Безальтернативное образование

Все больше родителей в Казахстане выражают намерение обучать своих детей самостоятельно, но пока законодательство не на их стороне

Безальтернативное образование

В начале января в социальной сети Facebook специалист по PR и персональный тренер Ярослава Науменко создала сообщество «За альтернативное образование», куда стали вступать родители, не согласные с методами преподавания в казахстанских традиционных школах. «Я хочу выступить за наше право самим распоряжаться образованием детей. Нам нужно изменение законодательства, и, как пиарщик, я готова взяться за лоббирование наших интересов»,— написала Ярослава на своей странице в Facebook.

Из-за того что законодательство РК допускает к альтернативным формам обучения лишь ограниченный круг лиц, в нашей стране периодически случаются судебные разбирательства на этой почве. Например, в октябре прошлого года комиссией по делам несовершеннолетних в Павлодаре было решено привлечь к ответственности отца четверых детей Юрия Кузина, который отказался отправлять восьмилетнюю дочь в школу. Домашняя форма обучения для этой семьи наиболее удобна, потому что они часто путешествуют, кроме того, родители считают, что так у ребенка появляется больше возможностей для всестороннего развития.

Вообще при альтернативных формах образования индивидуальность детей ставится на первый план, в то время как в обычной школе большинство педагогов не учитывают особенности каждого отдельно взятого ученика.

Одной из самых распространенных версий альтернативного образования является экстернат — возможность самостоятельного обучения и последующее получение аттестата зрелости после сдачи экзаменов. В нашей стране экстернат предполагается в нескольких случаях: первый — если ученик не может освоить среднее образование по состоянию здоровья или по каким-либо семейным обстоятельствам. И второй — когда экстернат предоставляется одаренным детям, которые таким образом получают право заниматься индивидуально.

Еще одна разновидность альтернативного образования — домашнее обучение с использованием различных методик преподавания. К примеру, известная система итальянского педагога-психолога Марии Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого отдельного ребенка. Этот педагог-психолог была уверена, что дети учатся лучше всего, когда они могут сами определять свой ритм и способ учебы.

В основном на этот шаг идут те родители, которые имеют достаточные педагогические навыки. Им проще организовать весь учебный процесс 

Существует также Вальдорфская система образования. Одно из основных отличий ее состоит в том, что предметы здесь изучаются так называемыми эпохами. Вместо того чтобы ежедневно посещать несколько разных уроков, вальдорфцы целый месяц углубленно погружены в один предмет. В младших и средних классах школы нет привычных оценок или контрольных работ, что позволяет избежать конкуренции между детьми. Долговременные исследования, которые проводились в Германии на протяжении 50 лет, указывали на то, что люди, окончившие школу вальдорфской направленности, были более адаптированы в социуме, имели более высокий уровень стрессоустойчивости и в кризисный период никогда не оставались без работы. Однако эта система имеет и своих критиков.

В Казахстане власти за много лет так и не создали условий для развития альтернативных форм образования или даже препятствовали этому. В интернете можно встретить историю алматинцев Зауре Джундубаевой и Евгения Деменева, которые много лет назад решили обучать своих детей на дому и, объединившись с тремя другими семьями, открыли собственную экспериментальную школу. Когда пришло время повторно сертифицировать учебное заведение, найти взаимопонимание с государственными чиновниками не получилось, поскольку выбранные родителями альтернативные формы обучения не удалось свести к привычным стандартам. В итоге без официального разрешения на работу они просуществовали еще пять лет. Все это время супруги подвергались преследованию со стороны разных госорганов и в конце концов решили отдать своих детей в обычную школу. Правда, родители пришли к выводу, что дети там лучше социализируются.

Психолог Евгения Араджи в интервью «Эксперту Казахстан» расширяет представления об альтернативном образовании и говорит, что выбор формы обучения должен зависеть от индивидуальных особенностей ребенка.

Выйти из тени

— Откуда возникла идея объединиться в инициативную группу родителей, выступающих за право получения альтернативного образования для своих детей?

— У каждого родителя причина была своя: одни хотели дать ребенку более качественное образование, чем доступно сегодня, другие — уберечь от неконтролируемых стрессовых ситуаций в школе, а кто-то постоянно путешествует и не хочет быть привязанным к одному месту проживания. За десять лет моей практики я повстречала много таких семей и скажу, что в основном им приходилось скрываться от власти, ведь наше законодательство дает право на получение альтернативного образования только ограниченной категории граждан. Были случаи, когда представители уполномоченных органов угрожали родителям лишить их родительских прав. Во избежание этого некоторым семьям приходилось регистрировать своих детей в другом городе или стране, а потом окольными путями получать аттестат зрелости. Поэтому-то лидер инициативной группы «За альтернативное образование» Ярослава Науменко решила вывести все это из «тени», добиваясь изменений в закон об общем образовании. Мне ее идеи пришлись по душе. Со временем в движение стало вовлекаться все больше небезразличных участников. Отмечу, что получение альтернативного образования является обычной практикой во многих странах мира, но Казахстан к этому пока еще не пришел.

— Сложно ли организовать учебный процесс при альтернативных формах образования?

— В основном на этот шаг идут те родители, которые имеют достаточные педагогические навыки. Им проще организовать весь учебный процесс. Другим проще собраться в группы, чтобы вскладчину оплачивать обучение своих детей и находить подходящих педагогов. К слову, в Алматы есть группы родителей, которые обучают своих детей именно таким способом.

— Но получается, что такое образование обходится родителям дороже, нежели обычное?

— Домашнее обучение всегда было, есть и будет элитным — оно для тех, кто хочет и может себе это позволить.

Выбор за ребенком

— Какие наиболее эффективные методы педагогики вам известны?

— Для начала скажу, что у нас принята классно-урочная система, где есть постоянный состав учащихся примерно одного возраста, руководящая роль учителя, ориентированная на «среднего» ученика с отсутствием возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы. Совершенно иного мнения придерживалась Мария Монтессори, которая в первой половине 20‑го века разработала средовую разновозрастную систему обучения, основанную на индивидуальном подходе к ребенку, где он учится ответственности и самостоятельности. Учитель в этой системе не диктатор, он ведет каждого ребенка в его собственном ритме. Такая работа требует высокой квалификации педагога. В системе Монтессори главной задачей воспитателя является создание активной развивающей среды для своих подопечных, в которой нет места случайным предметам и деталям. В классе ребенок свободно передвигается и не прикован к одному месту, что позволяет оставаться подвижным, согласно его темпераменту. Вместо тяжелых парт используются легкие столики и коврики, которые можно легко перемещать в пространстве по желанию ребенка. Комнату разбивают на зоны: математика, язык, природа, лаборатория, библиотека, творчество.

Задача взрослых — помочь ребенку научиться все делать самому, создать комфортные условия для его саморазвития, самообучения, самоконтроля, самовоспитания — без критики, замечаний и наставлений.

Также хочу отметить экспериментальную общеобразовательную школу Михаила Щетинина в поселке Текос Краснодарского края. В его методе обучения дети полностью погружаются в изучение различных предметов, занимаясь в течение нескольких дней только ими. Помимо классических наук в программу обучения включены народные танцы, разные системы рукопашного боя, музыка и прочее. Школа построена по принципу маленького государства, где нет педагогического коллектива и нет делений на классы, то есть здесь не выделяются группы учеников по возрастному принципу. Кроме того, здесь не пользуются учебниками и не задают уроков. Работа школы базируется на пяти китах: нравственно-духовном развитии, устремленности к познанию, труде, формировании чувства прекрасного, мощной физической подготовке. Все, чем пользуются ученики, построено их же руками: так проявляется их любовь к труду. Эта система кардинально отличается от государственной школы, где ученик занимается зубрежкой, теряя способности мыслить самостоятельно.

В целом к настоящему моменту созданы многочисленные системы и подходы в педагогике, известные не только нашим преподавателям, но и родителям, которые хотят, чтобы эти разработки применялись на практике. Например, известный метод Михаила Базарнова, создавшего конторку для работы стоя — особую парту, обеспечивающую учащимся так называемый режим телесной вертикали, когда склоняться над учебниками и сутулиться нет никакой необходимости.

У нас же в Казахстане этим знанием все и ограничивается и ни у кого нет возможности увидеть на практике действия этих методик. Но почему бы не позволить родителям осуществить задуманное, учитывая тот факт, что это не вредит ребенку? Наша идея как раз и состоит в том, что мы готовы выполнять государственные стандарты, но при этом хотим свободно использовать альтернативные методы обучения.

Для меня наиболее эффективной системой обучения является система Монтессори. Единственно, нужно понимать, что она нуждается в адаптации, как, в принципе, и другие формы, ведь со времени ее создания прошло много лет, в течение которых ученые сделали много открытий в сфере педагогики, психологии и нейрофизиологии.

— Почему бы эти методики не интегрировать в работу обычной школы?

— Теоретически это возможно. Я сейчас как раз внедряю элементы Монтессори в обычном садике и вижу определенные результаты у детей. С таким же успехом можно было бы использовать монтессори-терапию, направленную на развитие конкретного ребенка и преодоление его проблем, в школах.

— Если в закон «Об общем образовании» внесут поправки, что-нибудь изменится?

— Я думаю, что начнут появляться разные классы с интересными методиками, а родители станут к образованию своих детей относиться более ответственно. Наше движение же никого к полному переводу на альтернативное образование не призывает. Мы просто хотим, чтобы нам позволили принимать непосредственное участие в образовании своих детей и делать его более качественным. А воспитание образованных и здоровых детей — это вклад в развитие государства.

Несовершенная система

— Противники альтернативного образования говорят, что у ребенка могут быть проблемы с социализацией. Что вы думаете об этом?

— Почему? Можно дома, к примеру, изучать физику, но в остальном ребенок также может играть во дворе со своими друзьями или ходить на различные кружки и секции. Я сама все-таки сторонник групп детей и родителей, а не одиночного обучения, ситуации могут быть разными.

— Для всех ли подходит индивидуальное обучение на дому? Опыт алматинцев Зауре Джундубаевой и Евгения Деменева говорит, что нет.

— Каждому свое. Для моего одиннадцатилетнего сына индивидуальное обучение совершенно не подходит — он любит слушать и общаться. Но, как педагог и психолог с большим опытом, я знаю, что в нынешнем школьном образовании есть масса моментов, которые способны травмировать ребенка и препятствовать раскрытию его талантов. Простой родитель зачастую об этом не знает.

— Какие вы выделяете основные недостатки в нынешнем школьном образовании?

— Во-первых, ученики младших классов находятся еще в том возрасте, когда им необходимо больше двигаться, что обусловлено объективными процессами, протекающими в организме. Если детей приковывают к парте, это негативно сказывается на их развитии и является причиной потери интереса к учебе. Исследование советских психологов также подтверждает, что у детей и в шесть, и в семь лет игровая деятельность остается важной, поэтому исключать ее из учебного процесса неправильно.

Во-вторых, классно-урочная система образования работает на среднего ребенка, особо не считаясь с интересами ни отстающих, ни одаренных школьников. Она не берет во внимание, что дети условно делятся на четыре вида темперамента, в соответствии с которыми одним нравится сидеть за партой, а другим обязательно нужно обучаться в движении.

В-третьих, принятая в школе оценочная система — так называемый метод кнута и пряника — делает детей зависимыми от одобрения и прививает страх получить «двойку». Мотив обучения — страх и стыд, а не интерес и удовольствие от взаимодействия с другими и с информацией.

В-четвертых, школа оторвана от реальности. Дети получают знания, но не применяют их на практике. В школах-фермах Монтессори дети 12–15 лет не только изучают геометрию, но и применяют ее на земле или делают ремонт в собственной школе. Это не уроки труда, это часть их реальной жизни.

В-пятых, в традиционных школах ведущую роль в учебном процессе играют преподаватели, которые привыкли держать детей в ежовых рукавицах, думая, что железная дисциплина — залог успеха. Им трудно принять, что детей иной раз не нужно контролировать и заставлять делать что-либо и что они могут быть намного более способными учениками, если им позволяют проявлять свою индивидуальность, свой интерес.

— Помимо государственных школ есть и частные школы или гимназии, в них меньше детей и подход преподавателей более индивидуальный. Не рассматривали ли вы этот вариант?

— Такие системы воспитания детей, как педагогика Монтессори, можно внедрить и в частные школы, но скажу честно, эти методики туда не пускают. Хоть власти и говорят, что закон разрешает открытие экспериментальной площадки, но люди боятся бюрократии. Система вынуждает отстаивать идеи через взятки. Поэтому все, кто предпринимал такие попытки, сталкивались с бюрократией, высасывающей все силы и деньги. В 2004 году я проводила для учителей большой семинар по Монтессори, в ходе которого выяснилось, что многие слышали об этой методике, но думали, что она создана для умственно отсталых детей. На самом деле это не так, просто первый успех Марии Монтессори был связан с подготовкой таких детей к экзаменам, которые они в итоге сдали лучше здоровых сверстников. Изучение детской психологии и педагогики привело Монтессори к мысли, что проблема умственно отсталых детей — это не только медицинские проблемы, а главным образом педагогические. С такими детьми надо работать в школе. Через некоторое время Мария Монтессори была приглашена заниматься с детьми рабочих в самом бедном районе Рима и, работая с ними, увидела, что здоровых детей не нужно постоянно стимулировать, в отличие от умственно отсталых. Тогда она пришла к выводу, что есть внутри человека некая энергия, которая им двигает. Это наблюдается у детей, которые постоянно стремятся что-то потрогать, узнать новое. А мы говорим им: «Сиди, не трогай, плохо, не играй» — и эту созидательную энергию гасим. В итоге они теряют интерес к обучению, к творчеству и также пассивно ведут себя уже во взрослой жизни. Эта энергия сейчас описывается законами нейрофизиологии другими словами.

Вырастить детский сад

По методике Марии Монтессори процесс развития детской личности подразделяется на три фазы: первая стадия детства (до шести лет); вторая стадия детства (6–12 лет); юность (12–18 лет). С рождения ребенка до шести лет у него наиболее активно развивается речь — он учится говорить. Где-то с годовалого возраста ребенок осваивает движения и действия, а с полутора лет — учится воспринимать правила и порядки. Еще через полгода, к своему второму дню рождения, малыш начинает интересоваться мелкими предметами. Еще чуть позднее начинается так называемый период социальной адаптации, когда маленький человек начинает становиться полноправным членом общества. Вторую стадию детства Монтессори определяет как фазу «функциональной подвижности». Если в течение этого периода ребенок найдет занятие, соответствующее его потребностям, он станет способным к глубокой концентрации. В продолжение такой фазы ребенок не позволяет себя отвлечь другим раздражителям — он проходит процесс постижения, который захватывает не только его интеллектуальную сторону, но и все личностное развитие. Создатель этой методики была убеждена, что каждый ребенок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Ощущение и познание становятся в ходе процесса учебы единым целым. Например, если малыш интересуется собственными тактильными ощущениями и запахами, задача монтессори-педагога — обеспечить ему доступ к разным шершавым предметам и баночкам со специями. Ребенок сам знает, сколько времени нужно уделить для наилучшего результата исследованию шершавостей, а сколько — сушеной кинзе и молотому перцу. Подготовленная среда также важнейший элемент методики Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Эта среда дает ребенку возможность постепенно, шаг за шагом, освобождаться от опеки взрослого, становиться от него независимым. Поэтому оборудование в доме ребенка или в школе должно соответствовать его росту и пропорциям. Дети должны иметь возможность самостоятельно переставлять столы и стулья…

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики