Новый оборот

Стоимость аренды торговых площадей и фиксация оплаты в национальной валюте, а не в долларах — самые острые вопросы при общении fashion-ретейлеров с владельцами торгово-развлекательных центров

Новый оборот

Новые экономические вызовы и fashion-ретейл. Что делать модному ретейлу в условиях новых экономических вызовов? На чем сэкономить, чтобы не потерять клиентов и удержаться на рынке? Эти темы обсуждали участники бизнес-программы на международной выставке моды Central Asia Fashion Spring.

После девальвации 2014 года 15–20% ретейлеров были вынуждены закрыть свои магазины — такие данные озвучил Музаффар Мадалиев, директор по развитию бизнеса группы компаний Union Space (представляет в Казахстане бренды Mexx, NewYorker, Motivi, Salomon). Причины просты — продажи упали, владельцы торговых площадей на уступки не пошли, бизнес оказался неэффективным, и, как следствие, умер. Г-н Мадалиев отмечает, что на фоне макроэкономической ситуации в стране, когда инфляция растет, а ВВП — практически нет, перспективы ретейлеров блестящими также не назовешь. Из положительных моментов — наметился тренд на снижение арендных ставок для арендаторов в торгово-развлекательных центрах страны. «Безусловно, эти скидки отделы аренды ТРЦ стараются не афишировать. На публику говорят, что у них все хорошо, но ретейлеры им не верят. Средний процент снижения продаж в 2014 году составил от 30 до 40% по отношению к 2013 году. Примерно такой же процент снижения аренды ретейлеры рассчитывают получить от владельцев ТРЦ, когда начинают переговоры о снижении суммы арендных платежей», — говорит Музаффар Мадалиев.

Ретейлерам на фоне снижения продаж предстоит максимальная оптимизация расходов — поэтому они будут настаивать на снижении арендных ставок и более придирчиво относиться к выбору торговых площадей. «Ретейлеры будут рассматривать ТРЦ с высоким трафиком и адекватной арендной ставкой. Чтобы не потерять арендаторов, владельцы ТРЦ должны вести гибкую ценовую политику и соглашаться на процент с оборота»,— уверен спикер. Отмена привязки арендных ставок к доллару — еще одно решение, которое предстоит принять собственникам ТЦ. В соседней России это, кстати, уже сделали, переведя договоры аренды в рубли, добавляет г-н Мадалиев. Глава представительства корпорации Sela в РК Ольга Толкалина подтверждает — вопрос стоимости аренды, а также фиксация оплаты в национальной валюте, а не в долларах — остаются самыми острыми вопросами при общении fashion-ретейлеров с администрацией торгово-развлекательных цетров. «Вести диалог фешн-ретейлерам с ТРЦ сейчас действительно сложно. На рассмотрение любого письма в ТРЦ уходит около двух месяцев, поскольку они сократили штат сотрудников, а оставшиеся не справляются с таким объемом работ. Особенно сложно разговаривать про арендные ставки, так как отделы аренды не хотят их рассматривать в комплексе. Ретейлерам стоит быть едиными в данном вопросе и тактике работы с отделами аренды и ни в коем случае не подписывать договоры в долларовом эквиваленте!» — говорит она.

Девелоперы готовы пойти навстречу ретейлерам — но у них есть встречные вопросы. Так, по словам коммерческого директора группы компаний Arcada Эллы Розенталь, на скидки бизнесмены могут рассчитывать только после предоставления ими данных об оборотах компании. «Мы считаем долю арендной платы и предлагаем три-четыре месяца скидок. Потом смотрим на изменения, положительные они или отрицательные. Это дает нам возможность для маневров. Еще одна программа — маркетинговый план ТРЦ. Мы внимательно изучаем аудиторию ТРЦ, какие у него арендаторы, соответствуют ли они нашей аудитории, как мы можем улучшить концепцию ведения бизнеса, каких арендаторов пустить под ротацию. Все эти моменты важны и позволяют увидеть картинку в целом. Ведь если аудитория ТРЦ класса C, а арендатор — класса А, он в конце концов сдаст свои позиции. В этом случае лучше поменять его на класс В или В минус, и все будет в порядке. Мы готовы предоставлять сильным и крупным арендаторам минимальную арендную плату. Со слабыми арендаторами разговор будет уже другой. Все они так или иначе ротируются, поэтому по отношению к ним тоже есть ряд своих условий»,— объяснила г-жа Розенталь.

Тем не менее от ретейлеров можно услышать высказывания о том, что сейчас особенно важно удержаться на плаву именно профессионалам рынка, а потому собственникам недвижимости неплохо бы это осознавать. Потому что если профессионалов в ТРЦ заменят всякие «ИП», которые не торгуясь согласятся на ценовое предложение аренды торговых площадей, то качество представленных товаров в торговом центре заметно ухудшится, и в итоге «ТРЦ превратятся в барахолку». При этом из-за неподъемности арендной платы новые арендаторы вряд ли надолго задержатся в ТРЦ.

Я нарисую ваш портрет

Аналитическая компания «Nielsen, Центральная Азия» озвучила результаты исследования fashion-рынка южной столицы Казахстана.

Где предпочитают совершать покупки алматинки и алматинцы, сколько готовы потратить и что побуждает их к шопингу? Ответы на эти вопросы дает новое исследование компании Nielsen. Необходимостью сменить гардероб свои покупки объяснил 21% опрошенных, 19% приобретают обновки накануне какого-либо предстоящего мероприятия. Еще 17% респондентов совершают покупки, увидев объявление о распродажах, и чуть меньше — 16% — идут делать шопинг с наступлением нового сезона. Однако чаще всего предметы гардероба покупаются в хорошем настроении либо же для того, чтобы настроение улучшить — эмоциональные траты делают 27% опрошенных.

Основные мотивы к незапланированному шопингу, согласно исследованию, — сезонные скидки и тотальные распродажи. В меньшей степени мотивируют казахстанцев акции и дисконтные карты. Если говорить о частоте покупок, то чаще чем раз в месяц одежду и обувь покупает 21% опрошенных, раз в месяц — 26%. 17% респондентов делают покупки раз в четыре-шесть месяцев. Статистика большого города показывает, что барахолка уже не в тренде — 63% участников исследования ходят за покупками в большие торгово-развлекательные центры, оставшаяся часть — в небольшие торговые дома неподалеку от дома. Больше трети опрошенных — 36% — активно использует альтернативные каналы покупок: прежде всего модные интернет-магазины.

Алматинских покупателей еще трудно назвать рабами брендов — марка важна только для трети опрошенных. Как показало исследование, люди скорее обратят внимание на страну-производителя, качество пошива, стоимость вещи, общую привлекательность изделия и следование тенденциям моды, чем на бренд.

Исследователи не могли обойти вниманием тему непростых рыночных условий для ретейлеров, поэтому постарались выяснить еще и то, как ведут себя покупатели в условиях кризиса и какими способами снижают расходы на покупки. Результаты таковы: 34% опрошенных активно ищут товары по скидкам и распродажам, 22% респондентов снижают расходы на аксессуары, поскольку без них можно обойтись, остальные же ищут альтернативные каналы для совершения покупок: купонные сервисы, аутлет, моллы.

Отскока не будет

Соучредитель компании Respect в Казахстане Евгений Коновалов, проводя параллели с 2009 годом, когда произошла предыдущая девальвация, предполагает, что такого же быстрого восстановления рынка, как пять лет назад, уже не будет.

«Тогда падение в обороте составило 30- 40%. Однако в 2010 году мы быстро вернулись практически к тем же оборотам. Сейчас рынок, скорее всего, подобной ситуации не повторит, отскока не будет. Серьезная проблема: остатки от продаж коллекций доходят до 45%. При этом на снижение заказа идут только 50% ретейлеров. Стараешься при наличии оборота оттягивать дисконт, но рынок все равно вынуждает это сделать. Я думаю, ретейлеры будут вынуждены закладывать будущее дисконтирование в первоначальную стоимость товара, но, надеюсь, не в этот сезон».

Отскока не будет

Соучредитель компании Respect в Казахстане Евгений Коновалов, проводя параллели с 2009 годом, когда произошла предыдущая девальвация, предполагает, что такого же быстрого восстановления рынка, как пять лет назад, уже не будет.

«Тогда падение в обороте составило 30- 40%. Однако в 2010 году мы быстро вернулись практически к тем же оборотам. Сейчас рынок, скорее всего, подобной ситуации не повторит, отскока не будет. Серьезная проблема: остатки от продаж коллекций доходят до 45%. При этом на снижение заказа идут только 50% ретейлеров. Стараешься при наличии оборота оттягивать дисконт, но рынок все равно вынуждает это сделать. Я думаю, ретейлеры будут вынуждены закладывать будущее дисконтирование в первоначальную стоимость товара, но, надеюсь, не в этот сезон».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики