Пенсии будут, но маленькие

Государство не в силах нести соцобязательства в одиночку

Пенсии будут, но маленькие

На прошлой неделе Министерство здравоохранения и социального развития представило депутатам нижней палаты парламента законопроект с предложениями по улучшению пенсионного обеспечения. Основной посыл документа сводится к идее переложить часть финансовой ответственности за старость на плечи будущих пенсионеров, стимулируя их перечислять деньги в пенсионную кассу. Напомним, что сейчас пенсия казахстанцев состоит из трех частей: накопительной, трудовой и базовой, последняя выплачивается государством вне зависимости от стажа работы и заработной платы и по сути носит уравнительный характер. Размер базовой пенсии ежегодно увеличивается, так как он привязан к величине прожиточного минимума: в 2012 году — 8720 тенге, в 2014 году — 9983 тенге, а в 2015 году — уже 11182 тенге.

Тенденция роста государственных пенсионных расходов в условиях, когда не все работающие производят отчисления в пенсионный фонд (речь прежде всего идет о большой армии самозанятых граждан — по данным статистики, это почти 2,6 млн человек), нервирует чиновников. Поэтому профильное министерство параллельно решает проблему самозанятого населения и поднимает вопрос о разработке нового закона о занятости, где будет полностью изменена институциональная часть и определение самозанятых людей. Как отметила вице-министр здравоохранения и социального развития Светлана Жакупова, данные поправки необходимы для создания общества всеобщего труда и купирования иждивенческих настроений.

Конечно, с чиновницей можно поспорить, указав, что идея всеобщего труда — экономическая утопия, поскольку свободный рынок предполагает определенный процент временно свободных рабочих рук. Однако факт остается фактом: государству не хватает сил нести социальные обязательства в одиночку. Двухразовое снижение нефтяных цен привело к потерям в доходной части бюджета, а неэффективное инвестиционное управление пенсионными активами, сначала частными фондами, а теперь и ЕНПФ, не способствует росту пенсионной массы.

При этом основные пенсионные проблемы впереди. Поколение тех, кто в 1998 году вошел в накопительную часть пенсионной системы в двадцати- и тридцатилетнем возрасте, т.е. сделал достаточные взносы, через 15–20 лет начнет массово выходить на заслуженный отдых, имея право на собственные накопления. Пенсионеры, получающие деньги по солидарной системе (имеющие большой трудовой стаж и небольшую пенсию) все больше будут зависеть от финансового здоровья государства, которое, понимая это, начинает играть на опережение.

В случае принятия пенсионного законопроекта с 1 июля 2017 года порядок расчета базовой пенсии изменится и будет привязан к стажу участия в пенсионной системе, что, по мнению разработчиков документа, должно развернуть самозанятых в сторону пенсионного фонда. Дополнительно государство вводит понятие «условно-накопительной компоненты». Суть ее в том, что она обеспечит поступление новых денег за счет отчисления работодателем 5% с дохода работников. Однако размер пенсии по этой системе будет определяться исходя из пенсионных обязательств, сформированных на условном пенсионном счете, и ожидаемой продолжительности жизни. Из-за того что финансовый рынок страны достаточно молод и не сформировал репрезентативную статистику дожития граждан, можно ожидать, что продолжительность жизни будет растянута, а выплаты размазаны небольшими суммами.

Кроме того, со следующего года, в случае утверждения законопроекта, реформируют пенсионное обеспечение силовых структур: получать пенсию сотрудники будут исключительно из государственного бюджета. Размер их пенсии рассчитают в зависимости от выслуги лет и денежного содержания на момент увольнения со службы, хотя силовики также являлись участниками накопительной системы и имеют право воспользоваться собственными накоплениями в старости.

Скорее всего, планируемые нововведения обеспечат пенсионеров средней пенсией, но никак не поднимут коэффициент замещения заработной платы до уровня 70–80%. И похоже, к этому никто не стремится. По заявлению чиновников, меры позволят сохранить до 2030 года коэффициент замещения на уровне 40% утраченного дохода.

Для большего нужны дополнительные средства в пенсионном фонде. Увеличить их механическим путем несложно, но без развития инвестиционной составляющей задачу достаточности средств не решить.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее