АВЗ на ринге

С приватизацией Алматинского вагоноремонтного завода более двух третей объема услуг по ремонту пассажирских вагонов уходит в рынок

АВЗ на ринге

По плану приватизации, в перспективе до 2018 года нацкомпания «Казахстан темир жолы» (КТЖ, стопроцентная «дочка» АО «Самрук-Казына») выставляет на продажу пакеты в 35 дочерних активов. Один из наиболее привлекательных активов КТЖ — Алматинский вагоноремонтный завод (нацкомпания — единственный акционер этого актива) — уже выставлен на продажу целиком с начальной стоимостью в 6,6 млрд тенге. Вместе с двумя филиалами — в Актобе и Кызылорде — завод контролирует порядка 70% рынка услуг по ремонту пассажирских вагонов в Казахстане.

История Алматинского вагоноремонтного завода (АВЗ) — это история предприятия, за 20 лет прошедшего путь от обыкновенного вагоноремонтного депо до полноценного завода с современным технологическим оборудованием и штатом высококвалифицированных специалистов. Большая часть этих изменений связана с проектом реконструкции вагоноремонтного цеха в вагоноремонтный завод, которая обошлась предприятию в 60 млн долларов, 45 млн из которых предоставило в кредит японское правительство, а остальные средства выделила материнская структура — КТЖ.

Плановая проектная мощность завода после проведения реконструкции по деповскому ремонту вагонов вышла на тысячу единиц в год, по капремонту — достигла 500 вагонов в год. На выполнение проектных показателей завод вышел менее чем за три года.

На сегодняшний день основная деятельность предприятия — все виды ремонта и модернизации пассажирских вагонов, а также восстановление, ремонт и изготовление запасных частей, узлов и комплектующих пассажирских вагонов. Благодаря приобретенному современному оборудованию на заводе осуществляется капремонт электродвигателей всех типов, изготовление металлоконструкций, нестандартного оборудования, гальваническое и полимерное покрытие металлических изделий, изготовление деталей вагонов из дерева, пластмассы, цветных металлов. Кроме того, предприятие предлагает услуги высокоточной лазерной и плазменной резки материалов.

«Затраты на капитально-восстановительный ремонт вагона примерно на 70 процентов ниже, чем на строительство нового вагона,— говорит главный технолог АВЗ Виктор Филонов. — При этом, если говорить о капитальном ремонте с глубокой модернизацией и обновлением базовых элементов, то, по сути, это тоже сборочное производство. Вышедшие из цехов завода обновленные вагоны практически ничем не отличаются от тех, что выходят после постройки заводом-изготовителем».

Как пример глубокой модернизации г-н Филонов приводит постройку трех медицинских поездов для нужд МЧС. Состав одного такого поезда состоит из восьми вагонов, с обеспечением всех условий для проведения полного цикла обследований и амбулаторных операций. Один из таких поездов в 2011 году был признан лучшим социальным проектом года. На этом же предприятии построены или обслуживаются все вагоны для первых лиц государства. Это тоже один из предметов гордости заводчан. Освоен и ремонт грузовых вагонов.

«На сегодняшний день я могу с уверенностью сказать, что предприятие готово к собственному выпуску пассажирских вагонов. Мощностей и специалистов для этого достаточно. И, на мой взгляд, если такое решение все же будет принято, мы сможем обеспечивать не только внутренний рынок новыми пассажирскими вагонами, но и наладить их реализацию в ближайшем зарубежье»,— убежден Виктор Филонов.

Между тем Алматинский вагоноремонтный завод — это один из более чем сотни активов фонда «Самрук-Казына» и его дочерних компаний, которые планируется передать в конкурентную среду в течение ближайших нескольких лет в рамках программы приватизации. В 2014 году было выставлено на продажу 59 активов, приватизировано 12 активов на общую сумму в 4,1 млрд тенге. Их общая стоимость реализации превысила начальную в 1,6 раза. По мнению финансового директора — члена правления фонда Нурлана Рахметова, это говорит о высокой заинтересованности в активах «Самрук-Казыны» со стороны инвесторского сообщества.

Кроме того, в прошлом году еще по 12 активам были направлены официальные уведомления совладельцам реализуемых компаний по праву преимущественной покупки и получено их согласие. «Предполагается, что в 2015 году к реализации будут подготовлены 17 активов. Это не означает, что их обязательно продадут в течение года, но эти активы будут подготовлены к выставлению на продажу. Необходимо отметить, что выставляемые на продажу активы в основной своей массе — это крупный бизнес, где акцент — на поиске и привлечении стратегического инвестора либо партнера,— подчеркивает г-н Рахметов. — При этом перед нами не стоит задача продать все активы любой ценой. Мы действуем в сугубо рыночных условиях, и если активы не купят в текущем году, могут приобрести, к примеру, в следующем. Бизнесу также необходимо время для того, чтобы созреть для покупки, оценить риски и возможности».

Пять миллиардов на 13 гектарах

По данным финансовой отчетности предприятия, за 2013 год общая стоимость активов АВЗ в этот период оценивалась в 4,72 млрд тенге. Уставной капитал — 4,97 млрд тенге. С компаниями, входящими в АО «Самрук-Казына», АВЗ заключил 55 договоров на сумму 5,87 млрд тенге. Площадь территории завода — более 13 гектаров. На АО «АВЗ» вместе с филиалами Рем ПВ-1 в г. Кызылорда и Рем ПВ-2 в г. Актобе работает 1500 сотрудников.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности