Пора затормозить

Альберт рау - главный защитник отечественного автопрома на межправительственном уровне

Пора затормозить

Способов поддержать страдающих от нисходящего ралли российского рубля отечественных производителей осталось всего два. Первый — провести девальвацию тенге относительно доллара до уровня, когда тенговые цены в переводе на рубли вернут конкурентоспособность. С точки зрения чистых экспортеров — решение лучше не придумаешь. Но для производителей и продавцов, представленных в основном на внутреннем рынке, очередное обесценение тенге грозит снижением и без того не особенно активного спроса. Не говоря уже о серьезном подрыве доверия к национальной валюте.

Второй вариант, менее радикальный и болезненный,— закрыть границы для части товаров, «чувствительных к рублевой девальвации», как говорят в Нацпалате предпринимателей «Атамекен» (НПП), которая лоббирует данную меру.

Не пускать через казахстанский кордон из РФ НПП предлагает несколько продуктов, первый из которых автомобили. Правда, в одностороннем порядке на эту меру Астана без консультаций с Москвой пойти не может, поэтому казахстанскому кабмину предстоит серия переговоров с российскими коллегами. Напомним, автопром нашего партнера по ЕАЭС импортирует в Казахстан продукции более чем на 1 млрд долларов, притом что весь объем российских товаров, ввезенных к нам по итогам прошлого года, находится на уровне 13 млрд.

Еще одна тема для «автомобильного» разговора чиновников РК и РФ — ограничение каналов импорта машин из России серыми дилерами. Если торговля пойдет только по официальным каналам, полагает вице-министр по инвестициям и развитию Альберт Рау, возможен и переход на единые импортные цены для всех официальных дилеров стран ЕАЭС. Пока же дилерам каждой из стран производители дают разные прайсы, не учитывая, что эти страны находятся в едином экономическом пространстве и любые колебания национальных валют союзников относительно доллара создают условия для перетока продукции. Дилеры, например «Астана-Моторс», пока пытаются договориться с производителями самостоятельно, но согласованная позиция правительств стран ЕАЭС наверняка бы усилила их переговорную позицию.

Тем более что последняя проблема беспокоит не только казахстанский бизнес. Проваливающийся в яму без дна рубль потащил за собой не только наших автодилеров, но и белорусских, которые работали с международными автоконцернами на таких же условиях. Белорусская автомобильная ассоциация подсчитала, что официальные дилеры в 2014‑м продали в стране около 25 тыс. автомобилей — это половина всего белорусского рынка, вторую половину пригнали из-за границы, в том числе и по серым схемам.

«В конце прошлого года автомобильный бизнес Беларуси оказался на грани выживания. Ни разу мы еще не сталкивались с такой острой проблемой серого ввоза, как это наблюдалось в период массового ажиотажа. В то время когда автодилеры России сливали свои склады, мы теряли в продажах и, соответственно, несли огромные убытки»,— жаловался на прошлой неделе в унисон с казахстанскими автодилерами предправления БАА Сергей Михневич.

Наверняка столкнутся белорусы и с другой проблемой, которую породила ситуация: сокращение загрузки местных производственных мощностей. К примеру, на костанайской площадке (там квартируют «АромашХолдинг» и «СарыаркаАвтоПром») снизили планы по производству в 2015‑м с 20 до 8,5 тыс. авто, т.е. до уровня прошлого года. Да и на этот объем машиностроители пообещали выйти, только если будет господдержка в виде продления сроков погашения займов или благоприятных для местного производителя условий лизинга.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности