Кто становится героем

Весть о смерти эстрадного певца и композитора Батырхана Шукенова потрясла алматинцев. На прощание с музыкантом пришло около двух тысяч человек

Кто становится героем

Лично для меня все началось с «Фейсбука», который сначала заполонили посты о скоропостижной кончине экс-солиста группы «А-студио», а чуть позже — слова соболезнования со ссылками на записи клипов и песен. Новость оставалась топовой в течение нескольких дней. Складывалось ощущение, что скорбящие знали певца лично. В некоторых постах часто присутствовали воспоминания о тех или иных (часто мимолетных, но, видимо, знаковых) встречах с популярным исполнителем. Причем описывалось это так, будто покойный сыграл немалую роль в их жизни. Информация в интернете перемежалась с сюжетами по телевидению и радио. Затем из виртуального мира новость перекочевала в реальный — в университете, где я преподаю, студенты поинтересовались, пойду ли я на похороны.

На церемонию прощания в филармонию им. Джамбула, по словам очевидцев, выстроилась большая очередь. А по городу то там, то сям образовались импровизированные мемориалы. Хотя похороны уже прошли, чувства все еще (правда, уже со спадом) изливаются в соцсетях: пользователи сообщают о том, что назвали в честь кумира посаженные деревья и новорожденных младенцев. После таких событий естественный вопрос — в чем феномен Батырхана Шукенова? — возник не только по заданию редакции, но и сам собой.

Не доживший совсем немного до своего 53‑летия Батырхан Шукенов — персона эстрадно-популярная, к политике и, как казалось бы, к классическому, серьезному искусству отношения не имеющая, зато охватившая три периода перемен нашей скоротечной истории: советский, перестроечный и постсоветский, независимый. Напрямую в его творчестве эти государственные пертурбации вряд ли отразились. Но вот на биографии и карьере — безусловно. Родился и получил образование в советское время (учился сначала в Ленинградском институте культуры, потом в консерватории Курмангазы в Алма-Ате), в 1980‑х играл в ансамбле Розы Рымбаевой, снискал себе славу фронтмена в первом составе группы «А-студио», выступавшей на Рождественских вечерах Аллы Пугачевой. После распада СССР остался популярен и востребован в России. Экс-солист, или первый солист (как подчеркивают его коллеги), ставшей в советское время знаменитой не только в Казахстане, но и на российском пространстве первой казахстанской поп-группы. Советник по культуре президента Казахстана.

Россияне удивляются: случись подобное (не дай бог) с кем-нибудь из российских поп-звезд — похожего ажиотажа от москвичей ждать не приходится. Но ведь есть Алла Борисовна (дай бог ей здоровья) — фигура в советско-российской и, что особенно важно, в постсоветской эстраде глобальная. С ней был знаком, и не просто знаком, а здоровался за руку и был обязан взлетом карьеры Батырхан Шукенов. Можно вспомнить «теорию шести рукопожатий», объясняющую, как формируется феномен близости к кумиру. Но можно и не вспоминать — поскольку это околотворческие обстоятельства. А творческие — в том, что Шукенов был безусловно талантлив, и не только как певец, но и как саксофонист, композитор и сочинитель текстов песен.

В точку попало и амплуа лирического эстрадного героя. Точнее сказать, Шукенов не столько его придумал. Его герой сформировался на почве алма-атинской музыкальной культуры, суть которой составляет любовь к легкой и мягкой музыке. Был, конечно, и такой феномен, как Виктор Цой, но это советско-перестроечное поп-явление, вышедшее из субкультуры ленинградского рок-клуба. Цой, говорят, Алма-Ату любил, и она его в ответ полюбила тоже. Но все же наш почвеннический алматинский кумир — Батырхан Шукенов. Ну и что, что жил он в Москве — про родину не забывал, часто бывал и работал в Алматы. Главное, смог в творчестве, в песнях выразить исконное национальное — душу народа. И еще, конечно, важно, что Батырхан — не коренной алмаатинец, а выходец из провинции, добившийся признания задатками и работоспособностью. Приехал талантливый мальчик сначала в одну столицу — достиг успеха, затем поехал в другую — и там получилось. Так в сказке, народном мифе, и полагается.

Что касается чувства сродства и ощущения личной близости, то утверждают, что человеком он был симпатичным, в общении к себе располагающим. Не только с открытым лицом, но и душой. Человеком известным, но при этом, как говорят в народе, без понтов. Ну чем не Юрий Гагарин, только в музыкальном космосе? Да и, в конце концов, не всегда же нам по Майклу Джексону убиваться. Тут еще столько негатива, в том же интернете — скандалы, наши соотечественники наших же соотечественников то сбивают, то избивают. А где позитивные примеры? Не удивительно, что в таком информационном окружении уход талантливых сограждан переживается особенно эксцентрично. Как пишет один из активных пользователей «Фейсбука», ни один его пост еще не собирал столько лайков. Смерть другого, а особенно если это успешная творческая личность, потрясает. И не важно где — в Америке, России или Казахстане.

Крылья мечты

Как считает джазовая певица и музыковед Ирэн Аравина, гаджеты и соцсети в случае с таким уникальным «народным подъемом» на смерть Батырхана Шукенова ни при чем. Дело в том, что поставить рядом с ним из отечественных музыкантов некого. «Уникальность этого музыканта неоспорима. Его достижения как вокалиста, саксофониста и исполнителя вообще — имея в виду его харизму и артистизм, а главное — искренность и честность перед публикой — невероятно высоки. Все эти критерии — результат колоссального труда, великолепной школы и божьего дара. Батырхан учился у замечательных наставников — Георгия Метакса и Григория Геллера, Тахира Ибрагимова и Михаила Ермолова, которые, в свою очередь, подняли казахстанский джаз до международного уровня и задали очень высокую планку мастерства для своих учеников. Несомненно, он был лучшим из них. Он всегда отличался безотказностью, огромной работоспособностью и не знающим отдыха творческим поиском. Как фронтмен “А-студио” он был не только лицом коллектива, но и его крыльями, воплощая в своем образе и судьбе мечты тысяч музыкантов и миллионов соотечественников, вызывая радость и гордость. Он появился в нужное время и в нужном месте — он был услышан! Необыкновенно скромный человек был строг к самому себе и своей работе. Батырхан Шукенов — не просто талантливая личность, а удивительный феномен», — уверена Ирэн.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее