Современная проза

Полный П

Современная проза

Выходит полное собрание сочинений Виктора Пелевина. На прилавках отечественных магазинов уже лежат первые два тома. Безусловно, это может считаться не только коммерческим, но и культурно-социальным событием года. Полное собрание, конечно, относительно, поскольку писатель, слава богу, еще жив и продолжает удивлять своим творчеством. Тем не менее издатели «Эксмо» обещают ни много ни мало, а 15‑томное издание.

Первый том «Синий фонарь» — сборник рассказов 1991 года, за него Пелевин получил первую Малую букеровскую премию. Второй — «Затворник и Шестипалый», помимо одноименной повести включает «Желтую стрелу», а также эссе. Зато в следующие тома войдут преимущественно большие формы: написанные в девяностые, принесшие автору мировую известность, и сравнительно недавние, получившие широкий резонанс романы.

Вклад писателя в оценку политических реалий трудно переоценить. Последние произведения бьют не в бровь, а в глаз. Не говоря о классике постсоветского магического реализма «Чапаеве и пустоте» и «Generation П».

Кроме повестей второй том содержит критические очерки. В них автор, подобно западникам и славянофилам, рассуждает в духе научного дискурса, местами переходящего в сатирическую конспирологию, о власти и интеллигенции, судьбах России и вечном русском вопросе. Но если говорить о художественном стиле, то у Пелевина он сродни литературному исихазму Достоевского, сближающего скорее с Востоком, чем с Западом. Автор не подводит читателя к принятию позиции, а склонен вскрывать пустотность идейных конструктов.

В романах S.N.U.F.F. и «Любовь к трем цукербринам» он свободно осваивает фантастический жанр, шагая из современности в параллельный мир антиутопии и обратно. Герой последнего романа — человек в интернете, подобно маленькому человеку в шинели, если не борется, то пытается перехитрить систему. Большой брат уже не превращает, как в сказке про дракона, противника в самого себя, а всего лишь открывает банальную истину — ты сам и есть система. Если Акакий Акакиевич превращается в привидение, то Кеша в фантастического супергероя. Все это по-гоголевски гротескно-фантасмагорично.

Собрание проиллюстрировали рисунками, прошедшими по конкурсу: «Эксмо» открыло сайт, куда художники прислали около полутора тысяч работ. В отборе финалистов принимал участие сам автор. Иллюстрировать Пелевина еще более неблагодарное дело, чем писать о нем. Хотя если верить издателям почившего «Вагриуса» — автор оформлял обложки своих книг самостоятельно.

Первый том беден на картинки, и они смотрятся отчужденно от текста. Второй — спасает сатирический плакатный стиль Игоря Власенко. Рисунки должны иллюстрировать, а не представлять самостоятельное творчество по мотивам. Надеемся, в следующих 13 томах иллюстрации окажутся такими же занимательными, как сами сочинения.

Полное собрание сочинений Виктора Пелевина.

М.: Эксмо, 2015 г., т. 1, 2

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее