Автопром просит зажигания

Стартовавшая программа льготного автокредитования не спасет отечественных производителей. Нужны дополнительные меры господдержки

Автопром просит зажигания

Первая в истории целевая господдержка автопрома была тепло встречена всеми. Для промышленников это шанс увеличить продажи автомобилей отечественной сборки, для БВУ нарастить клиентскую базу, для автолюбителей — дешевый кредит. Однако льготное кредитование не спасет положение казахстанских автопроизводителей. Для выравнивания ситуации необходимы меры системной поддержки.

На официальной церемонии запуска программы Андрей Лаврентьев, президент группы автомобильных компаний «Allur Group», сказал, что программа стала возможной благодаря сплоченным усилиям Министерства национальной экономики РК (МНЭ), Министерства по инвестициям и развитию РК и Банка развития Казахстана. Это, конечно, экивок в сторону правительства. Но все, кто погружен в автомобильную тематику, знают, что все это результат успешной лоббистской работы отечественного автопрома. Что ж, мы впервые увидели, как раздираемые противоречиями наши автопроизводители все же смогли выступить единым фронтом, чтобы защитить свои интересы. Поэтому ожидаемо, что во втором полугодии, возможно, мы будем свидетелями принятия еще ряда мер государственной поддержки.

По оценке Андрея Лаврентьева, президента группы автомобильных компаний «Allur Group», выделенные 20 млрд закончатся уже в течение 4–5 месяцев. Зампредседателя правления дочернего банка Сбербанка России Андрей Тимченко, исходя из потребительского спроса и проведенных исследований, отметил, что банку не потребуется 4–5 месяцев, хватит всего месяца для того, чтобы освоить выделенные для них 2 млрд тенге.

Впрочем, три дня работы программы показали неплохие результаты. Евразийский банк и Сбербанк приостановили прием заявок, поскольку они превысили установленные на эти банки лимиты. Дело в том, что данные банки начали принимать предварительные заявки значительно раньше того, когда правительством были утверждены условия кредитования по программе. К моменту запуска программы они уже сформировали достаточный пул заявок. Четыре других банка (Народный банк Казахстана, ForteBank, Банк Центр Кредит, АТФ Банк), которым также доверена реализация программы, либо только начали прием заявок, либо приступят к этому в начале мая.

Посчитано, что на 15 млрд тенге, выделенных для стимулирования потребительского спроса, будет реализовано порядка 6,5 тыс. легковых автомобилей, собранных в Казахстане. По спецтехнике цифры поскромнее. Если исходить из того, что средняя цена на базовый грузовик варьируется в диапазоне 70–100 тыс. долларов, то на 5 млрд тенге приходится около 350 единиц. В 2014 году только грузовых автомобилей было произведено 2,5 тыс. единиц. Стоит отметить, что программа осуществляется посредством револьверного механизма, то есть возвращенные денежные средства будут перенаправляться банками на новые льготные кредиты в течение 20 лет.

Выделенные деньги в этом году покроют 25% отечественного производства легковых и 14% грузовых автомобилей. Автопроизводители надеются, что в случае положительного исхода правительство увеличит размер фондирования. При всей эффективности программы льготного кредитования она не дает системного решения существующих в отрасли проблем. Г-н Лаврентьев «Эксперту Казахстан» рассказал, что к середине года ожидается принятие большого комплекса мер по поддержке автопрома. Как оказалось, правительство рассматривает 12 мероприятий по защите рынка, но каких именно собеседник не раскрыл.

Впрочем, автопроизводители до и после девальвации рубля несколько раз обращались к правительству за помощью. Первое, что они просили — это субсидирование процентной ставки по лизингу. Второе — субсидирование процентной ставки кредита для массового потребителя. Третье — введение программы утилизации, которая, по их мнению, поможет казахстанцам избавиться от старых и вредных машин. Кстати, данная программа уже разработана и сейчас рассматривается в недрах правительства. Четвертое — автопроизводители просят сделать механизм госзакупа более прозрачным. По мнению игроков рынка, если определиться хотя бы по вышеназванным четырем мерам, то это даст импульс для развития.

Для сравнения, в той же России существуют порядка 15 мер господдержки. Между тем, по словам директора консалтинговой компании Qncepto Олега Алферова, в 2015 году уже приняли пять дополнительных антикризисных мер. Первое — запущен очередной этап госпрограммы утилизации. При обновлении легкового автомобиля государство выплачивает покупателям премию в размере 50 тыс.руб., грузовиков и автобусов — до 350 тыс. руб. Второе — 1 апреля возобновлена программа льготного кредитования и лизинга: правительством выделено 4 млрд рублей на субсидирование две трети ключевой ставки ЦБ РФ. Третье — 6,8 млрд рублей выделено на субсидирование затрат автопроизводителей по кредитам на техническое перевооружение и модернизацию производств. Четвертое — 3 млрд рублей выделено на программу стимулирования спроса на газомоторную технику. Наконец, пятое — федеральным органам власти выделены 10,7 млрд рублей.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?