Как освоиться в электронной среде

Часть ошибок, совершаемых в системе электронных закупок как заказчиком, так и поставщиками, объясняется иногда их корыстным интересом. Однако другая — просто отсутствием нужных знаний и навыков. Разработчик площадки Центр электронной коммерции создал целую образовательную инфраструктуру по обучению обеих сторон электронных торгов. Причем эта инфраструктура постоянно развивается

Через семинары уже прошли тысячи чиновников и поставщиков
Через семинары уже прошли тысячи чиновников и поставщиков

Система государственных закупок в Казахстане в последние годы претерпевает серьезные изменения. Перевод этого процесса в электронный формат экономит государственные средства, делает процесс закупок предельно прозрачным. Однако побочным следствием этих положительных изменений становится необходимость переучиваться как для сотрудников госучреждений, так и для сотрудников фирм, контактирующих с государством.

Проведение семинаров, на которых рассказывается о том, как работать с порталом goszakup.gov.kz, оформилось, как и положено в рыночной экономике, в отдельный бизнес. Кроме тех семинаров, что проводит непосредственно национальный оператор в сфере информатизации — «Центр электронной коммерции», появилось множество частных курсов. ЦЭК, собственно, не обязан организовывать обучение, так же, как, допустим, налоговый комитет не обязан делать этого в случаях изменений форм деклараций. Однако центр занимается этим, понимая, что уровень образованности пользователей напрямую отражается на имидже самой организации, да и вообще на восприятии электронных торгов обществом, бизнесом и чиновничьим корпусом. Да и компании, и госорганы, которые хотят обучить своих сотрудников работе на портале госзакупок, предпочитают иметь дело с первоисточником. Тем более что организация не стоит на месте и, стараясь удешевить передачу знаний, придумывает все более прогрессивные формы обучения знаний.

Путеводитель и толмач

Как это часто бывает, специфика какой-либо отрасли отражается в терминологии. Веб-портал государственных закупок — отдельное государство, и для свободной ориентации в нем поначалу надо уметь пользоваться словарем и путеводителем. Но некоторым школьным бухгалтерам из глубинки, которым поручают разместить лот на сайте, трудно не впасть в отчаяние, пытаясь вникнуть, например, в следующее определение: «Электронная цифровая подпись (ЭЦП) — набор электронных цифровых символов, созданный средствами электронной цифровой подписи и подтверждающий достоверность электронного документа, его принадлежность и неизменность содержания». То же относится к ряду необходимых действий, хотя и четко расписанных по пунктам, но также требующих усилий в усвоении.

Для преодоления подобных препятствий Центр электронной коммерции создал внутри своей организации мощный сектор поддержки пользователей. На главной странице портала государственных закупок размещены инструкции, где шаг за шагом подробно расписывается последовательность действий как заказчиков, организаторов, так и поставщиков. Кроме того, на сайте имеется страница с «часто задаваемыми вопросами», где можно найти ответы на самые актуальные и часто повторяющиеся вопросы. Но не все сами хотят разбираться в инструкциях. Многие звонят в службу технической поддержки и необходимые пояснения получают от консультантов.

Данная служба стала важным элементом обратной связи для ЦЭК. Здесь обобщаются и систематизируются вопросы, жалобы и предложения клиентов. «Работа организована по двум линиям. Сначала звонок поступает диспетчеру-консультанту, который в зависимости от сложности проблемы либо отвечает сам, либо направляет контакт консультантам второй линии. Для систематизации вопросов разработана система категорийности вопросов», — поясняет руководитель службы технической поддержки портальных решений ЦЭК Марина Панкратова.

Чаще всего поступают вопросы по получению ЭЦП — пользовательского сертификата аутентификации для регистрации на портале. И хотя это тематика другой организации — Национального удостоверяющего центра, консультанты помогают и по этой теме. При регистрации на портале иногда возникают проблемы из-за расхождения данных, имеющихся у пользователя в базе налогового комитета, и в сертификатах — в написании фамилии, имени, отчества, даты рождения, номера удостоверения личности. Достаточно одной неверно написанной буквы для того, чтобы система выдала ошибку при попытке зарегистрироваться. Многие звонки в службу поддержки связаны с этим. Впрочем, с такими вещами разобраться несложно. Так же просто улаживается проблема восстановления пароля, которая возникает в тех случаях, когда при регистрации пользователь портала указывает несуществующий адрес электронной почты, куда автоматически системой направляется ссылка по восстановлению пароля. Несколько сложнее бывает разобраться в случаях, когда возникает путаница с часовыми поясами. На портале все действия — начала, окончания приема заявок на участие в госзакупках привязаны ко времени Астаны. Порой об этом забывают пользователи портала из западных регионов, где время сдвинуто на один час назад. Отдельная болезненная тема — включение ИП или юрлица в реестр недобросовестных участников государственных закупок. В сам черный список попасть можно лишь по решению суда, но пользователи все равно обращаются с этими вопросами и в ЦЭК.

Случаются проблемы и иного рода, когда поставщики выигрывают госзакупки, но в цене не учитывают транспортировку, а эта тематика в законе пока не отражена. Работники департамента сервисного обслуживания стараются объяснять компаниям, что стоимость доставки входит априори в заявляемую цену, и в следующий раз бизнес уже не допускает такого рода промахов.

Та же система в новой обертке

Первый вал обращений ЦЭК пережил в начале 2010 года, когда закон обязал госучреждения все закупки способом запроса ценовых предложений проводить в электронном формате. Тогда количество звонков превышало сто тысяч в день. Постепенное снижение этого показателя в два раза оператор воспринимает как свидетельство своей хорошей работы по обучению пользователей. В следующем году в центре ждут второе «цунами». Дело в том, что со следующего года проведение госзакупок будет переведено на другую технологическую площадку, а с июля обязательным станет проведение госзакупок только в электронном формате посредством конкурса и аукциона. Два эти нововведения связаны между собой: с помощью Oracle E-Busi ess Suite (EBS) портал сможет пережить рост нагрузки. Если раньше через него проходило лишь 10% госзакупок, с июля, возможно, будет проходить 70—80%. Промышленная платформа обеспечивает и большую безопасность. Однако новый интерфейс, который приходится вводить параллельно с EBS, несколько сложнее в использовании, чем предыдущий. «У нас сейчас много обращений по регистрации в системе Oracle. Хотя порядок останется тот же, но интерфейс абсолютно другой. Некоторые пользователи, сталкиваясь с новой системой, теряются, поскольку в ней появился новый функционал», — замечает Марина Панкратова.

В пилотном режиме закупки методом конкурса обкатывались в конце этого года на Министерстве финансов, поэтому в службе технической поддержки уже знают перечень вопросов, которые будут поступать в начале следующего года. Основные вопросы возникают по регистрации и процедуре загрузки годовых планов. Заказчику надо загрузить годовой план, создать заявку и создать торги. Когда заканчивается прием заявок от поставщиков, организатор ЭГЗ вскрывает объявления, просматривает заявки поставщиков, публикует протокол вскрытия, допуска и потом публикует второй раунд торгов, когда поставщики подают цены. Поставщик на первом этапе подает конкурсную заявку, на втором — предлагает свою цену. Потом претенденты смотрят протокол итогов», — привычно перечисляет необходимые действия г-жа Панкратова.

Учиться всем пригодится

Обучающие семинары Центр электронной коммерции проводит с 2007 года, так что у департамента обучения накоплен уже довольно большой опыт в передаче знаний. Семинары проводятся по модульной системе. Одна часть — теоретическая, направленная на разъяснения законодательных норм; вторая — демонстрационная, представляющая из себя примеры непосредственной работы с порталом.

Теоретические модули проводятся по темам: «Организация и контроль государственных закупок», «Правила электронных государственных закупок», «Основы государственных закупок для поставщиков». Они посвящены разбору, разъяснению закона «О государственных закупках» и утвержденных правительством правил осуществления государственных закупок. Для новичков эти семинары являются хорошим навигатором в законодательном пространстве. Те, кто уже имел дело с госзакупками, наработали багаж, задают принципиальные вопросы разработчикам, высказывают замечания по нормам. Например, серьезная ситуация, которая тревожит заказчиков, — некачественный товар. По «ценовкам» (закупкам методом запроса ценовых предложений) главную роль играет стоимость. Возникают ситуации, когда выигрывают поставщики, которые поставляют некачественный товар. Эти ситуации разрешаются по-разному. Некоторые попадают в черный список. Но заказчик теряет время и терпит убытки. «Надеемся, в скором будущем данный вопрос будет законодательно урегулирован», — замечает старший менеджер департамента обучения ТОО «Центр электронной коммерции» Юлия Божченко. Впрочем, проблему можно решить и самостоятельно, детально описав качественные характеристики товара или услуги в заявке — этому госслужащих в ЦЭК тоже обучают.

[inc pk='1264' service='media']

Второй тип семинаров проводится для обучения практическим навыкам работы на портале. Модули разделяются по видам закупок: «Ценовые предложения», «Электронный конкурс», «Электронные государственные закупки для поставщиков», а также ознакомительный семинар. По словам директора департамента обучения Галии Тулеугалиевой, представителям бизнеса легче дается освоение электронных процедур. «Обычно у нас группы смешанные — есть и госслужащие, и частники. Открытые семинары тем и удобны, что на них поставщики и заказчики общаются между собой, завязывают деловые и дружеские отношения».

Однако казахстанские просторы становятся помехой для желающих обучаться на семинарах в Астане. Поэтому департамент обучения сначала предложил проводить выездные семинары, однако оказалось, что в некоторых регионах довольно трудно организовывать обучение на местах. «Организация семинаров из Астаны занимает много времени, а региональные представители не всегда готовы взять на себя ответственность за организацию. Менее всего интерес проявляют западные регионы. А вот, например, в Караганде очень активно работают — там и их ТПП действует, и акиматы, работают отраслевые объединения. Сейчас наши опросы показывают следующее: бизнес считает, что необходимо еще немного времени для подготовки к работе в рамках ЕЭП». Однако в действительности процесс интеграции уже набрал скорость и сбавлять ее никто не намерен. Так что времени на подготовку осталось не много. «Сейчас в рамках Таможенного союза у Казахстана есть льготный период для отечественных товаропроизводителей — участников госзакупок. Но с 2014 года юрлица и частные предприниматели всех трех стран станут на равных участвовать в госзакупках друг друга», — говорит Юлия Божченко.

Семинар в режиме o -li e

Развивая формат семинаров, ЦЭК предложил новый продукт — дистанционное обучение в режиме онлайн, так называемые вебинары. Этот способ стал хитом образовательных технологий во всем мире. Для того, чтобы получить на вебинаре знания, нужен компьютер, устойчивый канал связи не менее 128 кбит в секунду, колонки, наушники и базовое программное обеспечение. То есть этот список не намного шире того, что требуется, собственно, для участия в самих электронных торгах. Для уменьшения расхода трафика есть возможность проводить онлайн-семинары в режиме аудио и чата. Несмотря на то, что онлайн-семинары начали проводиться всего пару месяцев назад, они уже стали очень популярны у пользователей из Кустанайской, Павлодарской, Актюбинской, Карагандинской, Мангистауской, Восточно-Казахстанской областей и г.Астаны. Похоже, представителям северных регионов зимой действительно удобнее обучаться через Сеть. Вебинар мало чем отличается от обычного семинара. Пользователи точно так же могут задавать вопросы лектору, уточнять детали, просить совета, когда ведутся практические занятия. Стоимость обучения при этом ниже на порядок. Людей не нужно отправлять в командировку, организаторам не нужно арендовать залы в областных центрах. Судя по всему, данный формат обучения в ближайшее время станет основным для ЦЭК.

Разработчики портала госзакупок напоминают, что скоро практически все торги будут проходить в электронном формате. Причем к ним будут допущены участники из других стран, входящих в ЕЭП. «Количество посещений нашего портала из стран — участниц ЕЭП растет последнее время в геометрической прогрессии, — говорит Галия Тулеугалиева. — Вопрос о взаимном признании ЭЦП в странах ЕЭП пока еще не решен, но это дело ближайшего будущего. Нашему бизнесу необходимо быстрее осваиваться на портале, быть активнее, чтобы потом наши товаропроизводители составили достойную конкуренцию соседям и расширили свой бизнес не только в Казахстане, но и в России и Беларуси», — резюмирует директор департамента обучения ЦЭК.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики