Безыдейные триумфаторы

Игорь Переверзев
Игорь Переверзев

Самые жаркие споры во всех парламентах мира идут вокруг экономических вопросов. Почему? Потому что именно экономика первична. Нормальное экономическое состояние страны — базовое условие выживания любой партии, оказавшейся в законодательном органе. В Казахстане иначе. Судя по всему, наши партии считают, что первична политика, главное — сам по себе факт пребывания у власти, а уж экономика какая-нибудь да будет. Что наталкивает на такую мысль? Предвыборные платформы попавших в мажилис партий.

 Рассмотрим их подробнее. Что предлагает в части экономики наш безусловный лидер «Нур Отан»? «Будет продолжена политика накопления финансовых ресурсов в Национальном фонде. Активы Национального фонда будут доведены в ближайшие пять лет до уровня 30% к ВВП. Это позволит снизить зависимость бюджета от нефтяных доходов в период благоприятной конъюнктуры на мировых товарных рынках и будет надежной «подушкой безопасности» в случае кризисных ситуаций». Кто сказал нуротановцам, что в ближайшие пять лет будет благоприятная конъюнктура? У Китая, на который приходится более половины прироста мирового потребления нефти, назревают проблемы. А это означает, что на рынках такого давления на цену, как раньше, уже оказываться не будет. И вообще кто-нибудь объяснит, зачем нам Нацфонд в объеме трети ВВП, то есть примерно полутора годовых госбюджетов? Наша страна хочет ради эксперимента полностью прекратить экономическую жизнь и прожить год вообще без доходов в состоянии непрерывного праздника? Да и в какие бумаги будем вкладываться? В американские облигации? Может быть, сразу выкупить все греческие обязательства? Протянем руку помощи братским народам.

 Что еще предлагает «Нур Отан»? Предлагает «обеспечить среднегодовые темпы роста экономики на уровне 6—8%». В частности, К 2017 году мы должны «увеличить производство и металлургическую продукцию в 2,2 раза; увеличить валовую добавленную стоимость в машиностроении в 2,3 раза и достичь 30-процентного уровня локализации производства легковых автомобилей и комплектующих (которых, к слову, производится у нас очень много. — И.П.); производить 50% стройматериалов внутри страны; удовлетворить потребности внутреннего рынка в продукции легкой промышленности на уровне 30%». А еще «на 100% удовлетворить потребности страны в топливе, выработанном на отечественных заводах» — это, видимо, мы сможем осуществить только тогда, когда благодаря хроническому дефициту цена будет доведена до среднеевропейской. Еще повысить производительность труда к 2017 году в обрабатывающей промышленности не менее чем в 1,7 раза; в машиностроении — в 2 раза; в строительстве до 63 тыс. долл. на человека; в легкой промышленности — в 1,5 раза  — до 33 тыс. долл. на человека. «Мы также планируем построить к 2017 году 453 км новых железных дорог», — заявляет «Нур Отан». И так далее. Можно продолжать цитировать и дальше, но зачем? Все это мы уже видели. Экономическая часть платформы партии власти на 99,9% состоит из уже давно обнародованных заявлений власти исполнительной. Отсюда видно, что у победившей с большим отрывом на выборах партии собственных идей по развитию как бы и нет. Либо она стесняется о них говорить.

 Что касается «Ак жола», здесь оригинальных предложений поболее. Например, партия предлагает «законодательно обязать государство обеспечить трудоустройство выпускников государственных высших и средних специальных учебных заведений на предприятиях с государственным участием», «регулярно повышать размер минимальной заработной платы в соответствии с ростом стоимости потребительской корзины», «ежегодно увеличивать долю расходов на социальные выплаты в ВВП страны», ввести государственное субсидирование ипотечных кредитов по рождению детей (при рождении первенца — в размере 30% от суммы кредита; при рождении четвертого ребенка ипотечный кредит должен полностью погашаться государством»)… И так далее.

 Большинство этих инициатив можно только приветствовать, но то, что они поступили от «Ак жола», выглядит, мягко говоря, странно. Вообще для чего затеяли всю эту возню с роспуском и переконфигурацией мажилиса? Кажется, ее затеяли для того, чтобы в отечественном парламенте появились кроме базовой, аморфной и на все согласной партии власти левое крыло и правое крыло. Если мы правильно все понимаем, то правое крыло — это «Ак жол», потому что не могут же быть правыми коммунисты в любой из своих инкарнаций? Но чем занимаются правые крылья во всех парламентах во все времена? В первую очередь они воюют за интересы капитала, в частности за снижение налогов для бизнеса, а некоторые еще отстаивают тот принцип, что выживание каждого отдельного индивидуума — это его личное дело. Якобы только так можно обеспечить высокую эффективность экономики. В качестве примера можно привести республиканцев в Штатах, которые всячески блокируют попытки реформировать американскую систему здравоохранения, чтобы бедные тоже могли получить медицинскую помощь. Так вот, казахстанские правые, судя по их программе, скорее похожи на каких-нибудь европейских социал-демократов.

 Хотя это как бы партия бизнеса, никаких внятных мыслей по развитию экономики у них нет. Если осуществить все предложенное «Ак жолом», то у нас будет социальное государство, только вот деньги в социальном государстве обычно изымаются у бизнеса в виде крайне высоких налогов. Выходит, партия бизнеса ратует за рост налоговой нагрузки? Может быть, она видит источник средств в том самом Нацфонде, который так хочет закупорить «Нур Отан», или в дополнительном обложении лишь сырьевых компаний? Если да, то почему эти вещи остались непроизнесенными?

 В любом случае и «Ак жол», и коммунисты (эти заявили, что будут добиваться национализации приватизированных предприятий) могут делать достаточно безответственные заявления, потому что в будущем всегда можно будет сослаться на злой «Нур Отан», который замылил их инициативы. Судя непредвзято по программам, партия власти у нас теперь — это правое крыло, а партия капитала может запросто, благодаря идейной близости, блокироваться с коммунистами. В принципе, оно и бог с ним. Неисповедимы пути господни и т.д. Только вот ни одна из трех партий даже и не думает о том, как стимулировать экономический рост, который один только может обеспечить стабильность в стране. Хотя они должны были бы не спать, размышляя именно над этим вопросом.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее