«Прикурить» от кабмина

«Прикурить» от кабмина

Нынешний кризис автомобильной первички обещает стать не менее тяжелым, чем кризис 2009 года. Правда, тогда дилеры еще не сидели по уши в инвестпроектах, в том числе и связанных с производством. Теперь они ждут от правительства помощи в виде программ стимулирования внутреннего спроса и субсидий производителям, похожих на те, что есть в РФ.

По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), в прошлом году, который рынок провел очень неровно, было продано 163,6 тыс. единиц новых легковых автомобилей, или на 1,2% меньше, чем в прошлом году. Сопоставимо упал объем производства на отечественных автозаводах — на 1% до 37,1 тыс.

Это хороший результат для сектора, испытывающего наносимые один за другим макроэкономические удары судьбы: в весенние месяцы спрос был придавлен девальвацией тенге, в последние месяцы года — девальвацией рубля. Последнее стимулировало переток казахстанского спроса в российские автосалоны. Падение продаж, наблюдавшееся в конце года, продолжалось и в январе.

Как наши автодилеры оказались в такой ситуации? Во-первых, как объясняет глава группы компаний Astana Group (включает в себя компанию-автодилера «Астана Моторс») Нурлан Смагулов, у производителей в каждой из стран есть своя ценовая позиция. В Казахстане ее значение может быть одним, а в РФ — другим, несмотря на то, что эти страны находятся в экономическом союзе с общим рынком.

Второй момент — даже с российскими производителями иномарок у отечественных дилеров долларовые, а не рублевые контракты. Поэтому девальвация рубля сделала привлекательными в долларовом измерении цены российских дилеров, казахстанские же позитивного эффекта от ослабления рубля не почувствовали.

Теперь связанные условиями договоров с дистрибьюторами дилеры обязаны закупать партии на три-четыре месяца вперед. А накопившиеся складские запасы приходится продавать с 30‑процентным дисконтом, как в случае с «Астаной Моторс» (за счет себестоимости — то есть в убыток), чтобы, как выражаются специалисты, расчистить стоки для новых объемов и сделать выручку, из которой они будут гасить обязательства и закупать законтрактованные по договорам с производителями автомобили.

Автодилеры пытаются договориться о более мягких условиях с производителями и дистрибьюторами. Г-н Смагулов уверен, что дилерам в итоге удастся получить от партнеров сопоставимые с российскими цены.

Перспективы развития рынка в 2015‑м туманны. «У нас существует два сценария. То, по какому из них пойдет рынок, будет в большей степени зависеть от текущих мер казахстанского правительства, и от ситуации с рублем»,— полагает г-н Лаврентьев. По оптимистичному сценарию предполагается, что по сравнению с прошлым годом продажи значительно не просядут. Подробности второго, стрессового, наш собеседник пока не раскрывает.

Дилеров также не покидает надежда, что емкость рынка еще далеко не заполнена — уровень автомобилизации населения до сих пор не дотягивает даже до российского, не говоря уже о европейском. Этот фактор должен сыграть на пользу продавцам даже в условиях спада спроса.

Кроме того, средний возраст отечественного автопарка составляет 13,5–19 лет — наш парк один из самых старых на постсоветском пространстве, и здесь явно таится ресурс для спроса. А казахстанский ВВП в текущем году все-таки обещает расти.

Высокая неопределенность может здорово подкосить отрасль. Дело в том, что отечественный авторынок, а в особенности его производственная часть, в последние пять лет находился в той фазе инвестцикла, когда инвестиции в отрасль идут по нарастающей.

По планам правительства во второй индустриальной пятилетке перед автопромом страны ставится задача выйти на выпуск 200 тыс. авто в год к 2019 году (в 2014‑м — 37 тыс.), локализацию в 50% — к 2018 году (в прошлом году — около 30%), экспорт не менее 30% от объема производства (пока на экспорт отправляются лишь небольшие партии).

За несколько месяцев ситуация поменялась. Г-н Лаврентьев говорит о 120 млн долларов инвестиций автодилеров на 2015–2016 годы, которые запланированы, но рискуют не пойти в отрасль.

Единственный участник игры, который может стабилизировать рынок, но пока не сказал своего слова — правительство.

Автодилеры едины во мнении: Казахстану следует вводить сопоставимые с российскими меры господдержки. Из введенных в РФ к списку таковых, по подсчетам г-на Смагулова, можно отнести 15 мер, начиная с субсидирования железнодорожных тарифов на провоз автомобилей с Дальнего Востока в европейскую часть страны, заканчивая субсидированием процентных ставок по автокредитам, лизингу и т.п. При этом автодилеры не просят у правительства ввести их все.

«Ввести следует хотя бы три-четыре основных,— подчеркивает Нурлан Смагулов. — Поддержка автопроизводителей через субсидирование лизинга для юридических лиц, если они хотят приобрести автомобиль казахстанского производства. Эта мера поможет не только автопрому, но и МСБ. Мы также хотели бы, чтобы была введена норма о субсидировании ставки автокредита для приобретающих казахстанскую машину физических лиц. Это поддержит не только отечественный автопром, но и позволит убрать с дорог старые и вредные автомобили».

Посылая тревожные звонки в кабмин, крупнейшие автодилеры одновременно демонстрируют уверенность, что они пройдут и этот кризис, как миновали во многом похожий кризис 2008–2009 годов. Автобизнес в РК привык развиваться надеясь лишь на себя, реинвестировать и не набирать кредитов. По оценкам г-на Смагулова, левередж компаний сектора меньше единицы.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности