«Прикурить» от кабмина

«Прикурить» от кабмина

Нынешний кризис автомобильной первички обещает стать не менее тяжелым, чем кризис 2009 года. Правда, тогда дилеры еще не сидели по уши в инвестпроектах, в том числе и связанных с производством. Теперь они ждут от правительства помощи в виде программ стимулирования внутреннего спроса и субсидий производителям, похожих на те, что есть в РФ.

По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), в прошлом году, который рынок провел очень неровно, было продано 163,6 тыс. единиц новых легковых автомобилей, или на 1,2% меньше, чем в прошлом году. Сопоставимо упал объем производства на отечественных автозаводах — на 1% до 37,1 тыс.

Это хороший результат для сектора, испытывающего наносимые один за другим макроэкономические удары судьбы: в весенние месяцы спрос был придавлен девальвацией тенге, в последние месяцы года — девальвацией рубля. Последнее стимулировало переток казахстанского спроса в российские автосалоны. Падение продаж, наблюдавшееся в конце года, продолжалось и в январе.

Как наши автодилеры оказались в такой ситуации? Во-первых, как объясняет глава группы компаний Astana Group (включает в себя компанию-автодилера «Астана Моторс») Нурлан Смагулов, у производителей в каждой из стран есть своя ценовая позиция. В Казахстане ее значение может быть одним, а в РФ — другим, несмотря на то, что эти страны находятся в экономическом союзе с общим рынком.

Второй момент — даже с российскими производителями иномарок у отечественных дилеров долларовые, а не рублевые контракты. Поэтому девальвация рубля сделала привлекательными в долларовом измерении цены российских дилеров, казахстанские же позитивного эффекта от ослабления рубля не почувствовали.

Теперь связанные условиями договоров с дистрибьюторами дилеры обязаны закупать партии на три-четыре месяца вперед. А накопившиеся складские запасы приходится продавать с 30‑процентным дисконтом, как в случае с «Астаной Моторс» (за счет себестоимости — то есть в убыток), чтобы, как выражаются специалисты, расчистить стоки для новых объемов и сделать выручку, из которой они будут гасить обязательства и закупать законтрактованные по договорам с производителями автомобили.

Автодилеры пытаются договориться о более мягких условиях с производителями и дистрибьюторами. Г-н Смагулов уверен, что дилерам в итоге удастся получить от партнеров сопоставимые с российскими цены.

Перспективы развития рынка в 2015‑м туманны. «У нас существует два сценария. То, по какому из них пойдет рынок, будет в большей степени зависеть от текущих мер казахстанского правительства, и от ситуации с рублем»,— полагает г-н Лаврентьев. По оптимистичному сценарию предполагается, что по сравнению с прошлым годом продажи значительно не просядут. Подробности второго, стрессового, наш собеседник пока не раскрывает.

Дилеров также не покидает надежда, что емкость рынка еще далеко не заполнена — уровень автомобилизации населения до сих пор не дотягивает даже до российского, не говоря уже о европейском. Этот фактор должен сыграть на пользу продавцам даже в условиях спада спроса.

Кроме того, средний возраст отечественного автопарка составляет 13,5–19 лет — наш парк один из самых старых на постсоветском пространстве, и здесь явно таится ресурс для спроса. А казахстанский ВВП в текущем году все-таки обещает расти.

Высокая неопределенность может здорово подкосить отрасль. Дело в том, что отечественный авторынок, а в особенности его производственная часть, в последние пять лет находился в той фазе инвестцикла, когда инвестиции в отрасль идут по нарастающей.

По планам правительства во второй индустриальной пятилетке перед автопромом страны ставится задача выйти на выпуск 200 тыс. авто в год к 2019 году (в 2014‑м — 37 тыс.), локализацию в 50% — к 2018 году (в прошлом году — около 30%), экспорт не менее 30% от объема производства (пока на экспорт отправляются лишь небольшие партии).

За несколько месяцев ситуация поменялась. Г-н Лаврентьев говорит о 120 млн долларов инвестиций автодилеров на 2015–2016 годы, которые запланированы, но рискуют не пойти в отрасль.

Единственный участник игры, который может стабилизировать рынок, но пока не сказал своего слова — правительство.

Автодилеры едины во мнении: Казахстану следует вводить сопоставимые с российскими меры господдержки. Из введенных в РФ к списку таковых, по подсчетам г-на Смагулова, можно отнести 15 мер, начиная с субсидирования железнодорожных тарифов на провоз автомобилей с Дальнего Востока в европейскую часть страны, заканчивая субсидированием процентных ставок по автокредитам, лизингу и т.п. При этом автодилеры не просят у правительства ввести их все.

«Ввести следует хотя бы три-четыре основных,— подчеркивает Нурлан Смагулов. — Поддержка автопроизводителей через субсидирование лизинга для юридических лиц, если они хотят приобрести автомобиль казахстанского производства. Эта мера поможет не только автопрому, но и МСБ. Мы также хотели бы, чтобы была введена норма о субсидировании ставки автокредита для приобретающих казахстанскую машину физических лиц. Это поддержит не только отечественный автопром, но и позволит убрать с дорог старые и вредные автомобили».

Посылая тревожные звонки в кабмин, крупнейшие автодилеры одновременно демонстрируют уверенность, что они пройдут и этот кризис, как миновали во многом похожий кризис 2008–2009 годов. Автобизнес в РК привык развиваться надеясь лишь на себя, реинвестировать и не набирать кредитов. По оценкам г-на Смагулова, левередж компаний сектора меньше единицы.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее