Современная проза

Полный П

Современная проза

Выходит полное собрание сочинений Виктора Пелевина. На прилавках отечественных магазинов уже лежат первые два тома. Безусловно, это может считаться не только коммерческим, но и культурно-социальным событием года. Полное собрание, конечно, относительно, поскольку писатель, слава богу, еще жив и продолжает удивлять своим творчеством. Тем не менее издатели «Эксмо» обещают ни много ни мало, а 15‑томное издание.

Первый том «Синий фонарь» — сборник рассказов 1991 года, за него Пелевин получил первую Малую букеровскую премию. Второй — «Затворник и Шестипалый», помимо одноименной повести включает «Желтую стрелу», а также эссе. Зато в следующие тома войдут преимущественно большие формы: написанные в девяностые, принесшие автору мировую известность, и сравнительно недавние, получившие широкий резонанс романы.

Вклад писателя в оценку политических реалий трудно переоценить. Последние произведения бьют не в бровь, а в глаз. Не говоря о классике постсоветского магического реализма «Чапаеве и пустоте» и «Generation П».

Кроме повестей второй том содержит критические очерки. В них автор, подобно западникам и славянофилам, рассуждает в духе научного дискурса, местами переходящего в сатирическую конспирологию, о власти и интеллигенции, судьбах России и вечном русском вопросе. Но если говорить о художественном стиле, то у Пелевина он сродни литературному исихазму Достоевского, сближающего скорее с Востоком, чем с Западом. Автор не подводит читателя к принятию позиции, а склонен вскрывать пустотность идейных конструктов.

В романах S.N.U.F.F. и «Любовь к трем цукербринам» он свободно осваивает фантастический жанр, шагая из современности в параллельный мир антиутопии и обратно. Герой последнего романа — человек в интернете, подобно маленькому человеку в шинели, если не борется, то пытается перехитрить систему. Большой брат уже не превращает, как в сказке про дракона, противника в самого себя, а всего лишь открывает банальную истину — ты сам и есть система. Если Акакий Акакиевич превращается в привидение, то Кеша в фантастического супергероя. Все это по-гоголевски гротескно-фантасмагорично.

Собрание проиллюстрировали рисунками, прошедшими по конкурсу: «Эксмо» открыло сайт, куда художники прислали около полутора тысяч работ. В отборе финалистов принимал участие сам автор. Иллюстрировать Пелевина еще более неблагодарное дело, чем писать о нем. Хотя если верить издателям почившего «Вагриуса» — автор оформлял обложки своих книг самостоятельно.

Первый том беден на картинки, и они смотрятся отчужденно от текста. Второй — спасает сатирический плакатный стиль Игоря Власенко. Рисунки должны иллюстрировать, а не представлять самостоятельное творчество по мотивам. Надеемся, в следующих 13 томах иллюстрации окажутся такими же занимательными, как сами сочинения.

Полное собрание сочинений Виктора Пелевина.

М.: Эксмо, 2015 г., т. 1, 2

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики