Однажды в Казахстане

Эклектика — так можно охарактеризовать фильм режиссера Саламата Мухаммеда-Али «Весь мир у наших ног», пожалуй, один из самых зрелищных отечественных кинопроектов

Однажды в Казахстане

На экраны отечественных кинотеатров вышел фильм «Весь мир у наших ног», продукт более чем трехлетней работы команды специалистов во главе с режиссером Саламатом Мухаммедом-Али и генеральным продюсером Дауреном Мусой. Для обоих проект явился дебютом в большом кино: г-н Мухаммед-Али ранее был известен как клипмейкер, г-н Муса же пожинал лавры в бизнесе и общественной деятельности. Тем не менее о подобном дебюте мечтает, пожалуй, любой киношник — в фильме снялся десант заокеанских звезд, таких как Арманд Ассанте, Питер О’Тул, Боло Йенг, Дон Уилсон. Казахстанские актеры, принявшие участие в фильме, также далеко не безызвестны отечественному зрителю, в особенности Карлыгаш Мухамеджанова, полюбившаяся аудитории и в «Возвращении в А» Егора Кончаловского, и в «Сказе о розовом зайце».

О наших по-американски

Фильм позиционируется как приключенческая экшен-драма. В основе сюжета — переплетение судеб гангстера Мусы (Арманд Ассанте) и служащей казино Алии (Карлыгаш Мухамеджанова). Обаятельный злодей Муса, большой поклонник классической музыки, красивых женщин и изощренных убийств, привыкший получать желаемое по первому требованию, сталкивается с непреклонностью молодой девушки, и жизнь последней круто меняется, погружая Алию с головой в жестокий мир криминала. Вместе с возлюбленным на заднем сиденье авто с полным долларов чемоданом в руках поднаторевшая в стрельбе и боевых искусствах Алия бежит прочь, пытаясь скрыться от вездесущего ока и длинных рук Мусы, который, в свою очередь, вступает в кровавое противоборство с соперничающим гангстерским кланом, крайне заинтересованным в содержимом чемодана. А как мы все хорошо знаем из американских блокбастеров, такие истории далеко не всегда заканчиваются хеппи-эндом, ну а если и заканчиваются, то явно не для всех участников драмы.

Сравнение с американским блокбастером не случайно: «Весь мир у наших ног» хотя и был снят казахстанцами о казахстанцах, выглядит типичнейшим американским боевиком девяностых годов. Невообразимо крутые казахские гангстеры своим имиджем и манерой поведения частью напоминают мексиканских бандитос, частью — итальянских мафиози. Темнокожий опасный тип, появляющийся в одном из эпизодов, конечно же, крайне мускулист, маскулинен и не сдержан на язык, как и подобает бронкскому гангста, пусть и попавшему на другой конец света — в пыльные задворки казахстанского миллионника. Усиливают впечатление «американскости» очень хорошо знакомые постсоветскому кинозрителю реплики, обильно приправленные традиционной фразой плохих парней «сукин сын». В эти моменты в ушах так и звучит до боли знакомый гнусавый голос переводчика из девяностых…

Однако сквозь упомянутую «американскость» прорывается что-то до боли родное, знакомое, казахстанское, даже, пожалуй, казахское — в пейзажах залитых центральноазиатским солнцем индустриальных окраин с ухабистыми дорогами, в лицах и мимике персонажей, роли которых исполняют наши актеры, в двух великолепных истериках героини Карлыгаш Мухамеджановой, напоминающих крик раненой волчицы и пронизывающих ощущением неизбывной тоски. Вообще, складывается впечатление, что две команды актеров, заокеанская и отечественная, сыграли каждая по-своему, хоть и в рамках единой стилистической направленности голливудского блокбастера. И надо признать, что подобная эклектика дает весьма интересный эффект. Создается впечатление, что при всей своей заграничной атрибутике история, показанная в фильме, могла случиться именно в Казахстане. То есть могла случиться она, конечно, где угодно, в любой стране, где есть расслоение общества, мафия и прочие прелести обратной стороны капитализма, но случиться именно так, с таким, если можно так выразиться, надрывом она могла только здесь.

Любовь и кровь

Еще один любопытный пример эклектики данной картины — сочетание жестокости, местами ужасающей, и какой-то романтической целомудренности взаимоотношений. Крови в фильме действительно очень много, и местами на ум невольно приходит ассоциация с шедеврами неистового Тарантино. Оторванные части тела, дымящиеся раны и использование неподходящих предметов для нанесения увечий — всего этого в картине предостаточно, вплоть до того, что некоторые сцены своей жестокостью могут шокировать и даже вызвать отвращение и у искушенного зрителя. Опять-таки в славных традициях голливудских блокбастеров ряд кровавых сцен подан и под пикантным и даже под комическим соусом. Это и привлекательные женщины, затянутые в кожу и валящие злодеев очередями из ручных пулеметов, кокетливо удерживаемых в одной руке. И глуповатые злодеи, нелепо гибнущие, несмотря на огромную мышечную массу и владение сверхсовременным оружием. И на фоне всего этого — история любви, которую герои несут с собой с детства, история несколько наивная и довольно примитивно романтизированная, хотя и не доходящая все же до слащавости. Притом что оба главных героя — отнюдь не смущающиеся студенты, а лица, знакомые с криминальным миром не понаслышке. В этом плане на ум приходит ассоциация со знаменитым «Сказом о розовом зайце», где чувства главного героя так же наивны, и это несмотря на то что все обстоятельства в течение фильма склоняли его к цинизму. Возможно, причины такой любопытной эклектики кроются в особенностях национальной ментальности.

Не осрамимся на Западе

Стоит отметить отличную операторскую работу, которая, кстати, была признана и в Голливуде: оскароносный продюсер Грэй Фредериксон оценил ее как «блестящую». Молодой оператор Павел Казаков действительно справился со своей работой на все 20 из 10: можно с уверенностью заявить, что видеоряд поистине завораживающий. Характерная для отечественных картин зацикленность на крупных планах в фильме успешно преодолена. Ощущение взгляда на происходящее сквозь объектив кинокамеры в фильме сведено к нулю, и зритель имеет возможность полностью сосредоточиться на перипетиях сюжета.

Как говорится в рецензии телеканала «Россия 24», «Весь мир у наших ног» — «это первый для Казахстана кинопроект, который может претендовать на широкий зарубежный прокат». Задача ознакомления с фильмом международного зрителя ставилась и продюсером Дауреном Мусой, который, по его словам, был озабочен также поднятием имиджа Казахстана в мире. «Такие фильмы, которые в правильном свете показывают нашу страну, должны быть,— делится г-н Муса. — До этого времени, на мой взгляд, не было ни одного такого фильма». По мнению г-на Мусы, на Западе, помимо прочего, должны увидеть, что наша страна является развитой, что и у нас люди ездят на дорогих иномарках, пользуются высокими технологиями. Можно поспорить о ценности этого знания в головах заграничных обывателей, однако можно отметить, что данная задача в фильме выполнялась последовательно и массированно. Пара сцен в течение фильма, судя по всему, не имели иной смысловой нагрузки, помимо демонстрации красивых небоскребов Астаны и великолепного курорта Боровое. Впрочем, учитывая высокое значение развития туристического потенциала страны, неоднократно подчеркивавшегося чиновниками,— почему бы и нет.

Итак, на экраны страны вышла очень неплохая отечественная картина и, похоже, крепкий середнячок по голливудским меркам. Достаточно неправдоподобная, достаточно глобализированная, чтобы быть интересной самой широкой аудитории. Очень динамичная, с отличной картинкой и нескучным сюжетом. С попыткой обращения к так называемым «вечным» темам, в целом удавшейся в той мере, в какой это необходимо блокбастеру для того, чтобы показаться проникновенным, но не наскучить зрителю. И, видимо, прав российский кинодраматург и сценарист Олег Макаров, заметивший, что авторам «удалось создать свой сюрреалистичный мир, живущий по жестким, инстинктивным законам современности». По крайней мере, современная отечественная кинематография нуждается в таких фильмах. Хотя бы для того, чтобы доказать: она, казахстанская кинематография, существует.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках

Повестка дня

Коротко

Повестка дня