаний. Больше в абсолютных цифрах, но не всегда в относительных.

Вот вам пример. Аналитики из компании Asymco провели исследование, которое посвящено рекламным кампаниям мировых ИТ-гигантов за 2013 год. Больше всего средств в рекламу вкладывает корейская корпорация Samsung. В то же время Apple не инвестирует в рекламу своих гаджетов практически ничего. По итогам того финансового года Apple потратила на рекламу своих продуктов чуть более 1 миллиарда долларов при годовой выручке 170,9 млрд долларов, то есть 0,58% от оборота, что по западным меркам мизер. Для сравнения, корпорация Microsoft потратила на рекламу за аналогичный период времени 2,5 млрд долларов при доходе в 78 млрд долларов, то есть 3,2% от оборота — прямо по канонам, которые преподносят во всех бизнес-школах. Но, может быть, Apple — это исключение, подтверждающее правило. Может быть, Стив Джобс один стоил всех бюджетов на продвижение? Нет, Dell и HP также не вкладывают практически никаких средств в рекламу. То есть правил тут никаких на самом деле нет.

Отечественные рекламщики жалуются на наших бизнесменов. Мол, они в большинстве своем еще не воспринимают траты на маркетинг как обязательную статью расходов. Многие предприниматели попросту не осознают, что это такое, сводя все к банальной рекламе на телевидении. А вместо этого вкладываются и вкладываются в оборудование.

Казалось бы, это признак неразвитости нашего бизнеса. Но можно на это взглянуть и по-другому. Отечественные компании нередко конкурируют с транснационалами, и им нужно чем-то выделиться на их фоне. И выделяются они зачастую как раз самим продуктом, его качеством.

На одной конференции, организованной западными доброжелателями, выступал американский мультимиллионер, давал советы нашим производителям продуктов питания. Он сказал следующее: «Если у вас есть проблемы с маржей, поэкспериментируйте с химией. Поменяйте рецептуру. Это дает поистине великолепный результат в ракурсе прибыльности бизнеса». Это был настоящий троянский конь. Представьте себе, что наш производитель прислушался к этому совету. После этого он потерял бы последнее свое преимущество перед международными игроками. Да, в ближайший год он бы себе смог купить за счет большей маржинальности новые машину и дом — а потом бы его компанию убили. Потому что, распробовав такую ерунду, покупатели переключились бы на иностранную продукцию — она такая же отвратительная на вкус, зато ее постоянно демонстрируют на ТВ и упаковка у нее попривлекательнее.

Так что наши бизнесмены, возможно, и правы, когда в первую очередь инвестируют в продукт. Другое дело, что свои сильные стороны нужно подчеркивать, отражать на тех же этикетках. Нельзя игнорировать маркетинг как явление. Не стоит забывать, что маркетинг может существовать без бюджета — все зависит от маркетолога. Необязательно тратить на маркетинг несметные суммы, есть масса малобюджетных возможностей — публикации в соцсетях, вирусный маркетинг, флешмобы и так далее. Самое главное — зацепить аудиторию, оставив яркие эмоции, которые не забываются. Можно почитать практическое руководство самого известного в России консультанта по маркетингу Игоря Манна. Словом, нужно подходить к продвижению творчески. Как Стив Джобс. Но без маркетинга — никак.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?