Вернуться на исходные позиции

Кабмин, возглавляемый г-ом Масимовым, все в том же составе

Вернуться на исходные позиции

Прогнозы экспертного сообщества, что после выборов некоторые министры и акимы лишатся своих кресел и что грянет структурная реорганизация правительства, не сбылись. Напротив, кабмин под руководством Карима Масимова был утвержден в том же составе. Остались на своих должностях и такие важные фигуры, как Нуртай Абыкаев — председатель КНБ, Нурлан Нигматулин — руководитель администрации президента. Кул-Мухаммед Мухтар Абрарулы, возглавлявший предвыборный штаб, также переназначен советником президента. Сохранили свои посты: Кайрат Кожамжаров — председатель Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции, Габит Байжанов — директор службы внешней разведки «Сырбар», Абай Бисембаев — управделами президента, Амантай Куренбеков — начальник службы государственной охраны РК. Кроме того, в понедельник на сайте Акорды был опубликован указ, согласно которому акимы Астаны, Алматы и всех областей заступают на работу в прежнем составе.

Но все же пара изменений произошла. Председателем совета директоров АО «KEGOC» избран Куаныш Бектемиров. А главой АО НАК «Казатомпром» назначен Аскар Жумагалиев, до этого занимавший должность вице-министра по инвестициям.

Автор биографической энциклопедии Данияр Ашимбаев говорит, что после выборов планировались определенные перестановки, даже назывались имена и выдвигалась идея восстановления некоторых ведомств. «Но здесь нужно учитывать два аспекта. Во-первых, любая реорганизация автоматически парализует работу соответствующего ведомства или региона приблизительно на месяц. Нужно определенное время на назначение новых лиц, формирование команды, также необходимо выработать новое распределение обязанностей. Поэтому вопросы кадровых перестановок решили перенести на более поздний срок, чтобы не терять темп»,— подчеркивает собеседник. Второй аспект, по его мнению, связан с заявленной предвыборной программой. «На днях президент озвучил дополнение к ней в виде ста шагов по реализации пяти институциональных реформ. Для этого уже создана национальная комиссия по модернизации экономики. Перестановки, касающиеся правительства и корпуса акимов, мы увидим после того, как парламент утвердит вырабатываемую нацкомиссией программу по осуществлению реформ».

Кадровые перестановки эксперт ожидает ближе к осенней сессии парламента. «Понятно, что накопился блок вопросов, касающийся функционала и распределения персональных обязанностей. Поэтому все те изменения, которые ожидались сразу после выборов, будут введены в часть того комплекса, который связывают с началом реализации президентской предвыборной программы»,— прогнозирует г-н Ашимбаев.

Политолог Максим Казначеев, специализирующийся на внутренней политике, согласен с тем, что пять институциональных реформ так или иначе приведут к определенному изменению сфер влияния в бюрократической системе. «Но я не соглашусь с тем, что эти изменения будут в ближайшие три месяца. Считаю, что те заявленные реформы, которые озвучены президентом в рамках предвыборной риторики, являются среднесрочными, а не краткосрочными, то есть они будут реализовываться в течение трех-пяти лет». Если исходить из этого сценария, то кадровые перестановки будут проходить в рабочем порядке. «Процесс новых назначений будет размыт и прямой зависимости с прошедшей избирательной кампанией я бы не стал делать»,— отмечает эксперт.

Все будет идти в рамках стандартной бюрократической ротации, которую президент проводит постоянно. Институциональные реформы задают новый контекст и в его рамках в среднесрочной перспективе, безусловно, будут ротации. «На самом деле ожидания по изменению кабмина и корпуса акимов транслировались провластным экспертным сообществом; это было связано с предвыборной конъюнктурой. Дело в том, что подобная стратегия, по сути, политтехнологическая, которая используется для того, чтобы повысить в глазах избирателя значимость выборной кампании»,— отмечает Казначеев.

Однако, пожалуй, впервые в истории после значимого политического события мы не увидели изменение расклада сил. «По большому счету, подобная модель действий президента обусловлена тем, что скамейка запасных у него очень короткая. Именно с этим связана та ситуация, когда фактически все действующие бюрократические крупные фигуры остались на своих местах»,— поясняет спикер. Получается забавная ситуация, когда с каждым новым избирательным циклом скамейка запасных становится все короче и короче. Сейчас мы находимся в непростом положении, когда людей менять не на кого. Даже если президент желал бы произвести какую-либо ротацию внутри элиты, он бы не смог подобрать соответствующие кадры. «Отсутствие политической конкурентной среды приводит к тому, что число качественных политических менеджеров не увеличивается»,— резюмирует Максим Казначеев.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики