Пора затормозить

Альберт рау - главный защитник отечественного автопрома на межправительственном уровне

Пора затормозить

Способов поддержать страдающих от нисходящего ралли российского рубля отечественных производителей осталось всего два. Первый — провести девальвацию тенге относительно доллара до уровня, когда тенговые цены в переводе на рубли вернут конкурентоспособность. С точки зрения чистых экспортеров — решение лучше не придумаешь. Но для производителей и продавцов, представленных в основном на внутреннем рынке, очередное обесценение тенге грозит снижением и без того не особенно активного спроса. Не говоря уже о серьезном подрыве доверия к национальной валюте.

Второй вариант, менее радикальный и болезненный,— закрыть границы для части товаров, «чувствительных к рублевой девальвации», как говорят в Нацпалате предпринимателей «Атамекен» (НПП), которая лоббирует данную меру.

Не пускать через казахстанский кордон из РФ НПП предлагает несколько продуктов, первый из которых автомобили. Правда, в одностороннем порядке на эту меру Астана без консультаций с Москвой пойти не может, поэтому казахстанскому кабмину предстоит серия переговоров с российскими коллегами. Напомним, автопром нашего партнера по ЕАЭС импортирует в Казахстан продукции более чем на 1 млрд долларов, притом что весь объем российских товаров, ввезенных к нам по итогам прошлого года, находится на уровне 13 млрд.

Еще одна тема для «автомобильного» разговора чиновников РК и РФ — ограничение каналов импорта машин из России серыми дилерами. Если торговля пойдет только по официальным каналам, полагает вице-министр по инвестициям и развитию Альберт Рау, возможен и переход на единые импортные цены для всех официальных дилеров стран ЕАЭС. Пока же дилерам каждой из стран производители дают разные прайсы, не учитывая, что эти страны находятся в едином экономическом пространстве и любые колебания национальных валют союзников относительно доллара создают условия для перетока продукции. Дилеры, например «Астана-Моторс», пока пытаются договориться с производителями самостоятельно, но согласованная позиция правительств стран ЕАЭС наверняка бы усилила их переговорную позицию.

Тем более что последняя проблема беспокоит не только казахстанский бизнес. Проваливающийся в яму без дна рубль потащил за собой не только наших автодилеров, но и белорусских, которые работали с международными автоконцернами на таких же условиях. Белорусская автомобильная ассоциация подсчитала, что официальные дилеры в 2014‑м продали в стране около 25 тыс. автомобилей — это половина всего белорусского рынка, вторую половину пригнали из-за границы, в том числе и по серым схемам.

«В конце прошлого года автомобильный бизнес Беларуси оказался на грани выживания. Ни разу мы еще не сталкивались с такой острой проблемой серого ввоза, как это наблюдалось в период массового ажиотажа. В то время когда автодилеры России сливали свои склады, мы теряли в продажах и, соответственно, несли огромные убытки»,— жаловался на прошлой неделе в унисон с казахстанскими автодилерами предправления БАА Сергей Михневич.

Наверняка столкнутся белорусы и с другой проблемой, которую породила ситуация: сокращение загрузки местных производственных мощностей. К примеру, на костанайской площадке (там квартируют «АромашХолдинг» и «СарыаркаАвтоПром») снизили планы по производству в 2015‑м с 20 до 8,5 тыс. авто, т.е. до уровня прошлого года. Да и на этот объем машиностроители пообещали выйти, только если будет господдержка в виде продления сроков погашения займов или благоприятных для местного производителя условий лизинга.

Статьи по теме:
Кино

Полный коммерческий метр

Объем кинопроизводства в РК растет, но ограниченный рынок и дефицит финансирования сдерживают переход количества в качество

Экономика и финансы

Прогиб цен засчитан

Новые социальные инициативы, подразумевающие увеличение госрасходов, могут вызвать очередной рост цен

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Казахстанский бизнес

Эффект гибкости

Коворкинг эволюционирует под давлением внутренних изменений рынка офисной недвижимости