Деньги — в обработку

В отсутствии развитых рынков капитала государство берет на себя большую часть расходов по финансовой поддержке обрабатывающей отрасли

Деньги — в обработку

В прошлом году завершился первый этап Госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР на 2010–2014 годы), или, как ее еще называют, первая пятилетка индустриализации страны. С нынешнего года начинается реализация ГПФИИР-2. Программа, принятая в августе прошлого года указом президента, рассчитана на пять лет — 2015–2019 годы.

Несмотря на то что это уже вторая индустриальная пятилетка, как показывает анализ ситуации, проблема с финансовыми ресурсами так и не решена. «В отсутствии должного финансирования со стороны коммерческих финансовых институтов эту нишу на казахстанском рынке пришлось занять государству через систему национальных холдингов и институтов развития. Система институтов развития была расширена и настроена с учетом нужд индустриально-инновационного развития. Были опробованы различные инструменты поддержки индустриального развития: субсидирование процентных ставок, возмещение расходов и предоставление грантов на инновации и внедрение технологий, возмещение части затрат субъектов индустриально-инновационной деятельности, гарантирование кредитов и прочее» — такие меры, говорится в тексте программы второй пятилетки, были предприняты, но положение дел существенно не изменилось.

У казахстанских предприятий есть только два источника финансирования — собственные средства и кредиты банков. Выхода на рынок капитала, особенно акционерного, нет. Так сложилось исторически: в стране фондовый рынок существует в большей степени номинально, нежели реально. А предприятия, особенно малые и средние, традиционно недостаточно прозрачны, чтобы иметь возможность привлекать долговой капитал на рынке. Что касается привлечения акционерного капитала, большая часть владельцев не настроена размывать структуру собственности и впускать инвесторов «со стороны».

Остаются банковские кредиты. А это дорогие деньги, к тому же короткие. У банков нет доступа к долгосрочному дешевому фондированию, соответственно, и они не могут предоставить дешевых длинных денег своим клиентам. Это замедляет рост количества инвестиционных проектов в несырьевых секторах, на реализацию которых нужны именно длинные деньги, ведь «выстрелить» такой проект может в перспективе пяти-семи лет.

Финансовая поддержка в рамках ГПФИИР-2 направлена на стимулирование инвестиций в приоритетные сектора экономики, посредством расширения инструментов и доступности источников финансирования — все это было опробовано при реализации первой пятилетки.

Кредиты со скидкой

Основная задача стратегии индустриализации — уход от сырьевой зависимости, диверсификация экономики и увеличение экспортного потенциала за счет продукции более высоких переделов. Итоги первой пятилетки программы правительство признало обнадеживающими: запущены сотни новых производств, созданы тысячи рабочих мест, повысилась производительность труда, увеличилась налогооблагаемая база.

Однако структурных изменений первая пятилетка ГПФИИР не принесла: вес обрабатывающей промышленности в экономике не повысился, динамика этого промышленного сектора не пошла на взлет теми темпами, как того многие ожидали. По предварительным данным комитета по статистике МНЭ РК, по итогам 2014 года доля обрабатывающей промышленности в ВВП даже немного снизилась: с 11,8% в 2008 году до 10,5% в минувшем. Произошло это по большей части вследствие замедления динамики обрабатывающей промышленности: начав пятилетку в 2010‑м с 14‑процентного роста, по итогам 2014 года обработка показала только однопроцентный рост.

Доступ к финансированию и высокая стоимость заимствования обозначены в ДКБ как одна из проблем, которые тормозят развитие предпринимательства в стране 

Этому результату есть как объективные, так и субъективные причины. К первым можно отнести посткризисный экономический рост в десятом году и предкризисный спад в прошлом. К субъективным — перекредитованность многих предприятий, особенно крупных, и недостаток долгосрочного финансирования, хотя государство существенную часть затрат взяло на себя.

В целом стоимость программы на пять лет была определена в сумме 6,5 трлн тенге. Но это не только бюджетные средства, но и внутренние и внешние частные инвестиции, средства национальных компаний, национальных управляющих холдингов и других госорганизаций. Предусматривалась широкая линейка инструментов финансирования, в том числе кредитование, лизинг, субсидирование ставки вознаграждения, корпоративные гарантии, сервисная поддержка, гранты для экспортеров и так далее. Как показало время, наиболее популярной формой финансирования через банки второго уровня стали транши Фонда развития предпринимательства «Даму», а также субсидирование ставки и гарантирование займов по проектам в приоритетных отраслях в соответствии с программой «Дорожная карта бизнеса-2020», принятой в рамках ГПФИИР в 2010 году. Параллельно с программой первой индустриальной пятилетки сходные задачи решали позже принятые программы развития моногородов («Моногорода-2020»), аграрного сектора («Агробизнес-2020»), направленные на поддержку, в том числе финансирование, предприятий малого и среднего бизнеса, занятого в обрабатывающей отрасли.

По условиям ДКБ, вознаграждение по банковскому кредиту и финансовому лизингу не может превышать 14% годовых, из которых государство компенсирует половину, так что заемщику кредит обходится в 7% годовых. Еще лучшие условия финансирования предусмотрены программами «Даму» и Банка развития Казахстана (БРК) по обусловленному размещению средств Национального фонда РК: ставка для субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) снижена до 6%. В прошлом году было выделено 100 млрд тенге летом плюс 50 млрд — в декабре.

Субсидирование ставки на момент принятия ДКБ было оптимальным вариантом помощи предпринимателям, поскольку позволило снизить долговую нагрузку действующих предприятий сразу после кризиса. В отсутствии доступа к более дешевым внешним займам фондирование банков резко подорожало, что, в свою очередь, отразилось на ставках для конечных заемщиков. Доступ к финансированию и высокая стоимость заимствования обозначены в ДКБ как одна из проблем, которые тормозят развитие предпринимательства в стране. В то же время в программе четко оговаривается, что средства, которые государство направляет на эти цели, возвратные, то есть операторы, в данном случае банки, должны их вернуть.

Банки хорошо отзываются и о таком инструменте поддержки, также предусмотренном ДКБ, как частичное гарантирование займа: гарантия «Даму» позволяет предпринимателю получить кредит на развитие бизнеса в случае, если его собственного залогового обеспечения недостаточно. Гарантирование осуществляется по новым кредитам, направленным на инвестиции, модернизацию и расширение производства.

В 2014 году из республиканского бюджета для субсидирования ставки вознаграждения по кредитам/лизинговым сделкам БВУ и лизинговых компаний было направлено 27,7 млрд тенге. За счет этих средств были снижены кредитные ставки по финансированию порядка 1500 проектов (общее количество — по всем БВУ). В 2014 году в целом было заключено 445 договоров гарантии. Сумма кредитов, выданных под гарантию «Даму» в 2014 году, составила 15,3 млрд тенге, сумма гарантий — 7,6 млрд тенге.

«Инструменты ДКБ-2020 позволяют при небольших суммах бюджетного финансирования предоставить поддержку достаточно большому числу предпринимателей. То есть государственная поддержка в виде субсидирования ставки вознаграждения и гарантирования, при участии банков второго уровня (в сравнении с фондированием), позволяет охватить более широкий круг предпринимателей. Для сравнения, из 100 миллиардов, выделенных из Национального фонда в 2014 году, направленных на финансирование субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в сфере обрабатывающей промышленности, было профинансировано 437 проектов»,— рассказали нам в АТФ Банке.

Кризис бьет ценами

Благодаря ГПФИИР в обрабатывающую промышленность пошли деньги, а стоимость финансирования стала снижаться. Как можно видеть на графике 1, начиная с 2010 года объем кредитов обрабатывающей промышленности с 382 млрд тенге вырос почти до триллиона в 2014‑м. Одновременно снижалась средневзвешенная ставка вознаграждения. Нужно учитывать, что не все отраженные в статистическом бюллетене Нацбанка займы субсидированы, многие проекты не отвечают условиям программы ГПФИИР или ДКБ-2020, публикуется общая статистика. И все же тренд — увеличение объемов при снижении стоимости — прослеживался четко до прошлого года.

В 2014 году средневзвешенные ставки по кредитам обрабатывающей промышленности стали расти с 9,4–10% годовых до декабрьского максимума в 16,6%, в январе нынешнего года они достигли 22,6%. Для сравнения: кредиты горнодобывающей промышленности (не субсидированные) обходятся намного дешевле (см. график 2). Банкиры отмечают, что сегодня наблюдается рост ставок по тенговым кредитам, а спрос со стороны предпринимателей именно на тенге очень высок. Напомним, что вся финансовая помощь по госпрограммам номинирована в национальной валюте. Причину роста стоимости займов эксперты видят в недостатке фондирования БВУ в тенге. «Ожидание очередной девальвации на фоне падения цен на нефть и девальвации рубля привело к перетоку тенговых сбережений в долларовые и, как следствие, дефициту тенге на рынке. Национальный банк резко ограничил предложение тенге, так как опасался дальнейшего конвертирования тенге в доллары и еще большей долларизации экономики. Это, в свою очередь, повлияло на объемы выдаваемых банками тенговых кредитов — их стало очень мало, некоторые банки вообще перестали кредитовать в тенге» — это мнение специалистов Евразийского банка.

Тем не менее, как уже говорилось выше, господдержка сыграла положительную роль в увеличении финансирования проектов в обрабатывающей отрасли. И все же в структуре совокупного кредитного портфеля комбанков эта несырьевая отрасль занимает незначительную долю — около 7,8%, для сравнения: на строительство приходится 9,6%, на торговлю — почти 20%.

Все хотят «оборотки»

Хотя приоритет в индустриальной программе отдается инвестиционным проектам, пополнение оборотных средств на 1 января 2015 года составляло почти 27%, приобретение основных фондов — лишь 9,2% всех кредитов БВУ. К сожалению, отдельных цифр по обрабатывающей отрасли Нацбанк не публикует.

Банки такую однобокость объясняют тем, что при инвестиционном кредитовании высоки риски самого заемщика из-за более длинного срока возврата, большей зависимости от технологических моментов, а также рыночных колебаний. Поэтому промышленные предприятия предпочитают вкладывать в основной капитал собственные средства. По данным НБРК, их доля в структуре инвестиций казахстанских предприятий в целом составляет 59%. Но, конечно, эта цифра не отражает действительного положения именно в обработке, ведь большая часть инвестиций приходится на горнодобывающую промышленность.

Предприятия реального сектора экономики в последние пять лет снизили инвестиционную деятельность: годовой прирост инвестиций в основные фонды, по данным НБРК, упал с 14,8% до 6,9%. Сократились также инвестиции в сфере услуг, поддерживающих обрабатывающую отрасль. В пример можно привести такие сектора, как транспорт и складирование, где вложения упали на 15%, и информация и связь — минус 15%.

Государство, взявшее на себя значительную часть финансирования предприятий обрабатывающей промышленности, для стимулирования инвестиций в основные средства ограничило кредитование оборотки. Так, по первому направлению ДКБ-2020 займы должны быть направлены на приобретение новых, создание и модернизацию основных средств, для реализации новых инвестиционных проектов. При этом финансирование оборотных средств осуществляется в рамках кредита на приобретение и/или модернизацию основных средств и/или расширение производства, но не более 30% от суммы кредита. Как рассказали «Эксперту Казахстан» в Казкоммерцбанке, регламентированы доли кредитования оборотного капитала и инвестиционного и условиями размещения средств НФ. По первому траншу (100 млрд тенге) деньги должны быть направлены на финансирование инвестиций, а также рефинансирование инвестиционных займов. По второму траншу (50 млрд) разрешено кредитование оборотки.

БВУ считают ограничение финансирования пополнения оборотных средств существенными недостатком действующих программ, направленных на реализацию ГПФИИР 

По мнению банкиров, такие ограничения сокращают число потенциальных клиентов. «Для некоторых отраслей наличие доступа к ресурсам на оборотные средства является ключевым. Например, для предприятий масло-жировой отрасли, переработки плодово-овощной продукции, первичной переработки хлопка закуп сырья осуществляется один раз в год. Предприятия по производству полиэтиленовых и полипропиленовых труб — в связи с тем, что спрос на трубы низкий в зимний сезон — также стремятся закупить сырье на склад на год вперед. Потребность в оборотных средствах для предприятий таких отраслей в разы превосходит их потребность в заемных средствах на инвестиционные цели. Значительное количество производственных проектов простаивает из-за отсутствия или высокой стоимости оборотных средств. Финансирование инвестиционных проектов позволяет нарастить производственные мощности за счет инвестирования в основные средства, однако этот эффект появится лишь через 6–12 месяцев после установки и запуска новых производств. В то же время для многих предприятий требуется быстро увеличить объемы на уже существующих мощностях, увеличив объемы закупа сырья и материалов»,— говорят специалисты АТФ Банка. Это мнение, как мы убедились, разделяют и их коллеги из других БВУ, считающие ограничение финансирования пополнения оборотных средств существенным недостатком действующих программ, направленных на реализацию ГПФИИР.

Триллион из нефтяной кубышки

В 2014 году было принято решение направить 1 трлн тенге на развитие экономики. «Внешние источники финансирования для нас малодоступны, и выделяемые кредиты очень дорогие. Внутренние ресурсы в банковской системе ограничены, так как отечественные банки только-только выходят из кризиса. В связи с этим, как вам известно, было принято решение выделить из Национального фонда значительные средства в размере одного триллиона тенге для того, чтобы поддержать экономику, особенно малый и средний бизнес, а также продолжать индустриализацию и реализацию инфраструктурных проектов страны. Они обеспечивают новые рабочие места, заработную плату для наших граждан и в целом создают возможность для улучшения уровня жизни»,— сказал президент страны Нурсултан Назарбаев в феврале прошлого года на совещании по вопросам стимулирования предпринимательства и оздоровления финансового сектора.

Из этих денег 100 млрд тенге были распределены между банками второго уровня для нового кредитования и рефинансирования действующих займов предприятий обрабатывающей промышленности.

Схема финансирования достаточно простая и, на наш взгляд, в большей мере направлена на поддержку не столько бизнеса, сколько банков второго уровня, правда, и все риски по возврату средств несут БВУ. Итак, НУХ «Байтерек» привлекает эти деньги у Нацфонда под выпуск облигаций сроком на 20 лет под 0,1% годовых. Половина этой суммы направляется ФРП «Даму» на тот же срок, но уже по цене 0,15% годовых. Эти деньги размещаются в БВУ по ставке не более 2% на кредитование проектов МСБ в обрабатывающей промышленности. Конечному заемщику деньги обходятся по ставке 6% годовых. Маржа банка, таким образом, ограничена 4%. Это первое направление.

Второе направление: оставшиеся 50 млрд тенге под 0,15% «Байтерек» предоставит БРК на финансирование крупных предприятий в обрабатывающей промышленности. Эти деньги также размещаются в БВУ под 2% годовых, а банки устанавливают номинальную ставку не выше 6%.

По данным НУХ «Байтерек», выделенные 100 млрд тенге полностью освоены. По 98 заявкам предпринимателей спрос превысил предложение на 23,5 млрд тенге. Профинансировано 437 проектов, создано 23 новых предприятия и 4,5 тыс. новых рабочих мест; рефинансировано 144 заемщика на сумму 27 млрд тенге. Ожидается, что в первый год действия программы в бюджет поступит дополнительно 7 млрд тенге в виде налогов, в течение 20 лет эта сумма увеличится до 250 млрд.

По данным «Даму», на 6 марта 2015 года из выделенных банкам 50 млрд тенге одобрено 163 проекта на сумму 37,3 млрд тенге, уже профинансировано 86 проектов, из них 33 проекта — с целью пополнения оборотных средств. Фактически освоено 40% размещенных средств. С учетом одобренных к этому моменту заявок освоение может составить 74%. Еще 190 проектов на 36 млрд тенге находятся на рассмотрении банков. Так что спрос превысил предложение.

«Считаем, что данная мера поддержки со стороны государства весьма существенна. Помимо этого, в рамках ГПФИИР-2 предусмотрено предоставление мер государственной поддержки в рамках действующих программ: “Дорожная карта бизнеса-2020”, субсидирование процентных ставок по кредитам БВУ через АО “Фонд развития предпринимательства “Даму”, гарантирование кредитов через фонд “Даму”, “Агробизнес-2020” — субсидирование процентных ставок по кредитам БВУ через “Казагромаркетинг” и фондирование за счет средств холдинга “КазАгро”»,— рассказали специалисты Сбербанка, уже освоившего более 73% полученных от «Даму» 4 млрд тенге.

Медленнее осваиваются нацфондовские деньги для крупного бизнеса. БРК сообщает о том, что за счет первого транша средств НФ банками одобрено 15 проектов на общую сумму 18,8 млрд тенге, а финансирование открыто лишь по шести проектам на сумму 3,7 млрд тенге. Но и срок освоения денег банками здесь длиннее: 18 месяцев против 12 месяцев по траншу «Даму».

Финансирование — важный, но не единственный фактор индустриализации. Даже достаточное количество денег еще не означает успеха в диверсификации экономики. На наш взгляд, деньги должны быть направлены не просто в обработку, но в наиболее перспективные и эффективные проекты с инновационной составляющей. Важно и то, насколько грамотно сориентированы банковские инструменты, нужны ли они бизнесу, насколько просто их получить.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности