Казахстанцы приобрели 13 тыс. автомобилей на сумму $130 млн

Таковы итоги деятельности холдинга «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» в I квартале 2015 года

Казахстанцы приобрели  13 тыс. автомобилей на сумму $130 млн

В первом квартале 2015 года на продажи холдинга «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» пришлось 52,7% казахстанского рынка. Клиентами компании в 26 городах республики приобретено 13,1 тыс. автомобилей на сумму 24 млрд тенге ($130 млн).

С начала года конвейер АО «АЗИЯ АВТО» обеспечил 79% легкового автопроизводства страны и седьмую часть продукции казахстанского машиностроения.

Автомобильный рынок Казахстана

Январь-март 2015 года стали четвертым по счету кварталом последовательного сокращения объемов казахстанского рынка. Официальными ретейлерами по результатам трех месяцев было реализовано 24 954 автомобиля (включая легкую коммерческую технику), что на 26% ниже аналогичного показателя 2014 года.

Статус  бестселлера в сегменте легковых авто сохраняет марка Lada. На ее долю пришлось 37,4% суммарных продаж (9331 ед.). Лидирующие позиции в числе наиболее востребованных брендов января-марта 2015 г. заняли также Hyundai (3118 ед.), Kia (2193 ед.), Toyota (2086 ед.), Renault (1336 ед.), UZ-Daewoo (954 ед.), UAZ (947 ед.), GAZ (887 ед.), Volkswagen (859 ед.), Chevrolet (736 ед.), Geely (376 ед.), Nissan (367 ед.), Skoda (241 ед.), Mitsubishi (218 ед.) и SsangYong (204 ед.).

Как известно, резкое снижение сбыта в автоцентрах официальных дилеров, наметившееся в четвертом квартале минувшего года, было вызвано обвалом курса российской валюты. Однако 1 января 2015 года состояние рынка усугубили изменения в налоговом регулировании, коснувшиеся перемещения автомобилей через российско-казахстанскую границу. В результате отмены НДС и акцизов на автомобили, ввозимые физическими лицами, по итогам первого квартала 2015 года зафиксирован антирекорд: свыше 107 тысяч новых и подержанных автомобилей, поступивших на территорию республики по «серым» каналам. 74% объемов теневого импорта пришлось на «секонд-хэнд».

Вследствие беспрецедентного роста неорганизованной торговли «серый» сегмент отечественного авторынка вчетверо превысил сбыт официальных дилеров и в 40 раз превзошел продажи автомобилей казахстанской сборки.

Вместе с тем в феврале-марте т.г. ключевые макроэкономические индикаторы, от динамики которых зависим потребительский рынок РК, выглядели благополучнее январских значений. Так, в течение отчетного квартала рубль укрепился по отношению к тенге на 18%, а среднемесячная цена нефти Brent впервые с июня 2014 года показала рост – с $47,8 в январе до $55,9/барр. в марте 2015 г. Сохранение позитивной динамики сырьевых котировок и стабилизация российской валюты, несомненно, окажут тонизирующее действие на состояние казахстанской экономики и рост потребительских расходов.

Игорь Потапов, генеральный директор ТОО «БИПЭК АВТО Казахстан»: Укрепление российского рубля и рост нефтяных цен – немаловажные факторы. Они внушают оптимизм. Но, в отличие от других секторов казахстанского бизнеса, причины спада на автомобильном рынке страны кроются не в макроэкономике. Главная угроза - это теневой импорт, который растет от месяца к месяцу разрушительными темпами. В первом квартале по «серым» каналам в Казахстан ввезено и поставлено на учет более 107 тысяч легковых автомобилей. Таким образом, 80% автомобильного рынка страны оказалось в налоговой «тени», а продажи в «сером» сегменте сегодня в 40 раз превосходят сбыт казахстанских автозаводов.

В новейшей истории отечественной автоиндустрии столь угрожающее перспективам отрасли положение сложилось впервые и, несомненно, требует решительных действий со стороны государства.

Продажи и обслуживание

По итогам трех месяцев 2015 года свыше половины клиентов казахстанских автосалонов остановили выбор на предложениях Группы Компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО». В филиалах холдинга реализован 13 141 автомобиль на  (-26% к аналогичному периоду 2014 г.) на сумму 24 млрд тенге ($130 млн). Рыночная доля компании в сегменте легковых и легких коммерческих авто составила 52,7%.

В январе-марте текущего года казахстанскими потребителями был приобретен 9331 автомобиль Lada. На фоне 26%-ного падения казахстанского рынка сбыт продукции АВТОВАЗа лишь на 8% уступил результатам первого квартала 2014 г. Доля бренда достигла впечатляющих 37,4% (против 30,3% в аналогичный период 2014 г.).

Самыми популярными предложениями марки остаются Granta (2984 ед.), Largus (2255 ед.) и Priora (2199 ед.). Названные модели не только возглавляют список бестселлеров бренда, но и входят в TOP-5 наиболее востребованных казахстанцами автомобилей.

Рекордный рост сопровождал продажи универсала Lada Largus. Сбыт модели в первом квартале текущего года вырос в 2,2 раза. Largus занимает место самого популярного автомобиля в сегменте универсалов на рынках Казахстана и России.

Сразу на 88% выросла популярность семейства моделей Kalina, включая первый в истории марки кроссовер, построенный на базе хэтчбека Lada Kalina. Напомним, президент ОАО «АВТОВАЗ» Бу Андерссон лично презентовал новинку казахстанским клиентам в сентябре 2014 года.

Число поклонников Lada Granta также прибавилось на 15%. Теперь самый популярный на пространстве Таможенного союза автомобиль доступен в кузове liftback и оснащается  роботизированной трансмиссией.

Дополнительную конкурентоспособность продукции АВТОВАЗа обеспечивает низкий курс рубля и ценовая стратегия производителя. Рекордная доля локальных комплектующих позволяет Lada сохранять привлекательную стоимость покупки и владения. Более того, тенговые цены на весь модельный ряд Lada в Казахстане с начала года были снижены до российского уровня.

Автомобили KIA вновь вошли в тройку самых успешных брендов, представленных на рынке Казахстана. Результат I квартала: 2193 единицы, или 8,8% совокупного рыночного сбыта. Бестселлерами марки стали KIA Rio (1538 ед.), KIA Sportage (243 ед.) и KIA Cerato (124 ед.).

Бренд Chevrolet также сохранил место в первой десятке фаворитов отечественного рынка легковых авто (736 ед.).

Производство автомобилей

Объемы выпуска автомобилей на мощностях АО «АЗИЯ АВТО» по итогам января-марта 2015 г. составили 4381 ед. (-47% к аналогичному значению 2014 г.) на сумму 20,8 млрд тенге ($112,6 млн).

Таким образом, на крупнейшее предприятие казахстанского автопрома пришлось 79% легковых автомобилей, отгруженных отечественными производителями. В период с начала 2015 г. на базе АО «АЗИЯ АВТО» выпущено 15% продукции предприятий машиностроения РК (в стоимостном выражении).

71,5% производственных объемов «АЗИЯ АВТО» в январе-марте 2015 г. составили автомобили KIA. 21,8% и 6,7% выпуска пришлось на модели Chevrolet и Skoda соответственно.

Однако стремительное ухудшение рыночной ситуации и продолжительный эффект девальвации 2014 года крайне негативно повлияли на финансовые результаты участников казахстанского авторынка. Так, чистый убыток, зафиксированный АО «АЗИЯ АВТО» по итогам I квартала текущего года, составил 1108,4 млн тенге.

Вынужденное снижение отпускных цен на продукцию предприятия повлекло средние финансовые потери в размере 680 тысяч тенге на один автомобиль «АЗИЯ АВТО».

Среди событий, которые  в перспективе могут оказать позитивное влияние на рыночную динамику и частичное восстановление сбытовых показателей работы предприятия, следует отметить запуск госпрограммы льготных автокредитов, состоявшийся 20 апреля текущего года. Инициатива призвана стимулировать активность покупателей автомобилей отечественной сборки. В рамках президентской инициативы «Нурлы Жол» шесть казахстанских банков получили 15 млрд тенге на кредитование покупателей автомобилей казахстанского производства.

Ерик Сагымбаев, президент АО «АЗИЯ АВТО»: В I квартале убытки завода составили 1,1 млрд тенге. Из них 544 млн тенге – прямой результат курсовой разницы, следствие прошлогодней девальвации тенге. Но основной причиной финансовых потерь предприятия стал шквал «серого» импорта, поступащего из-за рубежа, и сжатие легального, цивилизованного рынка автомобилей в Казахстане. Единственная возможность частично разгрузить затоваренные склады – продавать автомобили по цене ниже себестоимости. С начала года средняя сумма убытка в расчете на один автомобиль «АЗИЯ АВТО» составила 680 тысяч тенге. По ряду моделей отпускные цены сегодня на 1,5 млн тенге ниже себестоимости.

Стремительную деградацию отрасли под давлением теневого импорта могут остановить только решительные меры со стороны государства. Отдельную, нишевую роль, безусловно, сыграет госпрограмма автокредитования. Но насколько успешной она будет – это зависит от механизма распределения выделенных государством средств.

Не секрет, что 4 из 5 всех производимых в республике автомобилей приходится на «АЗИЯ АВТО». Уже сегодня более 2 тысяч казахстанцев успели выбрать и забронировать автомобиль усть-каменогорской сборки, который они намерены приобрести в кредит на льготных условиях. Выбор обширен: 24 модели по цене от 1 590 000 тенге.

Если распределение государственых средств будет построено на принципах равноправной конкуренции, в отсутствие искуственных ограничений, вне преференций в пользу того или иного производителя – программа оправдает ожидания.  

Перспективные проекты

В феврале 2015 г. сеть «БИПЭК АВТО», насчитывающую 26 городов Казахстана, пополнили 6 собственных филиалов холдинга, открывшихся на территории России. Совместно с ОАО «АВТОВАЗ» компания приступила к дистрибуции, сбыту и послепродажному сервису автомобилей Lada в крупнейших городах Сибири и Урала.

Начаты поставки автомобилей в собственные филиалы «БИПЭК АВТО» в гг. Барнаул, Новокузнецк, Новосибирск,  Омск, Челябинск и Шадринск.

Впервые в истории казахстанского бизнеса отечественная компания стала полноправным участником автомобильного рынка России.

С запуском строящихся мощностей полного цикла в г.Усть-Каменогорске холдинг обеспечит снабжение жителей Сибири и Уральского региона автомобилями казахстанского производства.

Напомним, под эгидой АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» продолжается строительство крупнейшего в Казахстане автопромышленного кластера. Создание мощностей автомобильного производства полного цикла в г.Усть-Каменогорске (комплекс предприятий по сварке, окраске, сборке автомобилей, а также выпуску автокомпонентов) обеспечит выпуск 120 тысяч автомобилей в год. С выходом на проектную мощность новый промышленный объект позволит создать 12 тысяч новых рабочих мест и увеличить ВВП республики на сумму свыше $1 млрд.

В реализацию крупнейшего проекта российско-казахстанского сотрудничества в производственной сфере инвестировано свыше 8 млрд тенге ($44 млн). Общий объем капиталовложений в базовые мощности и технопарк по выпуску автокомпонентов превысит $1 млрд.

Социально-экономическая роль холдинга

Совокупный оборот холдинга «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» по итогам января-марта 2015 года достиг 26,3 млрд тенге ($142 млн). Налоговые и иные платежи в бюджет республики превысили 2,64 млрд тенге.

Вложения группы в развитие производственных мощностей, торговой и сервисной инфраструктуры с начала года достигли 350 млн тенге ($1,9 млн). Коллектив холдинга насчитывает свыше 5 тысяч сотрудников в 26 городах Казахстана и 6 городах России.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности