Кто помнит, тот поймет

Казахстанцы отпраздновали 70‑летие Победы в Великой Отечественной войне

Кто помнит, тот поймет

Отгремел День Победы. Именно отгремел. Подтверждение тому — множество мероприятий: концертов (которые проводились фактически в каждой организации), выставок, фильмов и акций, приуроченных к торжественному событию. И, наконец, Бессмертный полк и традиционное ежегодное возложение цветов к мемориалу Славы в Алматы, в этот раз собравшее несколько тысяч человек.

Такой размах не удивителен, ведь в этом году отмечалась круглая дата — 70‑летие Победы. Сограждане не уверены в том, что и как будет через пять лет. Но интуитивно чувствуют, что лучше крепче ухватиться за прошлое, пока будущее размыто, а настоящее окончательно не ушло из-под ног.

В Казахстане День Победы празднуется как и в других странах (СНГ и Европы). Не все праздники рассматриваются государством как фактор формирования национального единства. Например, Новый год не несет идеологической нагрузки. Идеологически незаряженными считаются 8 Марта и Наурыз. В целом Новый год и 8 Марта в мире празднуют одинаково. Это же можно сказать о празднике Наурыз, который отмечают в Азии. Но есть и идеологически нагруженные праздники: День независимости, День Первого Президента, День столицы, День конституции, которые отмечают только в Казахстане. Их государство рассматривает в большей степени в качестве факторов формирования единства. У 9 Мая — особое положение. Он не является чисто казахстанским и несет, как и 8 мая, которое отмечается в странах Европы в силу разницы в часовой сетке (пакт о капитуляции гитлеровской Германии был подписан в ночь с восьмого по девятое мая), неоднозначное наполнение. Поэтому в целом это один и тот же праздник, но, конечно же, акценты празднования расставляют по-разному. Не все страны воевали против фашистской Германии, некоторые были захвачены, а некоторые составили гитлеровскую коалицию. Поэтому трактовки войны у освободителей и у освобожденных культурно-исторически разные. Советскую армию далеко не всегда (особенно в дальнейшем) воспринимали как освободительную.

Для бывших советских республик 9 Мая традиционно культурно-исторически олицетворяет Победу, это праздник народов-победителей некогда единой страны. Казахстанцы внесли большой вклад в победу в Великой Отечественной войне. Среди них немало Героев Советского Союза. Этот праздник — символ общности с другими странами, прежде всего в рамках СНГ. Здесь важен элемент идейной солидарности. 9 Мая — единственный праздник, который глава нашего государства традиционно отмечает за границей. И в этот раз Нурсултан Назарбаев был в Москве. В этом — уникальная особенность этого праздника.

В силу тренда на переосмысление исторического прошлого, наметившегося еще в перестройку и усилившегося с распадом СССР, наблюдаются попытки пересмотра значения Дня Победы. В целом казахстанское общество единодушно в необходимости и целесообразности его празднования. Но есть те, которые считают его чрезмерным и политически ангажированным, уличая в идеологическом влиянии Россию. Например, еще задолго до празднования юбилея Победы в соцсетях, преимущественно в том же Фейсбуке, разгорелась жаркая дискуссия по поводу георгиевских (гвардейских) ленточек. Национально настроенные радикалы усмотрели в этом популярном в советское время символе угрозу независимости Казахстана. Ленточка, по их мнению, олицетворяет симпатию и желание вернуться в царскую Россию. Поэтому было предложено заменить ее на ленточку голубую. Но при желании «угрозу независимости» можно углядеть также в кумачах и стягах, которые традиционно несут на парадах и шествиях, красных звездочках, защитных пилотках и даже красных гвоздиках. Ну и, конечно, в самом названии «Великая Отечественная война». Не говоря о советских песнях и стихах — их бы тоже следовало запретить или заменить на другие. До них еще не добрались блюстители национальной чистоты. Поэтому их в честь празднования Победы читали и пели везде. В общем, работы по переделке и замене символов — непочатый край.

Но не возращения в царскую Россию или в СССР (которым продолжают пугать, словно монстром) боятся националисты. Понятно, что никто в это не верит: возвращение СССР, как и Сталина, в эпоху господства транснациональных корпораций — экономическая утопия. Боятся и не хотят скорее духовного единения людей, возникающего на основе общих ценностей и истории. Похоже, некоторые из нас до сих пор не наигрались в толкинистов. Фэнтези — это увлекательно, но главное, чтобы оно не становилось средством эскапизма и способом описания мира. «Империя зла» — именно так Рейган называл СССР в разгар «холодной войны». Сейчас наблюдается тенденция передергивания значения Дня Победы над фашизмом и нацизмом, в которую внесли свой вклад многие народы и страны, стремление представить его как милитаристский праздник, демонстрирующий военную мощь. Но надо помнить и то, что в этот день война закончилась, а агрессор был повержен совсем не пацифистскими средствами. Гитлеровская Германия планировала уничтожить не только евреев, но и другие народы, которых ждали крематории, концлагеря и трудовое рабство. Вот это была бы настоящая империя зла, которая и не снилась сказочникам и фантастам.

Конечно, праздник Победы сопряжен с огромными жертвами и войной, о которых бы хотелось быстрее забыть, как о страшном сне. Но, к сожалению, война была не сном, а исторической явью, со всеми вытекающими последствиями. Так культурно-исторически сложилось, что объединяет нас не европейский карнавал, подобный венецианскому или бразильскому (как, может быть, и хотелось бы), а именно праздник Победы. И празднуем мы Победу в войне, которую затевали не наши предки. И так получилось, что в этой войне они сражались бок о бок за одну родину и за одну землю. Может быть, каждый и думал (как модно в последнее время подчеркивать в этот день) о своем маленьком счастье. Но не мысли о личном счастье объединяли людей, а понимание того, что отдельное частное счастье невозможно без общего блага (этой не только античной, европейской, но и общечеловеческой идеи).

Сейчас, когда земля стала частной собственностью, приватизировали как недра, так и горы — вопрос об общем национальном достоянии звучит риторически. Тщетно алматинская общественность пытается отстоять теперь уже бывший национальный парк Кок-Жайляу. Превалирование частных интересов (у кого‑то помельче, у кого-то покрупнее) пересилило представление об общем благе и закон, на него опирающийся. Именно о нравственном общественном долге заставляет вспомнить нынешние поколения дань памяти героям ВОВ, отдаваемая в День Победы.

В конце хочется подчеркнуть очевидные вещи, которые по политическим и идеологическим мотивам сегодня отступили на задний план: День Победы не интерпретируется как противостояние государств, а тем более народов — это символ свержения античеловеческой идеологии фашизма и нацизма. Это хорошо понимало человечество тогда и понимает сегодня. Понимает это и народ Казахстана. Празднование 9 Мая не имеет потенциала объединения стран на основе политического и военного противостояния.

Для кого праздник?

Не все в организации празднования в Алматы прошло гладко. Несмотря на усилия властей города, сложилось впечатление, что мероприятие проводят для галочки. Особенно это было заметно на церемонии возложения цветов на мемориале Славы в парке 28 гвардейцев-панфиловцев. Пришедшим с Бессмертным полком людям пришлось почти два часа стоять в ожидании акима. Мемориал и прилегающая к нему территория были оцеплены за несколько часов, и горожане, среди которых были и ветераны, долго не могли почтить память героев. Видимо, посчитали, что праздник нельзя было начать без указки руководства. В итоге возложение затянули до проливного дождя, под который попали и пожилые люди.

Другой непонятный инцидент произошел на следующий день с цветами у Вечного огня, которых, надо заметить, было целое море. Цветы почему-то с утра пораньше сгребли вилами и вывезли на самосвале. Ведь могли они полежать еще один праздничный день — кому мешали? Возникло предположение, что их увезли на повторную реализацию, что опять коммерция победила мораль. На следующий день люди принесли новые цветы. Служащие по уборке мемориала, видимо, полностью поглощенные трудовым процессом и забывшие о нравственном долге, сопровождали возложение цветов словами: «Сюда не кидайте — кидайте туда!». Прямо у Вечного огня пришедшим почтить память предлагали мороженое и сладкую вату.

Формальное отношение к празднику коснулось и выставки фотографий о войне, приуроченной к юбилею Победы, проходившей на станции метро «Москва». Открылась она 6 мая, а 9 мая, в сам День Победы, фотографии уже увидеть было нельзя — их сняли.

Кроме недостатков, были и свои достоинства. Праздничный концерт для ветеранов, состоявшийся 8 мая в театре оперы и балета им. Абая, а потом в День Победы вечером на площади «Астана», уже для широкой публики, закончившийся ярким праздничным салютом, — был хорошо организован. Военные песни звучали как-то особенно искренне и трогательно. Впечатление произвел и марш Бессмертного полка, который оставил незабываемые ощущения гражданского единения. Только начинать его не стоило так рано — в восемь утра.

Статьи по теме:
Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор