Министерство без швов

Электронное правительство невозможно без создания отдельных его элементов: «е-Минобразования», «е-Минобороны», «е-Минкультуры» и т.д. Однако первой своей системой обзаведется, похоже, Министерство финансов. О том, как будет работать кровеносная система государства после запуска платформы, «Эксперту Казахстан» рассказала ответственный секретарь министерства Наталья Коржова

Наталья Коржова
Наталья Коржова

— Наталья Артемовна, раньше говорили только об электронном правительстве, теперь — об электронных министерствах. Нельзя ли на примере Министерства финансов более подробно рассказать, что кроется за этим термином?

— Охотно! Министерство финансов в любой стране выступает ключевым экономическим органом, от слаженной работы подразделений которого зависит многое. А у нас оно образовалось путем механического слияния нескольких ведомств, работавших в автономном режиме. Пришлось менять всю систему взаимоотношений, преодолевая порой скрытое сопротивление и рецидивы административного «сепаратизма».

А поскольку информационная структура Министерства финансов создавалась также исторически в течение нескольких десятков лет и расширялась за счет механического присоединения к Минфину других госорганов, без модернизации информационной инфраструктуры в целом, то на сегодня она практически представляет собой подобие «лоскутного одеяла».

Но нам удалось на сегодняшний день, в том числе и через проект «е-Минфин» заложить основу для создания эффективной системы управления этой громоздкой бюрократической машиной, нацелив ее на конкретный результат — повышение качества услуг, оказываемых гражданам и бизнесу.

В своем послании народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» глава государства отметил, что необходимо, цитирую,  «…ускоренное проведение административной реформы с учетом международной практики. Мы выстраиваем административно новую модель государственного управления на принципах корпоративного управления, результативности, прозрачности и подотчетности обществу. Наша цель — модернизация правительства, создание высокопрофессиональной государственной службы и эффективной структуры управления…».

— Раскройте подробнее суть данного инструмента.

— Программа реализации электронного правительства требует от государственных органов перевода предоставляемых услуг в электронный и общедоступный интерактивный формат в так называемом режиме онлайн. А это связано с необходимостью модернизации существующих информационных систем и их интеграции с частями электронного правительства.

Такая модель должна удовлетворять ряду основных принципов: единство и целостность информационного пространства; однократное получение данных из актуального и доверительного источника; многократное использование информации по месту назначения в приемлемом формате и регламенте; гибкость и масштабируемость применяемых технологий и решений; открытость к интеграции с внешней средой; необходимый и достаточный уровень информационной безопасности; оптимальность стоимости владения в долгосрочной перспективе и т.д.

Внедрение новой модели управления государственными финансовыми ресурсами просто требует наличия инструмента для управления единым и целостным информационным пространством, который должен удовлетворять требованиям информационной безопасности, однократного ввода данных, множества их аналитических и причинно-следственных представлений, гибкости к меняющимся внешним и внутренним факторам.

Ведь Минфин — это не только центральный аппарат, но и семь комитетов с их подразделениями на территориях страны. У нас около 30 тысяч сотрудников, и мы обязаны в ходе проводимой административной реформы, в том числе через информационные технологии, трансформировать нынешнюю культуру государственного администрирования, заключающуюся в управлении ресурсами, например, финансовыми и человеческими, в культуру, нацеленную на достижение результатов. Руководители и рядовые сотрудники системы не просто должны обеспечивать точное выполнение всех принятых актов, а оценивать прогресс в направлении достижения главной цели — повышения качества государственных услуг. Все большую важность будет приобретать и ответственность за эффективность и результаты деятельности. Мы должны оценивать свою работу и работу наших служб на местах заранее определенными показателями и объяснять любое заметное отклонение их фактических назначений от запланированных. Все это в конечном итоге приведет к созданию благоприятного климата для процветания бизнеса и обеспечения качественных услуг населению и компаниям, в том числе в электронном формате.

Эта модель управления государственными финансовыми ресурсами аналогична управлению корпоративными финансами в крупных компаниях и делает актуальной задачу создания адекватного механизма автоматизации процессов управления финансами. В то же время нам необходимо быть открытыми к изменениям внешнего мира и становиться более прозрачными путем предоставления государственных услуг в электронном и интерактивном формате физическим и юридическим лицам.

— Как контролируется министерством реализация проекта «е-Минфина»?

— Е-Минфин подразумевает виртуальную централизацию всех данных, которые благодаря системе легче анализировать. Мы идем к тому, чтобы получить следующий результат: все данные собраны в одном месте, они поступают и обновляются в режиме реального времени, обрабатываются с помощью инструментов анализа — инфопанелей, а доступ к аналитике производится через веб-интерфейс. В совокупности все это уменьшает сроки принятия решений и оказания той или иной государственной услуги, тратится меньше времени. Немаловажно то, что централизация данных освободит нас от необходимости делать многочисленные запросы. Мы уходим от рутинной работы с информацией: запросы, выверки данных, передача их на бумаге, формирование отчетности — к более качественному анализу данных и, как следствие, принятию более качественных решений. Построение такой серьезной системы, как «е-Минфин», требует большой совместной работы заказчика проекта — Министерства финансов и проектного интегратора ТОО «Центр электронной коммерции». На стадии анализа и проектирования в совместной работе определяются требования к системе, проводятся интервью, дабы четко понимать, что должно быть сделано и как система должна работать. Следующая стадия — внедрение, в ходе которого проектным интегратором реализуются мероприятия по созданию системы. Их в конечном итоге тестируют ключевые пользователи, обнаруживаются те или иные ошибки. Последняя стадия — обучение, где пользователи активно изучают новый ИТ-инструмент. Для эффективной, своевременной реализации запланированных в проекте мероприятий, а также для понимания необходимости их реализации, начиная от руководства и заканчивая рядовыми сотрудниками, в Министерстве финансов РК был создан оперативный штаб управления проектом. Управляющий совет под руководством министра финансов РК определяет ключевые решения по вопросам создания е-Минфина. Архитектурный совет во главе с вице-министром курирует вопросы технического плана. По каждой подсистеме е-Минфина создана соответствующая рабочая группа, где принимают участие представители всех подразделений министерства.

— Выходит, «е-правительство» невозможно без создания «е-Минфина»?

— Так же как без создания «е-Минобразования», «е-Минобороны», «е-Минкультуры» и других министерств. Не только министерств, но и их подведомственных структур. Мы составная часть «е-правительства». Ввиду функциональной особенности самого Министерства финансов мы — кровеносная часть организма (центральная часть «мозаики») «е-правительства», все части которой станут в итоге целым «е-правительством».

Представьте себе картину, когда в центральном офисе работают на компьютере, имея выход в глобальную сеть интернет, а в региональных подразделениях считают на школьных калькуляторах. Этого не должно быть, потому что это неэффективно!

Что мы сейчас реально делаем. В рамках программы развития электронного правительства Министерство финансов приступило к работе над проектом создания интегрированной автоматизированной информационной системы МФ РК под общим названием «е-Минфин». Создание данной системы позволит решить целый ряд насущных задач и проблем. Наряду с проведением организационных, административных процедур мы должны обеспечить себя инструментом, который позволит более эффективно, минуя «швы» сращивания прошлых лет, организовать государственный орган, не ограниченный в возможности повысить прозрачность, качество своего информационного инструмента.

Основной эффект — оптимизация внутренних и внешних связей, создание механизма взаимодействия с населением по принципу одного окна, снижение издержек самого министерства на постоянную «домодернизацию» каждой из систем Министерства финансов.

Нашей целью является построение системы республиканского масштаба, которая будет охватывать комплексной и целой автоматизацией Министерства финансов и его ведомства для эффективной работы как одного государственного органа.

— Кстати, введение института ответственных секретарей должно было в первую очередь обеспечить прозрачность работы министерств, а также стать барьером для коррупции…

— Давно известно, что самым эффективным противоядием коррупции является минимизация прямых контактов госчиновника и потребителя госуслуг. Нет личных контактов — нет соблазнов «протолкнуть» заявление «ходатая», или, как стало сейчас модно говорить, «порешать вопросы». Мы имеем немало примеров, когда люди сдавались под напором просителя, пытающегося пролоббировать какие-то льготы и преференции в обход закона. Замечу, что чиновник как носитель определенной функции должен находиться не «выше народа», а на стороне закона, дабы избежать соблазна и возможных провокаций, при этом госсистема должна работать так, чтобы чиновник понимал, чем он рискует, если решается на собственный подкуп. И создание «электронного Минфина» — одна из предпринимаемых мер.

— Помимо прозрачности в функции ответственного секретаря входит обеспечение эффективности деятельности персонала. Соответствуют ли новациям, внедряемым в Минфине, качества сегодняшнего персонала?

— Безусловно. Нынешнее поколение молодых сотрудников отличается одним важным качеством — обучаемостью! Они постоянно находятся в состоянии развития, с неподдельным интересом наблюдая за рождением новых явлений, инструментов, ситуаций. Азартно ищут поиски выхода к новым перспективам развития. Они не зашорены, не придавлены советской системой воспитания, ориентированной на бесконечные запреты. Они не боятся выступить с инициативой. Многие из них получили образование за рубежом и знакомы с зарубежным опытом менеджмента, эрудированы в вопросах финансов и экономики, IT-технологий. Работать с творческими людьми, которые умеют подхватить на лету идею и развить ее до стадии эффективной схемы — одно удовольствие! Поэтому у меня нет причин становиться в позу и жаловаться на молодежь. Могу, положа руку на сердце, сказать, что в Минфине, комитетах, а также в бизнес-структурах, работающих с нами, сложился эффективный аппарат из квалифицированных и заинтересованных в результатах работы специалистов, прошедших хорошую школу. И это здорово помогает мне в работе и жизни.

Опытные кадры также проходят обучение, в том числе на базе АО «Центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов органов финансовой системы». Этот центр создан несколько лет назад, название в целом определяет политику его работы. Диагноз основных проблем в сфере деятельности финансовых органов — пробелы в знаниях у специалистов: отсюда — необходимость повышать их квалификацию.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики