Короны из жести

Казахстанская компания Ast Etalon Crown сохраняет объемы экспорта кроненпробки в Россию даже в существующих экономических условиях

Короны из жести

Лидер по производству кроненпробки в Казахстане — темиртауское предприятие Ast Etalon Crown — имеет не столь продолжительную историю, как основанная изобретателем Пейнтером Crown Holdings, Inc. (см. справку на следующей стр.), но уже обеспечивает кроненпробкой весь Казахстан и активно продает свою продукцию за рубеж — доля экспорта превышает 50%. Небольшая компания с чуть более полусотней сотрудников выпускает около миллиарда кроненпробок в год. В отличие от многих экспортеров, остро почувствовавших на себе падение спроса из-за изменения курса «тенге—рубль», Ast Etalon Crown сохраняет объемы поставок в соседнюю Россию и сейчас.

Дело — жесть

Ast Etalon Crown (Ast — сокращение от Астана) на казахстанском рынке существует семь лет. Созданию компании предшествовали изучение требований потенциальных потребителей и доскональный анализ рынка, которые показали, что с точки зрения обслуживания и казахстанских производителей пивоваренной и безалкогольной продукции, и заводов такого же профиля других стран Средней Азии, а также России — из Сибири, Урала, Дальнего Востока — целесообразно создавать производство именно в Центральном Казахстане. Расположение в Темиртау стало одним из конкурентных преимуществ компании, так же как и использование местного сырья — металла от «АрселорМиттал». Это 60% себестоимости конечной продукции. «Специфика такова, что белую жесть делают для данного вида продукции в Европе или в Юго-Восточной Азии, а мы смогли отечественную жесть адаптировать к довольно капризной технологии»,— комментирует генеральный директор Ast Etalon Crown Юрий Дюпин. Оставшиеся 40% себестоимости приходятся на сложную пищевую химию, то есть лаки и краски, они все же закупаются в Европе.

Новый завод по производству кроненпробки проектировался с учетом рекомендаций производителей оборудования. Выбирались лучшие — новое производство было сразу ориентировано на сотрудничество с крупными компаниями и должно было соответствовать их требованиям по качеству.

С одного металлического листа пресс высекает 720 пробок

Этапы изготовления кроненпробки: сначала на листы белой жести методом литографической печати наносится рисунок: высокое качество декорирования металла в Ast Etalon Crown обеспечивает немецкое оборудование от KBA-MetalPrint. Отпечатанный лист сушится в конвенциальной сушильной печи, для которой специально была приобретена система дожигания выделяющихся при сушке веществ стоимостью около 300 тысяч евро, это позволяет свести к минимуму воздействие на окружающую среду. Кроненпробка — это металлический гофрированный колпачок с эластичной прокладкой, непосредственно высечка этого колпачка и формирование прокладки производится на итальянском оборудовании SACMI IMOLA.

Завод в Темиртау был запущен в 2008 году. На сегодня производительность предприятия — 3 миллиона пробок в сутки. Расчет на географическое расположение казахстанского «пробкового» завода себя оправдал — экономия за счет логистики и местного сырья позволила предложить конкурентную цену. Более того, благодаря возможности доставки автотранспортом клиенты смогли делать те заказы, которые интересны им: то есть, допустим, заказывать объем кроненпробки из расчета на месяц своего производства, а не вагонную поставку на весьма большую сумму денег, как приходилось делать в случае работы с поставщиками из более отдаленных регионов. Сейчас клиенты темиртауского завода — это казахстанские, узбекские, киргизские, российские компании — производители пива и безалкогольной продукции. В России казахстанский производитель кроненпробки работает в первую очередь с западно-европейскими компаниями, имеющими пивзаводы в Самаре, Новосибирске, Челябинске, Красноярске, Хабаровске. Названия не озвучиваются, поскольку такой пункт есть в контрактах между производителем и потребителем кроненпробки. Из того, о чем сказать можно — у темиртауского предприятия контракты с Coca-Cola и Efes Kazakhstan.

Таким образом, на территории Средней Азии и восточной части РФ Ast Etalon Crown успешно заняла свою нишу.

Русский путь

Корректировка курса рубля относительно тенге заметно сказалась на деятельности казахстанских производителей, экспортирующих продукцию в Россию — они банально оказались в неравных конкурентных условиях. «Мы пока остаемся конкурентными — в силу специфики производства. Уже сложилось, что Западная и Восточная Европа обеспечивают кроненпробкой южные и западные регионы РФ, а вот в восточные регионы поставки делаем как раз мы»,— комментирует ситуацию генеральный директор Ast Etalon Crown Юрий Дюпин. Казахстанский производитель кроненпробки выставляет для российских потребителей цены в рублях, но они привязаны к курсу евро. «У нас с российскими пивоваренными заводами существует договоренность по отсрочке платежей, и это довольно ощутимая отсрочка, что не позволяет оперативно влиять на изменение курса валют. Собственно, производители напитков тоже продают свой товар в торговые сети с отсрочкой платежей — тут все справедливо. Чтобы защититься от колебаний курса валюты, у нас были оговорены валютные коридоры. Валютные коридоры подразумевают под собой фиксацию курса на момент отправки, на момент расчета берутся средние значения, оговоренные за какой-то период, и колебания более-менее сглаживаются. Риски несут как покупатели, так и продавцы. Но ситуация в последнем квартале прошлого года была форс-мажорной, потому что те темпы, которыми девальвировался российский рубль, никакие валютные коридоры не могли сгладить. Мы понесли потери на валютных изменениях, благо это был конец года и перезаключались новые соглашения на следующий год. Стоит отметить, что западные компании с пониманием отнеслись к нашему желанию зафиксировать расчет в рублях на момент расчета по курсу Нацбанка»,— объясняет Юрий Дюпин новую схему расчетов с российскими потребителями, добавляя, что на 2015 год эти риски сняты, но ранее установленные валютные коридоры еще месяц-полтора будут действовать.

По словам генерального директора Ast Etalon Crown, запланированные объемы поставок в РФ на 2015 год почти не отличаются от цифры 2014 года, отказалась компания от поставок только одному российскому потребителю, и то по причине, как говорит Юрий Дюпин, «выкручивания рук»: «У нас есть нижний порог рентабельности, за который мы не будем перешагивать, даже несмотря на то, что государство нас как экспортеров поддерживает. Но поддержка экспортеров — это не зеленый свет демпингу. Так вот, упомянутая компания вынуждала нас спуститься к этому порогу — и мы в тендерных условиях просто поставили свои минимальные значения, по которым не прошли». На вопрос, есть ли у Ast Etalon Crown резервы по снижению себестоимости продукции, г-н Дюпин отвечает, что технологически нет, из технологии уже выжали все, что возможно. И цены на продукцию можно подкорректировать только снижением цены на местный металл, поскольку в стоимостном выражении он сейчас не сильно отличается от металла, произведенного в Западной Европе, хотя затратная часть производства явно разнится.

Длительное ожидание

Ast Etalon Crown неоднократно отмечалось различными наградами как успешное предприятие. Одно из последних достижений — первое место в топ-5 среди экспортеров РК по критерию «Объем экспорта/импорта». Экспортер года, как и многие другие промышленные предприятия, уже около двух лет не получает возврат НДС. Напомним, что два года назад вступила в действие новая редакция правил применения системы управления рисками в целях подтверждения суммы превышения налога на добавленную стоимость, предъявленной к возврату. Проблема одна и та же и у крупного бизнеса, и у МСБ: «Новые правила подразумевают проверку цепочки поставщиков до пятого колена. Ты их в глаза никого не видел, но если возникают какие-то сомнения, ты автоматом не получишь возврат НДС. Эти правила применялись раньше для посредников и торговых компаний, но с марта 2013 года их начали применять и к производителям-экспортерам. И я считаю это критической ошибкой, мы же производственники, у нас все потоки прозрачные, мы без НДС отпускаем продукцию на экспорт. Одна проверка идет 180 дней — а их у нас было уже две, сейчас идет третья. То есть 180 дней тебя проверяют, делают сверки с твоими потребителями за рубежом и потом принимают решение “отказать”. И мы тут же инициируем новую проверку — и еще 180 дней». Юрий Дюпин объясняет, что в результате дефицит оборотного капитала восполняется за счет заемных средств, что даже при субсидировании со стороны государства не слишком выгодный вариант, деньги компании тем временем лежат на счетах налогового комитета, а проверки все тянутся. Сокращение сроков проверки до 60 дней и изменения правил применения систем управления рисками в отношении предприятий-экспортеров хотя бы для МСБ могло бы заметно улучшить ситуацию для предприятия, считает его генеральный директор. И позволить спокойнее расширять производство — рынок позволяет. «Ситуацию с Россией все равно еще трудно назвать устоявшейся, поэтому мы сейчас сделали упор на азиатские страны, рассчитываем на крупные контракты, занимаем там определенные ниши. И ждем, когда в России ситуация стабилизируется, но это если говорить о росте. Пока же мы не хотим терять то, что есть, и у нас это получается»,— резюмирует генеральный директор Ast Etalon Crown.

Американец Уильям Пейнтер 123 года назад изобрел металлическую бутылочную пробку — кроненпробку. Свое название (crown cap) она получила за схожесть нижней части с короной. На счету Пейнтера десятки патентов на другие вещи, но кроненпробка — самое востребованное его изобретение. Созданная американцем Crown Cork and Seal Company — до сих пор один из лидеров мирового рынка по производству кроненпробок. Сейчас Crown Holdings, Inc. производит упаковочную продукцию на 139 заводах в 41 стране мира. Кстати, считается, что именно Пейнтер сказал: «Самый выгодный товар тот, который необходимо выбрасывать сразу после использования».

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?