С финским акцентом

Финский производитель лакокрасочной продукции открыл в Казахстане инновационный завод: компактный, недорогой и быстро модернизируемый

С финским акцентом

Торжественная церемония открытия завода Tikkurila в Карасайском районе Алматинской области РК прошла не без инноваций. Поначалу длинноногие девушки держали традиционную ленточку на входе в помещение, где расположены сразу и новое производство, и склад. Однако в процессе церемонии и девушки, и ленточка переместились на сцену. Прямо на сцене лента и была перерезана. На этом церемония открытия с инновационными элементами была завершена и началась презентация других нововведений от финского производителя краски.

Новая концепция

Мощность казахстанского завода Tikkurila — более двух миллионов литров краски в год. Одну партию продукции (объем — около полутора тонн) изготавливают за полтора часа. Площадь завода — 2 тыс. кв. м, но большую часть помещения занимает склад — здесь 1450 палета-пространств. Сами производственная и фасовочная линии очень компактные. В этом и состоит инновационный подход, а точнее, новая концепция производства Tikkurila. Завод, по сути, составлен из специальных модулей, установка и отладка которых занимает всего пару месяцев. Благодаря этому предприятие может быстро нарастить производство хоть в два, хоть в четыре раза — нужно просто добавить необходимое количество модулей. Такой конструктор позволит компании гибко реагировать на запросы рынка и варьировать объемы выпуска. Обкатав новый подход к организации производства в Казахстане, компания Tikkurila будет тиражировать его и на другие свои предприятия.

Небольшие начальные инвестиционные затраты — еще один плюс модульного подхода, инвестиции в казахстанский проект Tikkurila составили около 1 млн долларов.

Пока что завод Tikkurila в Казахстане будет производить только семь номенклатурных позиций — шесть водоэмульсионных красок и одну грунтовку. В основном под брендом «ТЕКС», ориентированном на средний и экономсегмент. Tikkurila в республике уже занимает лидирующие позиции в премиум-сегменте, а вот в среднем и экономсегменте рынка лакокрасочных материалов РК финская компания пока менее успешна. С открытием производства, считает генеральный директор Tikkurila Центральная Азия Антон Пешков, будет возможность заметно продвинуться в этих сегментах. «Да, здесь будет достаточно ограниченный ассортимент продукции, другие продукты компании будут поставляться Санкт-Петербургским или финским заводом»,— подтвердил старший вице-президент Tikkurila Oyj Петри Миеттинен, отметив при этом, что с 2006 года, когда финский производитель лакокрасочной продукции открыл свое представительство в РК, вся импортируемая продукция Tikkurila изготавливалась либо в Финляндии, либо в России. Соответственно, транспортировка занимала приличное время — до трех недель. Сейчас же с логистикой станет проще — продукция сможет попасть к клиенту буквально за день, пообещал г-н Миеттинен. Лакокрасочная продукция казахстанского завода Tikkurila рассчитана не только на внутренний рынок республики, но и на экспорт в Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан и Узбекистан.

Место красит производство

«Удачное расположение — половина успеха любого проекта». Г-н Пешков уверен, что для производственной площадки Tikkurila в РК удалось найти прекрасное место — индустриально-логистический парк с развитой инфраструктурой под Алматы. Есть автодорога, на территорию парка заходят железнодорожные пути. «Инфраструктура позволяет как с легкостью доставлять сюда сырье, так и организовывать отгрузки, и не только в пределах Казахстана, но и в страны Центральной Азии»,— говорит генеральный директор Tikkurila Центральная Азия. Кроме того, на территории парка есть скважина с артезианской водой (воду из этого источника используют для производства напитков). Воду для лакокрасочного производства дополнительно очищают, но, как логично отмечают в компании, гораздо легче очистить чистую воду, чем грязную.

Локализация казахстанского производства Tikkurila пока ограничивается местной водой и местной рабочей силой. Сырье для изготовления красок и грунтовки — европейское, такое же, как и на заводах в Финляндии. «Сейчас мы импортируем сырье для производства лакокрасочной продукции, но у нас есть очень серьезные планы, и мы уже ведем активные переговоры с локальными поставщиками сырья, компонентов для краски, потому что мы бы хотели использовать продукцию местных производителей. Конечно, у нас высокие стандарты качества, и нам вместе с местными производителями нужно будет работать, чтобы они смогли соответствовать этим стандартам, но у нас есть твердое намерение двигаться в этом направлении, поскольку это облегчит нашу логистику»,— заявил Антон Пешков, добавив, что в перспективе в Карасайском районе Алматинской области вокруг Tikkurila может сформироваться целый кластер предприятий, связанных производственной цепочкой с компанией.

Пока сырье импортируется, возможностей для заметного снижения стоимости произведенных в РК красок нет. Но, говорят представители Tikkurila, «мы понимаем потребности рынка и сделаем те цены, которые позволят расти». Возможность более гибкого ценообразования появится с ростом локализации производства.

В целом на перспективы казахстанского рынка лакокрасочных материалов в Tikkurila смотрят оптимистично, несмотря на оценки тех экспертов, что считают рынок стагнирующим. Генеральный директор Tikkurila Центральная Азия Антон Пешков предположил, что благодаря в первую очередь глобальным инфраструктурным проектам рост рынка уже в этом году составит 6–7%. Еще один общерыночный тренд (его отмечают и другие игроки отрасли) в пользу финского производителя: покупатели все чаще выбирают качественные краски, обращая внимание в том числе и на их экологичность. Показывая новое производство, сотрудники Tikkurila неоднократно подчеркивали — здесь делают экологически чистые краски и на экологичном производстве замкнутого типа. Г-н Пешков уверяет: «На нашем заводе практически нет выбросов в окружающую среду, воздух, канализацию. Единственный отход, который здесь появляется — это картон, упаковка от поступающего сырья. И его мы утилизируем надлежащим образом».

Красочная история

ikkurila Oyj — финский производитель лакокрасочной продукции, в компании работает более трех тысяч человек. Заводы Tikkurila расположены в 10 странах (с учетом производства в РК), торговые представительства открыты в 16 странах. Выручка финского производителя краски в 2014 году составила 618 млн евро. Самые крупные производства Tikkurila действуют в России (Санкт-Петербург), Финляндии, Швеции и Польше. В первых трех странах у финнов — лидерство на рынке декоративных красок. Самая большая доля от выручки Tikkurila приходится на Россию (см. график 1), даже несмотря на то что занимает там финский производитель только 18% рынка (российский рынок лакокрасочных материалов сильно фрагментирован). Tikkurila представляет на мировом рынке более десятка брендов, в числе которых стратегические международные Tikkurila и Beckers, стратегические региональные и локальные бренды — такие, как Finncolor, Kolorit, ТЕКС, и тактические региональные или локальные бренды — к последним, например, относятся «Ленинградские краски». Основные клиенты Tikkurila — потребители, которые «делают ремонт сами», и профессионалы — маляры, дизайнеры, строительные бригады (см. график 2).

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности