Виртуальный магазин

Отечественный рынок электронной коммерции явно переходит на новую ступень развития

Виртуальный магазин

В 2014 году в Казахстане об электронной коммерции говорили много — перспективы здесь увидело государство и решило принять активное участие в развитии рынка если не в статусе игрока, то по крайней мере в роли арбитра, создав благоприятные условия для рынка и его субъектов. В течение года произошло немало интересных событий в e-commerce, ознаменовавших переход на качественно иной уровень развития. В первую очередь нужно отметить покупку ТОО «Колеса», которое приобрел инвестиционный фонд Baring Vostok. Сумма сделки, по некоторым данным, составляет 15 млн долларов США. «Колесам» принадлежат популярные классифайды krisha.kz и kolesa.kz.

Также можно упомянуть серию мероприятий под общим названием «Кибержума», проводимую под эгидой Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса (АКИБ). По данным ассоциации, некоторые интернет-магазины смогли в разы увеличить и продажи, и число зарегистрированных пользователей. «Кибержума» была настолько популярной, что некоторые крупные казахстанские интернет-магазины провели параллельно собственные киберпятницы, вызвав тем самым острые споры о том, этично ли пользоваться чужими наработками ради собственной выгоды.

Подъем по расписанию

Президент АКИБ Константин Горожанкин в одной из своих презентаций заявил, что за два года число покупок в казахстанских интернет-магазинах увеличилось в три раза: в 2012 году покупки в казахстанских интернет-магазинах составляли 10% от общего количества покупок, сделанных с помощью банковских платежных карт, а в 2014 году их доля выросла до 29%.

Еще одна громкая новость прозвучала в ноябре: kaspi bank анонсировал запуск онлайн-сервиса, благодаря которому у казахстанцев появляется возможность выбирать товары и получать одобрение кредита на покупки, не выходя из дома. Подобного продукта, пожалуй, никто из игроков финансового сектора Казахстана прежде не предлагал. Как этот продукт повлияет на уровень продаж онлайн, узнаем в этом году: банк предлагает купить в кредит технологичные товары — от мобильных телефонов до фотоаппаратов и телевизоров. Те же смартфоны стабильно пользуются спросом, несмотря на кризис, о чем свидетельствуют данные исследовательской компании GfK. Возможно, благодаря таким проектам в 2015 году объем продаж и достигнет уровня в 3 млрд долларов, несмотря на неблагоприятные внешние условия.

Миллионы и миллиарды

Как известно, в 2013 году объем рынка e-commerce в Казахстане по разным источникам варьировался в пределах от 450 до 600 млн долларов, и, по прогнозам экспертов, емкость рынка далеко не исчерпана. В 2015 году ожидалось, что рынок достигнет уровня в 3,6 млрд долларов, или 4% от общего объема торговли. Однако подобные заявления были сделаны несколько лет назад, когда лишь немногие могли предвидеть февральскую девальвацию 2014 года, падение цены на нефть и прочие события, негативно повлиявшие на рост экономики в целом.

Чтобы понять, сколько денег могли потратить потребители в онлайне, приведем статистику Национального банка РК, который публикует данные по объему транзакций, проходящих через платежные карты. Интересующиеся статданными теперь могут видеть, сколько денег на оплату картой проходило через мобильные устройства или POS-терминалы, на интернет-сайтах или в банкоматах. Разбивку по видам платежей Нацбанк стал делать только с сентября, но если посчитать соотношение суммы платежей на тех же интернет-ресурсах к общей сумме в сентябре, октябре, ноябре и декабре, то в среднем доля интернет-платежей составляет 5%, а количество транзакций — примерно 15% к общему числу. Если предположить, что в среднем за год соотношение оставалось примерно на одном уровне, то объем и количество транзакций на интернет-ресурсах будет выглядеть следующим образом (см. таблицу 1).

В 2014 году общий объем транзакций через платежные карты составил 817 млрд тенге (почти 4,5 млрд долларов), в то время как на интернет-ресурсы приходится 42 млрд тенге (227 млн долларов). Однако, кроме интернет-ресурсов, в транзакции по платежным картам входят операции через POS-терминалы, банковские киоски, мобильные телефоны и банкоматы. Часть платежей может приходиться на е-коммерцию, но какова их доля, сказать сложно. Тем не менее можно предположить, что объем рынка колеблется в пределах 0,5–1,5 млрд долларов.

Если делать региональный срез, из данных Нацбанка видно, что лидерами предсказуемо являются города республиканского значения Астана и Алматы, последний существенно опережает все регионы, вместе взятые, по сумме транзакций на душу населения. Однако из таблицы видно, что определенную перспективу имеет ЗКО, где средняя сумма транзакций составляет почти 5000 тенге и, возможно, люди тратили бы и больше, если бы в стране была лучше развита, например, логистика. Южный Казахстан, несмотря на наибольшую плотность населения, наименее активен, по сравнению с другими регионами.

Для сравнения можно привести данные Казкоммерцбанка. В 2014 году количество транзакций через платежные карты у него приблизилось к количеству операций по обналичиванию средств с карты, а в 2015 году ожидается, что Рубикон будет перейден. Всего за 2014 год через платежные карты прошло около 22 млн операций, или 270 млрд тенге (около 1,46 млрд долларов). Через платежный шлюз epay.kkb.kz в 2014 году прошло около 2,3 млн операций, что составляет примерно 22,4 млрд тенге (120 млн долларов).

Что такое онлайн?

Для полноты картины стоит также вспомнить споры, ходившие вокруг того, можно ли включать в общие цифры продажу онлайн-билетов компании Air Astana, поскольку из 600 млн долларов, сгенерированных рынком, значительная доля приходилась на этого авиаперевозчика. Известно, что в 2013 году объем валовой выручки с онлайн-продаж составил 87,4 миллиона долларов США, но данные по прошлому году Air Astana предоставить не решилась, мотивировав отказ коммерческими соображениями.

Очевидно одно, девальвация существенно занизила ожидаемые объемы, поскольку большая часть потраченных покупателями денег приходится на зарубежные интернет-магазины. Кроме того, ослабление рубля, антироссийские санкции существенно повлияли и продолжают влиять на баланс сил на нашем рынке. Как отметил директор по продуктам «Колес» Владимир Меркушев, экономическая ситуация заметно повлияла на рынок тех же автомобилей. Количество объявлений о продаже авто из России на сайте kolesa.kz выросло в несколько раз, также выросло количество посетителей с российскими IP-адресами. Вероятно, это будет заметно и в других областях, где российские товары более привлекательны по цене для казахстанцев, а правила Таможенного союза упрощают работу с клиентами или поставщиками из соседних стран.

Время возможностей

Новый год бросает новые вызовы. Фон в виде упавших цен на нефть, гражданской войны на Украине выглядит удручающим. Однако не все видят впереди лишь негативный сценарий развития. В отрасли онлайн-торговли больше оптимистичных оценок. По мнению сооснователя крупнейшего американского интернет-портала cars.com Роберта Беллака, в Казахстане налицо все признаки развивающегося рынка: есть сложности с платежными системами и логистикой, что удерживает людей от покупок онлайн. Главное препятствие — недоверие к электронной коммерции. Но так было и в Китае, и в США, и эти проблемы решаемы. Нужно учиться на чужих ошибках. Существуют способы убедить людей доверять электронной коммерции через социальные медиа и прочие технологии. Но так или иначе рост местного рынка онлайн-торговли продолжится, даже если падение платежеспособности его и ослабит.

Если говорить о тенденциях мировой электронной коммерции, которые окажут влияние и на нас, стоит обратить внимание на рост числа пользователей мобильного интернета. Кроме того, наиболее актуальной становится логистика, в идеале доставка должна производиться в день покупки. Например, в Китае уже сегодня товар обычно привозят в течение трех часов.

Вообще, современная е-коммерция представляет собой игру масштабов, считает Роберт Беллак. По его мнению, самые разные факторы влияют на масштаб и эффективность: политическое устройство страны, регулирование рынка, покупательская способность, персонализация данных, таргетинг. «Очень сильно влияет на масштаб торговли стоимость технологий. В мире только две-три компании работают с такими объемами, что им приходится быть безусловным лидером: это Amazon и Alibaba, позади них следует eBay. Только такие компании могут покупать товары по нужной цене, у них власть над рынком, они могут установить нужную цену при работе с поставщиками. За некоторыми исключениями на рынке останутся ретейлеры, или предлагающие максимально широкую линейку товаров, или специализирующиеся на определенной группе товаров, на какой-либо аудитории. Это могут быть уникальные марки и бренды со своей лояльной аудиторией». Однако, считает американский эксперт, нишевые продавцы должны выбрать один-два бренда, с которыми работать, но не более. Кроме того, страны, вероятно, будут создавать сейчас барьеры для защиты местного рынка, начнутся торговые войны, что не может не повлиять на рынок.

Войти в нишу

По мнению специалистов, перспективы электронного ретейла еще не исчерпаны не то что в Казахстане, но и в странах, где эта форма торговли родилась. Например, в США до сих пор происходит сокращение числа физических магазинов. Взрывной рост показывают нишевые сервисы, такие как мобильное приложение для вызова такси Uber или мобильное приложение Airbnb, площадка для поиска сдаваемого в аренду жилья по всему миру.

В тех странах, где рост экономики под вопросом, придется работать больше и лучше за меньшие деньги, считает сооснователь рекламной платформы Kavanga Дмитрий Лелис. Тот e-commerce, которому близка эта парадигма, будет сокращать расходы, автоматизировать и оптимизировать все, что можно, и бороться за каждого клиента. Эффективность и низкая себестоимость каждого процесса, максимально персонализированный клиентский сервис перестают быть просто словами и будут являться определяющими факторами для выживания и развития в 2015 году.

В России из-за кризиса уже закрылись некоторые интернет-магазины, множество закроются в этом году. «Экономический спад не обойдет стороной e-commerce. Это будет связано как с общим снижением спроса, так и повышением цен, вызванным снижением курса рубля. Падение оборотов переживут далеко не все,— уверен Дмитрий Лелис. — Но в любом кризисе есть и положительный очищающий эффект. На рынке останутся и закрепятся компании с наиболее эффективными и оптимизированными внутренними процессами, которые при этом смогут обеспечить более высокий, по сравнению с конкурентами, уровень клиентского сервиса при разумных ценах. Эти компании станут лидерами следующего витка развития. И таких будет много». Как говорят мудрецы, кризис — это не только время проблем, но и время открывающихся возможностей. Например, в Казахстан более охотно сейчас едут отличные IT-специалисты из Украины.

Руководитель интернет-проектов «Колес» Владимир Меркушев уверен, что конкуренция на рынке станет еще сильнее, что связано не только с развитием казахстанских проектов, но и в большей степени с приходом новых игроков на рынок: многие компании из России и Украины открывают здесь представительства.

Китайцы и американцы

Мировой рынок электронной коммерции, несмотря на противоречивую ситуацию в экономике, в 2014 году продемонстрировал рост, причем темпы не снизились. По оценкам экспертов, объем e-commerce в 2014 году достиг объема в 1,32 трлн долларов США, что на 22% выше, чем в 2013 году. Впрочем, электронная торговля все еще составляет незначительную часть общего объема розницы. По данным eMarketer, на интернет-коммерцию приходится только 6% от общего количества розничных продаж, объем которых в прошлом году составил 22,5 трлн долларов, что на 6,1% больше, чем в 2013 году (21,2 трлн долларов США).

Лидерами электронной торговли являются США и Китай: на их долю приходится 55% продаж. При этом Китай лидирует с 426,3 млрд долларов оборота, США наторговали на 305,7 млрд долларов. В десятку ведущих стран e-commerce входят также Великобритания, Япония, Германия, Франция, Южная Корея, Канада, Россия и Бразилия.

Если посмотреть на список ведущих компаний розничной онлайн-торговли, то лидером является Amazon, за которым следуют китайский гигант JD.com, американские WalMart и eBay, а также немецкий Otto. Следует отметить, что грозный Alibaba уступает перечисленным компаниям лишь в рознице, поскольку основные его объемы приходятся на оптовую торговлю, но темпы роста компании настолько многообещающие, что в ближайшее время и в этом сегменте Alibaba может стать главным игроком. Интересно, что среди интернет-лидеров практически отсутствуют европейские компании. По мнению экспертов, тут дело в языках, рынке капитала, а также и в структуре экономик этих стран. Например, в Швейцарии компании приходится делать бизнес на трех языках, что гораздо сложнее, чем в США или Китае, где нужен только один язык.

По данным исследовательской компании Nielsen, наиболее популярными товарами и услугами, приобретаемыми онлайн, являются в порядке убывания одежда, бытовая электроника, бронирование отелей и турпоездки, мобильные телефоны и авиабилеты. Популярность несколько варьируется от региона к региону, но в целом показатели сопоставимы.

Важно отметить и платформы, через которые совершались покупки онлайн (см. табл.). Несмотря на то, что компьютер остается доминирующим устройством для пользователей, особенно в Северной и Южной Америке, мобильные устройства вроде смартфонов и планшетов постепенно наращивают свою долю. В Азии уже предпочитают мобильные устройства больше половины покупателей, в то время как в Африке и на Ближнем Востоке популярны планшеты.

В прошлом году в мире произошло немало значимых событий на рынке e-commerce, и в первую очередь следует отметить выход на IPO китайской Alibaba.com. Этот оператор e-commerce провел крупнейшее IPO в мире в прошлом году, рыночная капитализация компании достигла 236 млрд долларов. Из трендов стоит упомянуть показательный выпуск часов iWatch от Apple — носимые устройства уже начинают влиять на поведение покупателей в онлайн. По данным Cisco, в мире уже более 20 млн носимых устройств и за пять лет их количество увеличится до 180 миллионов. Среди событий из области M&A стоит отметить продажу известного онлайн-ресурса Cars.com за 1,8 млрд долларов, который приобрела медиакорпорация Gannett, также другой популярный сайт объявлений Apartments.com за 585 млн долларов купила американская компания по торговле недвижимостью.

Что касается России, Дмитрий Лелис отметил выход крупных иностранных игроков на рынок, таких как AliExpress и eBay; последняя совместно с почтой России строит доставку товаров с eBay, в первую очередь из Китая. Одним словом, китайские товары захватывают российский рынок через Сеть.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики