АВЗ на ринге

С приватизацией Алматинского вагоноремонтного завода более двух третей объема услуг по ремонту пассажирских вагонов уходит в рынок

АВЗ на ринге

По плану приватизации, в перспективе до 2018 года нацкомпания «Казахстан темир жолы» (КТЖ, стопроцентная «дочка» АО «Самрук-Казына») выставляет на продажу пакеты в 35 дочерних активов. Один из наиболее привлекательных активов КТЖ — Алматинский вагоноремонтный завод (нацкомпания — единственный акционер этого актива) — уже выставлен на продажу целиком с начальной стоимостью в 6,6 млрд тенге. Вместе с двумя филиалами — в Актобе и Кызылорде — завод контролирует порядка 70% рынка услуг по ремонту пассажирских вагонов в Казахстане.

История Алматинского вагоноремонтного завода (АВЗ) — это история предприятия, за 20 лет прошедшего путь от обыкновенного вагоноремонтного депо до полноценного завода с современным технологическим оборудованием и штатом высококвалифицированных специалистов. Большая часть этих изменений связана с проектом реконструкции вагоноремонтного цеха в вагоноремонтный завод, которая обошлась предприятию в 60 млн долларов, 45 млн из которых предоставило в кредит японское правительство, а остальные средства выделила материнская структура — КТЖ.

Плановая проектная мощность завода после проведения реконструкции по деповскому ремонту вагонов вышла на тысячу единиц в год, по капремонту — достигла 500 вагонов в год. На выполнение проектных показателей завод вышел менее чем за три года.

На сегодняшний день основная деятельность предприятия — все виды ремонта и модернизации пассажирских вагонов, а также восстановление, ремонт и изготовление запасных частей, узлов и комплектующих пассажирских вагонов. Благодаря приобретенному современному оборудованию на заводе осуществляется капремонт электродвигателей всех типов, изготовление металлоконструкций, нестандартного оборудования, гальваническое и полимерное покрытие металлических изделий, изготовление деталей вагонов из дерева, пластмассы, цветных металлов. Кроме того, предприятие предлагает услуги высокоточной лазерной и плазменной резки материалов.

«Затраты на капитально-восстановительный ремонт вагона примерно на 70 процентов ниже, чем на строительство нового вагона,— говорит главный технолог АВЗ Виктор Филонов. — При этом, если говорить о капитальном ремонте с глубокой модернизацией и обновлением базовых элементов, то, по сути, это тоже сборочное производство. Вышедшие из цехов завода обновленные вагоны практически ничем не отличаются от тех, что выходят после постройки заводом-изготовителем».

Как пример глубокой модернизации г-н Филонов приводит постройку трех медицинских поездов для нужд МЧС. Состав одного такого поезда состоит из восьми вагонов, с обеспечением всех условий для проведения полного цикла обследований и амбулаторных операций. Один из таких поездов в 2011 году был признан лучшим социальным проектом года. На этом же предприятии построены или обслуживаются все вагоны для первых лиц государства. Это тоже один из предметов гордости заводчан. Освоен и ремонт грузовых вагонов.

«На сегодняшний день я могу с уверенностью сказать, что предприятие готово к собственному выпуску пассажирских вагонов. Мощностей и специалистов для этого достаточно. И, на мой взгляд, если такое решение все же будет принято, мы сможем обеспечивать не только внутренний рынок новыми пассажирскими вагонами, но и наладить их реализацию в ближайшем зарубежье»,— убежден Виктор Филонов.

Между тем Алматинский вагоноремонтный завод — это один из более чем сотни активов фонда «Самрук-Казына» и его дочерних компаний, которые планируется передать в конкурентную среду в течение ближайших нескольких лет в рамках программы приватизации. В 2014 году было выставлено на продажу 59 активов, приватизировано 12 активов на общую сумму в 4,1 млрд тенге. Их общая стоимость реализации превысила начальную в 1,6 раза. По мнению финансового директора — члена правления фонда Нурлана Рахметова, это говорит о высокой заинтересованности в активах «Самрук-Казыны» со стороны инвесторского сообщества.

Кроме того, в прошлом году еще по 12 активам были направлены официальные уведомления совладельцам реализуемых компаний по праву преимущественной покупки и получено их согласие. «Предполагается, что в 2015 году к реализации будут подготовлены 17 активов. Это не означает, что их обязательно продадут в течение года, но эти активы будут подготовлены к выставлению на продажу. Необходимо отметить, что выставляемые на продажу активы в основной своей массе — это крупный бизнес, где акцент — на поиске и привлечении стратегического инвестора либо партнера,— подчеркивает г-н Рахметов. — При этом перед нами не стоит задача продать все активы любой ценой. Мы действуем в сугубо рыночных условиях, и если активы не купят в текущем году, могут приобрести, к примеру, в следующем. Бизнесу также необходимо время для того, чтобы созреть для покупки, оценить риски и возможности».

Пять миллиардов на 13 гектарах

По данным финансовой отчетности предприятия, за 2013 год общая стоимость активов АВЗ в этот период оценивалась в 4,72 млрд тенге. Уставной капитал — 4,97 млрд тенге. С компаниями, входящими в АО «Самрук-Казына», АВЗ заключил 55 договоров на сумму 5,87 млрд тенге. Площадь территории завода — более 13 гектаров. На АО «АВЗ» вместе с филиалами Рем ПВ-1 в г. Кызылорда и Рем ПВ-2 в г. Актобе работает 1500 сотрудников.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее