Поворот не туда

Прошлый год для автомобильного рынка Казахстана был полон радостных и горестных событий

Поворот не туда

Более чем оптимистичные надежды участников автомобильного бизнеса РК на 2014 год не оправдались. Вместо прогнозируемых 200 тыс. автомобилей в отчетном году в стране удалось продать лишь 163 тыс. единиц, или на 1,3% меньше, чем в 2013 году.

Несколько макроэкономических атак накрыли отрасль полностью. Чтобы выжить, автопроизводители и официальные дилеры «просят огня» у государства.

Неожиданный год

Прошлый год для автомобильного рынка начался с 19-процентной девальвации тенге, которая, по утверждению игроков рынка, негативно сказалась на потребительской уверенности. Поквартальная динамика продаж показывает нисходящий тренд уже во II и III кварталах 2014 года.

В середине года, несмотря на обесценение тенге, участники рынка еще рассчитывали, что по крайней мере весь год завершится более позитивно. Так, например, в прошлом июне президент «Астана групп» Нурлан Смагулов был настроен на 17-тысячный рубеж по продажам автомобилей Hyundai, ожидания по данному бренду были выше на 37% по сравнению с результатами 2013 года. Однако девальвация рубля по отношению к доллару не дала сбыться прогнозу. «За время падения курса рубля, его волатильности в Казахстан было ввезено свыше 150 тысяч автомобилей из России физическими лицами для собственных нужд и “серыми” дилерами с целью перепродажи на вторичном рынке»,— такова оценка Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ). По подсчетам директора консалтинговой компании Qncepto Олега Алферова, в IV квартале прошлого года на три сделки официальных дилеров пришлось два авто, ввезенных в самодеятельном порядке. «Такой угрожающей пропорции рынок не видел с 2010 года»,— считает собеседник.

Помимо шоковых девальваций двух валют на казахстанский автомобильный рынок отрицательно воздействовало и ужесточение условий автокредитования, начавшееся во второй половине 2014 года. А в Казахстане, по данным экспертов, из десяти автомобилей шесть приобретаются в кредит.

В целом структура рынка не изменилась: 44,7% покупателей в прошлом году предпочли автомобили класса В. Лидером по количеству проданных автомобилей по-прежнему остается Lada, а в денежном эквиваленте — Toyota. Однако ценовой диапазон изменился — продажи автомобилей стоимостью до 10 тыс. долларов снизились на 8%, на такую же цифру выросли продажи машин ценой от 15–20 тыс. долларов. Малые города — Экибастуз (83%), Рудный (46%) и Кульсары (40%) — показали небывалый рост. Это связано с открытием там офисов официальных дилеров.

Как ни крути, но в связи с созданием ЕЭАС отечественные автопроизводители намерены увеличить инвестиции в промышленность. Так, по итогам 2014 года в автомобильную отрасль было вложено свыше 30 млрд тенге, почти половина ушла в производство. К тому же на 2015–2016 годы запланированы вложения в размере 120 млн долларов. Они рискуют не пойти в отрасль, потому что отечественные игроки ждут сигнала от государства, которое, по их мнению, должно ясно дать понять, что поможет автопрому на деле.

Зеленый свет

Прошлый год однозначно войдет в историю казахстанского автопрома не только как период рекордного российского импорта, но и как время важных событий, заложивших долгосрочный тренд в развитие автомобилестроения. В начале прошлого лета в Костанае началась мелкоузловая сборка со сваркой и окраской кузова (режим CKD) Toyota Fortuner. Мощности «СарыаркаАвтоПром» позволяют выпускать до 3 тыс. единиц в год. С июня прошлого года было произведено 750 Fortuner (продано 286 единиц). К слову, переговоры о том, чтобы японцы дали добро на запуск CKD-сборки в Казахстане, шли нервно и долго, почти два года. Неимоверные старания представителей казахстанского правительства дали возможность запуска этого проекта.

Некоторым знаковым событием является то, как в «Азия Авто», купив пару электромобилей, разобрали их, чтобы посмотреть, в чем, собственно, дело. Пока на заводе не собираются производить электромобили, но отрадно, что отечественные производители проявляют неподдельный интерес к новым технологиям мирового автопрома.

Ко всему прочему, на рынок официально зашли такие мировые бренды, как престижный британский Rolls-Royce и популярная японская марка Mazda. Несмотря на кризисные явления, в прошлом году шло развитие торговой сети официальными дилерами, увеличение количества собственных автоцентров по Казахстану, открытие новых, более современных техцентров, соответствующих последним мировым стандартам. «Событием года следует считать выход “БИПЭКа” на российский рынок. О казахстанском автопроме мы говорим чаще всего в сопряжении с перспективами поставок в Россию. Анонсов на этот счет звучало много. И все были уверены, что перепрыгнуть через полный цикл в этом вопросе не удастся. Но факт есть факт: в шести российских городах «БИПЭК» начал продажи, и, судя по всему, усть-каменогорские машины поступят в новую сеть компании уже в этом году, до запуска полного цикла. Выход казахстанского автобизнеса на рынок ТС, «о необходимости которого так долго говорили большевики», состоялся. Согласитесь, даже в отраслях, где казахстанский производитель традиционно силен, примеров такого рода мы не знаем. Тем более что этот марш-бросок сделан не на свой страх и риск. Устькаменогорцы оказались в Сибири при поддержке АвтоВАЗа»,— подчеркивает г-н Алферов.

Долгосрочным трендом, который кардинально изменит облик казахстанского автопрома (но пока непонятно, в какую сторону), является создание единого рынка ЕАЭС. В АКАБ считают, что рождающийся самый крупный евразийский рынок в дальнейшем будет способствовать появлению новых инвестиций и росту доли рынка локальных производителей. Автомобильная отрасль Казахстана вошла в 2015 год в качестве неотъемлемой части новообразованного евразийского экономического пространства, которое подразумевает усиление конкуренции внутри ЕАЭС. «Силу угроз от интеграционных процессов мы могли частично ощутить в последние месяцы 2014 года. Для сохранения текущих достижений и поддержания дальнейшего развития отечественного бизнеса режим переходного периода с полной финансовой и правовой поддержкой государства как потребителей, так и компаний сейчас имеет наибольшую актуальность»,— подчеркнули в АКАБ.

Экстренное торможение

В начале этого года члены АКАБ провели пресс-конференцию по итогам 2014 года. На вопрос, каким будет 2015 год, автопроизводители ответили туманно, мол, если государство окажет поддержку, то они обещают расти, если же нет, то обещали «не заглохнуть» окончательно. Как известно, программа льготного кредитования для отечественных авто запущена недавно, потому неутешительные прогнозы в первые три месяца 2015 года для отечественных автопроизводителей сбылись.

Так, данные АКАБ свидетельствуют о 62,3-процентном падении продаж автомобилей отечественного производства в I квартале текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года (всего продано 2,6 тыс. единиц). Положительную динамику смогли показать Hyundai Auto Truck & Bus County, автомобили Kia и Peugeot 508. Грузовики Hyundai HD 260 и Iveco Daily сохранили свои прошлогодние результаты. Известно, что премиум-классу кризисы не страшны. Поэтому отечественный Kia Cadenza (ценовой диапазон от 40–80 тыс. долларов) показал рост, а вот Kia Quoris осталась на прошлогоднем уровне. Вследствие акций и скидок средняя цена на отечественные автомобили уменьшилась на 9,17%.

Что касается всех продаж, то за три месяца в стране было реализовано 25,3 тыс. автомобилей, в относительных цифрах снижение на 27,3%. Лидером также остается Lada с долей в 36,7%, вторым идет Hyundai (3,1 тыс. автомобилей), третьим — с 8,6% рынка — Kia. Однако не все бренды потеряли в продажах, некоторые, в основном премиум-класс, даже росли.

Таким образом, если рассмотреть рынок продаж всех новых автомобилей по сегментам, то вырисовывается следующая картина. Легковые пассажирские автомобили занимают 69,3% доли рынка. По-прежнему на автомобили класса В приходится основная доля продаж. Тройка этого сегмента выглядит так: Hyundai Accent, Lada Largus, Kia Rio, Volkswagen Polo и Renault Logan. Автомобили класса С занимают 8% от всех продаж. Здесь лидерами являются Hyundai Elantra и Daewoo Gentra.

Что касается более дорогих автомобилей, то Toyota Camry стала лучше продаваться на 26,9%, продажи Nissan Teana увеличились в три раза, представители F класса — Jaguar XF, Porsche Panamera — также продемонстрировали рост.

По данным АКАБ, официальный рынок продаж за первые три месяца 2015 года в деньгах упал на 29,9% и составил 552,8 млн долларов. На долю импортеров пришлось 487,3 млн долларов, отечественные производители смогли продать на сумму 65,5 млн долларов. Структура рынка остается такой же: 45,6% приходится на автомобили из ценового сегмента 10–15 тыс. долларов, вторыми по популярности были автомобили по цене от 15–20 тыс. долларов с долей 20,6%.

Важно, как посчитали

В принципе, падал рынок официальных продаж. Вместе с тем сами казахстанцы за три месяца совершили рекордные покупки в РФ. Поэтому оценка ситуации российского аналитического агентства «Автостат» выглядит иначе. Там считают, что по итогам I квартала 2015 года рынок Казахстана продемонстрировал 47% роста.

Столь большая разница получилась, потому что российские эксперты учли «серый» импорт, давление которого казахстанский рынок испытывает до сих пор.

В агентстве утверждают, что регистрация новых автомобилей в Казахстане в январе-марте составила 43,9 тыс. единиц. Это на 49,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года, при этом почти 70% рынка обеспечили автомобили, собранные в России. «Как известно, с начала года для физических лиц была отменена уплата НДС при ввозе автомобилей с территории других стран — членов ЕАЭС. В результате за три месяца было ввезено более 105 тыс. авто. Три четверти пришлось на б/у. Даже в памятных 2006–2008 годах секонд-хенд не пересекал границы Казахстана столь истерическими темпами. В начале 2014 года доля теневого импорта составляла считаные проценты от общего числа регистрируемых автомобилей. В октябре — уже четверть. По итогам первого квартала 2015 года — 80 процентов. За три месяца “серый” ввоз покрыл две трети суммарных продаж официальных дилеров за 12 месяцев 2014 года. Не говоря о том, что теневой импорт по итогам одного квартала в три с половиной раза превосходит прошлогодний сбыт казахстанских автопроизводителей. Сбыт за весь год»,— делится данными г-н Алферов.

Финишная прямая

Как будет развиваться казахстанский автомобильный рынок? Говоря о перспективах рынка в 2015 году, в начале года игроки отмечали, что, по сути, существуют только два сценария. Первый: автопром будет развиваться самостоятельно, без господдержки. Но это негативный сценарий. Однако они не раскрыли, каков будет уровень падения рынка в этом случае.

Второй сценарий оптимистический, для этого правительство должно предоставить ряд мер господдержки автопрома. Сегодня из запрошенных мер принята только программа по льготному кредитованию. Если до программы кредитования аналитиками АКАБ планировалось, что рынок достигнет 70 тыс. автомобилей в 2015 году, то после внедрения программы и анализа имеющейся ситуации на рынке, спроса на автомобили прогноз был пересмотрен. На сегодня АКАБ ориентируется на рубеж в 100–110 тыс. автомобилей. Таким образом, падение автомобильного рынка с учетом льготного автокредитования составит, как минимум, 30%. При этом планируется, что в этом году будет собрано порядка 26 тыс. автомобилей, что на 30% меньше, чем в 2014 году.

«Если режим регулирования, действующий с 1 января, сохранится, в текущем году рынок откатится к 2012 году по формальным объемам и к состоянию середины 2000-х с точки зрения структуры рынка»,— говорит Алферов. Напомним, что в 2012 году в стране было продано порядка 98,2 тыс. авто и произведено 21,2 тыс. единиц. При таком варианте ожидается сужение рынка на 39% и уменьшение производства на 42%.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности