С финским акцентом

Финский производитель лакокрасочной продукции открыл в Казахстане инновационный завод: компактный, недорогой и быстро модернизируемый

С финским акцентом

Торжественная церемония открытия завода Tikkurila в Карасайском районе Алматинской области РК прошла не без инноваций. Поначалу длинноногие девушки держали традиционную ленточку на входе в помещение, где расположены сразу и новое производство, и склад. Однако в процессе церемонии и девушки, и ленточка переместились на сцену. Прямо на сцене лента и была перерезана. На этом церемония открытия с инновационными элементами была завершена и началась презентация других нововведений от финского производителя краски.

Новая концепция

Мощность казахстанского завода Tikkurila — более двух миллионов литров краски в год. Одну партию продукции (объем — около полутора тонн) изготавливают за полтора часа. Площадь завода — 2 тыс. кв. м, но большую часть помещения занимает склад — здесь 1450 палета-пространств. Сами производственная и фасовочная линии очень компактные. В этом и состоит инновационный подход, а точнее, новая концепция производства Tikkurila. Завод, по сути, составлен из специальных модулей, установка и отладка которых занимает всего пару месяцев. Благодаря этому предприятие может быстро нарастить производство хоть в два, хоть в четыре раза — нужно просто добавить необходимое количество модулей. Такой конструктор позволит компании гибко реагировать на запросы рынка и варьировать объемы выпуска. Обкатав новый подход к организации производства в Казахстане, компания Tikkurila будет тиражировать его и на другие свои предприятия.

Небольшие начальные инвестиционные затраты — еще один плюс модульного подхода, инвестиции в казахстанский проект Tikkurila составили около 1 млн долларов.

Пока что завод Tikkurila в Казахстане будет производить только семь номенклатурных позиций — шесть водоэмульсионных красок и одну грунтовку. В основном под брендом «ТЕКС», ориентированном на средний и экономсегмент. Tikkurila в республике уже занимает лидирующие позиции в премиум-сегменте, а вот в среднем и экономсегменте рынка лакокрасочных материалов РК финская компания пока менее успешна. С открытием производства, считает генеральный директор Tikkurila Центральная Азия Антон Пешков, будет возможность заметно продвинуться в этих сегментах. «Да, здесь будет достаточно ограниченный ассортимент продукции, другие продукты компании будут поставляться Санкт-Петербургским или финским заводом»,— подтвердил старший вице-президент Tikkurila Oyj Петри Миеттинен, отметив при этом, что с 2006 года, когда финский производитель лакокрасочной продукции открыл свое представительство в РК, вся импортируемая продукция Tikkurila изготавливалась либо в Финляндии, либо в России. Соответственно, транспортировка занимала приличное время — до трех недель. Сейчас же с логистикой станет проще — продукция сможет попасть к клиенту буквально за день, пообещал г-н Миеттинен. Лакокрасочная продукция казахстанского завода Tikkurila рассчитана не только на внутренний рынок республики, но и на экспорт в Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан и Узбекистан.

Место красит производство

«Удачное расположение — половина успеха любого проекта». Г-н Пешков уверен, что для производственной площадки Tikkurila в РК удалось найти прекрасное место — индустриально-логистический парк с развитой инфраструктурой под Алматы. Есть автодорога, на территорию парка заходят железнодорожные пути. «Инфраструктура позволяет как с легкостью доставлять сюда сырье, так и организовывать отгрузки, и не только в пределах Казахстана, но и в страны Центральной Азии»,— говорит генеральный директор Tikkurila Центральная Азия. Кроме того, на территории парка есть скважина с артезианской водой (воду из этого источника используют для производства напитков). Воду для лакокрасочного производства дополнительно очищают, но, как логично отмечают в компании, гораздо легче очистить чистую воду, чем грязную.

Локализация казахстанского производства Tikkurila пока ограничивается местной водой и местной рабочей силой. Сырье для изготовления красок и грунтовки — европейское, такое же, как и на заводах в Финляндии. «Сейчас мы импортируем сырье для производства лакокрасочной продукции, но у нас есть очень серьезные планы, и мы уже ведем активные переговоры с локальными поставщиками сырья, компонентов для краски, потому что мы бы хотели использовать продукцию местных производителей. Конечно, у нас высокие стандарты качества, и нам вместе с местными производителями нужно будет работать, чтобы они смогли соответствовать этим стандартам, но у нас есть твердое намерение двигаться в этом направлении, поскольку это облегчит нашу логистику»,— заявил Антон Пешков, добавив, что в перспективе в Карасайском районе Алматинской области вокруг Tikkurila может сформироваться целый кластер предприятий, связанных производственной цепочкой с компанией.

Пока сырье импортируется, возможностей для заметного снижения стоимости произведенных в РК красок нет. Но, говорят представители Tikkurila, «мы понимаем потребности рынка и сделаем те цены, которые позволят расти». Возможность более гибкого ценообразования появится с ростом локализации производства.

В целом на перспективы казахстанского рынка лакокрасочных материалов в Tikkurila смотрят оптимистично, несмотря на оценки тех экспертов, что считают рынок стагнирующим. Генеральный директор Tikkurila Центральная Азия Антон Пешков предположил, что благодаря в первую очередь глобальным инфраструктурным проектам рост рынка уже в этом году составит 6–7%. Еще один общерыночный тренд (его отмечают и другие игроки отрасли) в пользу финского производителя: покупатели все чаще выбирают качественные краски, обращая внимание в том числе и на их экологичность. Показывая новое производство, сотрудники Tikkurila неоднократно подчеркивали — здесь делают экологически чистые краски и на экологичном производстве замкнутого типа. Г-н Пешков уверяет: «На нашем заводе практически нет выбросов в окружающую среду, воздух, канализацию. Единственный отход, который здесь появляется — это картон, упаковка от поступающего сырья. И его мы утилизируем надлежащим образом».

Красочная история

ikkurila Oyj — финский производитель лакокрасочной продукции, в компании работает более трех тысяч человек. Заводы Tikkurila расположены в 10 странах (с учетом производства в РК), торговые представительства открыты в 16 странах. Выручка финского производителя краски в 2014 году составила 618 млн евро. Самые крупные производства Tikkurila действуют в России (Санкт-Петербург), Финляндии, Швеции и Польше. В первых трех странах у финнов — лидерство на рынке декоративных красок. Самая большая доля от выручки Tikkurila приходится на Россию (см. график 1), даже несмотря на то что занимает там финский производитель только 18% рынка (российский рынок лакокрасочных материалов сильно фрагментирован). Tikkurila представляет на мировом рынке более десятка брендов, в числе которых стратегические международные Tikkurila и Beckers, стратегические региональные и локальные бренды — такие, как Finncolor, Kolorit, ТЕКС, и тактические региональные или локальные бренды — к последним, например, относятся «Ленинградские краски». Основные клиенты Tikkurila — потребители, которые «делают ремонт сами», и профессионалы — маляры, дизайнеры, строительные бригады (см. график 2).

Статьи по теме:
Общество

Большинство проиграло

В Гражданской войне участвовало не более 4% населения. Победа большевиков соответствовала интересам 25%, а остальные проиграли

Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках