Кто становится героем

Весть о смерти эстрадного певца и композитора Батырхана Шукенова потрясла алматинцев. На прощание с музыкантом пришло около двух тысяч человек

Кто становится героем

Лично для меня все началось с «Фейсбука», который сначала заполонили посты о скоропостижной кончине экс-солиста группы «А-студио», а чуть позже — слова соболезнования со ссылками на записи клипов и песен. Новость оставалась топовой в течение нескольких дней. Складывалось ощущение, что скорбящие знали певца лично. В некоторых постах часто присутствовали воспоминания о тех или иных (часто мимолетных, но, видимо, знаковых) встречах с популярным исполнителем. Причем описывалось это так, будто покойный сыграл немалую роль в их жизни. Информация в интернете перемежалась с сюжетами по телевидению и радио. Затем из виртуального мира новость перекочевала в реальный — в университете, где я преподаю, студенты поинтересовались, пойду ли я на похороны.

На церемонию прощания в филармонию им. Джамбула, по словам очевидцев, выстроилась большая очередь. А по городу то там, то сям образовались импровизированные мемориалы. Хотя похороны уже прошли, чувства все еще (правда, уже со спадом) изливаются в соцсетях: пользователи сообщают о том, что назвали в честь кумира посаженные деревья и новорожденных младенцев. После таких событий естественный вопрос — в чем феномен Батырхана Шукенова? — возник не только по заданию редакции, но и сам собой.

Не доживший совсем немного до своего 53‑летия Батырхан Шукенов — персона эстрадно-популярная, к политике и, как казалось бы, к классическому, серьезному искусству отношения не имеющая, зато охватившая три периода перемен нашей скоротечной истории: советский, перестроечный и постсоветский, независимый. Напрямую в его творчестве эти государственные пертурбации вряд ли отразились. Но вот на биографии и карьере — безусловно. Родился и получил образование в советское время (учился сначала в Ленинградском институте культуры, потом в консерватории Курмангазы в Алма-Ате), в 1980‑х играл в ансамбле Розы Рымбаевой, снискал себе славу фронтмена в первом составе группы «А-студио», выступавшей на Рождественских вечерах Аллы Пугачевой. После распада СССР остался популярен и востребован в России. Экс-солист, или первый солист (как подчеркивают его коллеги), ставшей в советское время знаменитой не только в Казахстане, но и на российском пространстве первой казахстанской поп-группы. Советник по культуре президента Казахстана.

Россияне удивляются: случись подобное (не дай бог) с кем-нибудь из российских поп-звезд — похожего ажиотажа от москвичей ждать не приходится. Но ведь есть Алла Борисовна (дай бог ей здоровья) — фигура в советско-российской и, что особенно важно, в постсоветской эстраде глобальная. С ней был знаком, и не просто знаком, а здоровался за руку и был обязан взлетом карьеры Батырхан Шукенов. Можно вспомнить «теорию шести рукопожатий», объясняющую, как формируется феномен близости к кумиру. Но можно и не вспоминать — поскольку это околотворческие обстоятельства. А творческие — в том, что Шукенов был безусловно талантлив, и не только как певец, но и как саксофонист, композитор и сочинитель текстов песен.

В точку попало и амплуа лирического эстрадного героя. Точнее сказать, Шукенов не столько его придумал. Его герой сформировался на почве алма-атинской музыкальной культуры, суть которой составляет любовь к легкой и мягкой музыке. Был, конечно, и такой феномен, как Виктор Цой, но это советско-перестроечное поп-явление, вышедшее из субкультуры ленинградского рок-клуба. Цой, говорят, Алма-Ату любил, и она его в ответ полюбила тоже. Но все же наш почвеннический алматинский кумир — Батырхан Шукенов. Ну и что, что жил он в Москве — про родину не забывал, часто бывал и работал в Алматы. Главное, смог в творчестве, в песнях выразить исконное национальное — душу народа. И еще, конечно, важно, что Батырхан — не коренной алмаатинец, а выходец из провинции, добившийся признания задатками и работоспособностью. Приехал талантливый мальчик сначала в одну столицу — достиг успеха, затем поехал в другую — и там получилось. Так в сказке, народном мифе, и полагается.

Что касается чувства сродства и ощущения личной близости, то утверждают, что человеком он был симпатичным, в общении к себе располагающим. Не только с открытым лицом, но и душой. Человеком известным, но при этом, как говорят в народе, без понтов. Ну чем не Юрий Гагарин, только в музыкальном космосе? Да и, в конце концов, не всегда же нам по Майклу Джексону убиваться. Тут еще столько негатива, в том же интернете — скандалы, наши соотечественники наших же соотечественников то сбивают, то избивают. А где позитивные примеры? Не удивительно, что в таком информационном окружении уход талантливых сограждан переживается особенно эксцентрично. Как пишет один из активных пользователей «Фейсбука», ни один его пост еще не собирал столько лайков. Смерть другого, а особенно если это успешная творческая личность, потрясает. И не важно где — в Америке, России или Казахстане.

Крылья мечты

Как считает джазовая певица и музыковед Ирэн Аравина, гаджеты и соцсети в случае с таким уникальным «народным подъемом» на смерть Батырхана Шукенова ни при чем. Дело в том, что поставить рядом с ним из отечественных музыкантов некого. «Уникальность этого музыканта неоспорима. Его достижения как вокалиста, саксофониста и исполнителя вообще — имея в виду его харизму и артистизм, а главное — искренность и честность перед публикой — невероятно высоки. Все эти критерии — результат колоссального труда, великолепной школы и божьего дара. Батырхан учился у замечательных наставников — Георгия Метакса и Григория Геллера, Тахира Ибрагимова и Михаила Ермолова, которые, в свою очередь, подняли казахстанский джаз до международного уровня и задали очень высокую планку мастерства для своих учеников. Несомненно, он был лучшим из них. Он всегда отличался безотказностью, огромной работоспособностью и не знающим отдыха творческим поиском. Как фронтмен “А-студио” он был не только лицом коллектива, но и его крыльями, воплощая в своем образе и судьбе мечты тысяч музыкантов и миллионов соотечественников, вызывая радость и гордость. Он появился в нужное время и в нужном месте — он был услышан! Необыкновенно скромный человек был строг к самому себе и своей работе. Батырхан Шукенов — не просто талантливая личность, а удивительный феномен», — уверена Ирэн.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики