Пенсии будут, но маленькие

Государство не в силах нести соцобязательства в одиночку

Пенсии будут, но маленькие

На прошлой неделе Министерство здравоохранения и социального развития представило депутатам нижней палаты парламента законопроект с предложениями по улучшению пенсионного обеспечения. Основной посыл документа сводится к идее переложить часть финансовой ответственности за старость на плечи будущих пенсионеров, стимулируя их перечислять деньги в пенсионную кассу. Напомним, что сейчас пенсия казахстанцев состоит из трех частей: накопительной, трудовой и базовой, последняя выплачивается государством вне зависимости от стажа работы и заработной платы и по сути носит уравнительный характер. Размер базовой пенсии ежегодно увеличивается, так как он привязан к величине прожиточного минимума: в 2012 году — 8720 тенге, в 2014 году — 9983 тенге, а в 2015 году — уже 11182 тенге.

Тенденция роста государственных пенсионных расходов в условиях, когда не все работающие производят отчисления в пенсионный фонд (речь прежде всего идет о большой армии самозанятых граждан — по данным статистики, это почти 2,6 млн человек), нервирует чиновников. Поэтому профильное министерство параллельно решает проблему самозанятого населения и поднимает вопрос о разработке нового закона о занятости, где будет полностью изменена институциональная часть и определение самозанятых людей. Как отметила вице-министр здравоохранения и социального развития Светлана Жакупова, данные поправки необходимы для создания общества всеобщего труда и купирования иждивенческих настроений.

Конечно, с чиновницей можно поспорить, указав, что идея всеобщего труда — экономическая утопия, поскольку свободный рынок предполагает определенный процент временно свободных рабочих рук. Однако факт остается фактом: государству не хватает сил нести социальные обязательства в одиночку. Двухразовое снижение нефтяных цен привело к потерям в доходной части бюджета, а неэффективное инвестиционное управление пенсионными активами, сначала частными фондами, а теперь и ЕНПФ, не способствует росту пенсионной массы.

При этом основные пенсионные проблемы впереди. Поколение тех, кто в 1998 году вошел в накопительную часть пенсионной системы в двадцати- и тридцатилетнем возрасте, т.е. сделал достаточные взносы, через 15–20 лет начнет массово выходить на заслуженный отдых, имея право на собственные накопления. Пенсионеры, получающие деньги по солидарной системе (имеющие большой трудовой стаж и небольшую пенсию) все больше будут зависеть от финансового здоровья государства, которое, понимая это, начинает играть на опережение.

В случае принятия пенсионного законопроекта с 1 июля 2017 года порядок расчета базовой пенсии изменится и будет привязан к стажу участия в пенсионной системе, что, по мнению разработчиков документа, должно развернуть самозанятых в сторону пенсионного фонда. Дополнительно государство вводит понятие «условно-накопительной компоненты». Суть ее в том, что она обеспечит поступление новых денег за счет отчисления работодателем 5% с дохода работников. Однако размер пенсии по этой системе будет определяться исходя из пенсионных обязательств, сформированных на условном пенсионном счете, и ожидаемой продолжительности жизни. Из-за того что финансовый рынок страны достаточно молод и не сформировал репрезентативную статистику дожития граждан, можно ожидать, что продолжительность жизни будет растянута, а выплаты размазаны небольшими суммами.

Кроме того, со следующего года, в случае утверждения законопроекта, реформируют пенсионное обеспечение силовых структур: получать пенсию сотрудники будут исключительно из государственного бюджета. Размер их пенсии рассчитают в зависимости от выслуги лет и денежного содержания на момент увольнения со службы, хотя силовики также являлись участниками накопительной системы и имеют право воспользоваться собственными накоплениями в старости.

Скорее всего, планируемые нововведения обеспечат пенсионеров средней пенсией, но никак не поднимут коэффициент замещения заработной платы до уровня 70–80%. И похоже, к этому никто не стремится. По заявлению чиновников, меры позволят сохранить до 2030 года коэффициент замещения на уровне 40% утраченного дохода.

Для большего нужны дополнительные средства в пенсионном фонде. Увеличить их механическим путем несложно, но без развития инвестиционной составляющей задачу достаточности средств не решить.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики