Инвалидам требуется другая помощь

Из-за неэффективных методов государственной поддержки в Казахстане крайне низкий процент трудоустроенных инвалидов

Инвалидам требуется другая помощь

В странах Запада четверо из десяти инвалидов работают. В Казахстане все совсем не так радужно. Недавний социологический опрос, проведенный Ассоциацией развития гражданского общества (АРГО), показал, что треть людей с инвалидностью в нашей стране не может устроиться на работу именно из-за своего недуга. Чтобы был понятен масштаб проблемы, приведем некоторые цифры: в республике около 630 тысяч инвалидов. Из 40 тысяч живущих в Алматы инвалидов 25 тыс. в трудоспособном возрасте, имеют образование и могли бы устроиться на работу. Но работает всего 3,5 тыс. человек. Одним из главных негативных факторов для такого положения дел является то, что большая часть населения в нашей стране не готова воспринимать людей с инвалидностью, например, в качестве коллеги. Согласно указанному выше опросу, хотя 34% рядовых казахстанцев и могли бы работать рядом с такими сослуживцами, но способны нанять к себе на работу инвалида лишь 7% работодателей.

Все это привело к тому, что к настоящему моменту у значительной части инвалидов, особенно в возрасте от 55 лет и старше, давно развился иждивенческий настрой, и они уверены, что должны обеспечиваться государством и родственниками. Удивляться не приходится, ведь, по сути, социальная политика в отношении данной группы населения построена на привязывании людей с инвалидностью к услугам государственных учреждений, но никак не на создание условий для их полноправной независимой жизни.

Это ясно отражено в законе «О социальной защите инвалидов», который определяет инвалида как «лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, травмами, их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты». Для сравнения, в Конвенции ООН по правам инвалидов они описываются иначе: «Лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».

Не место для инвалидов?

Различные госорганы периодически поднимают эту тему. Не так давно депутаты партии «Ак жол» обратились к премьер-министру Кариму Масимову с просьбой ускорить разработку стандартов рабочего места инвалидов. В запросе депутатов от партии говорится: «С первых дней независимости различные документы предусматривали обязательно выделение рабочих мест для инвалидов в частных предприятиях. С 2001 года местные исполнительные органы должны были обеспечить занятость инвалидов путем установления квоты рабочих мест для них в размере трех процентов от общей численности и создания дополнительных рабочих мест для людей с ограниченными возможностями через развитие индивидуального предпринимательства, малого и среднего бизнеса. Указом главы государства по концепции правовой политики на 2010–2020 годы также была отмечена необходимость вовлечения лиц с ограниченными возможностями в трудовую деятельность». Поэтому депутатская фракция «Ак жол» еще 10 февраля 2014 года внесла на рассмотрение проект закона, одним из пунктов которого было закрепление нормы по трудоустройству инвалидов в госорганах, нацкомпаниях и на предприятиях с участием государства. Но представитель Министерства труда и социальной защиты выступил против этого законопроекта по причине того, что в Казахстане до сих пор не утвержден стандарт рабочего места инвалида, без которого госорганы не могут принимать их на работу.

«Получается, все эти годы, говоря о том, что частные предприниматели должны принимать на работу инвалидов, госорганы, во-первых, не обеспечили эти требования соответствующими нормами, — говорится в запросе. — Во-вторых, более двадцати лет так и не удосужились разработать эти стандарты и, в-третьих, вспомнили об их необходимости только когда был поставлен вопрос о трудоустройстве инвалидов не только в частный, но и в государственный сектор. Таким образом, имеет место быть применение двойных стандартов: предприятия, организации и другие бизнес-структуры еще с 1990-х годов обязывают обеспечивать занятость инвалидов, а в государственных органах и национальных компаниях под предлогом отсутствия соответствующей законодательной базы данный вопрос откладывается на продолжительное время».

Действительно, в нашем законе отсутствует понятие специального рабочего места для инвалида. И это зачастую приводит к тому, что не каждый потенциальный работодатель знает, как обустроить рабочее место такого сотрудника. По мнению председателя ассоциации женщин с инвалидностью «Шырак» Ляззат Калтаевой, мало прописать стандарты рабочего места для человека с инвалидностью той или иной категории, нужно также, чтобы в основу системы трудоустройства инвалидов была положена работа по социальной и трудовой адаптации с такими людьми. К примеру, в Японии существует служба профессиональной подготовки, которая не ограничивается обучением рабочим навыкам, но и участвует в дальнейшей адаптации работника с инвалидностью к трудовому процессу. Для успешной интеграции инвалидов важно начать подготавливать специалистов по трудоустройству, которые должны создавать специальные условия труда для каждого человека с инвалидностью, исходя из его индивидуальных ограничений и той вакансии, на которую он претендует. Подготовка специалистов нужна как для работы с инвалидами, так и с потенциальными работодателями, полагает эксперт.

«В Японии эта служба работает в нескольких направлениях: первоначальная социальная адаптация, где человека с инвалидностью учат простым навыкам ухода за собой, и трудовая реабилитация, где проводят глубокий анализ того, что может такой человек делать. После тщательного исследования начинается его обучение тем навыкам, которые он может усвоить для дальнейшего трудоустройства. Одновременно с этим идет обучение работодателя, принимающего в свою компанию человека с инвалидностью, где ему объясняют некоторые нюансы работы с инвалидом. Когда процесс обучения заканчивается, происходит собеседование работодателя с потенциальным сотрудником — если все прошло успешно, то его трудоустраивают на испытательный срок, обычно на месяц. Но на этом работа специалиста не заканчивается, на протяжении месяца он следит за тем, как сотрудник вливается в коллектив. Бывают случаи, когда работник с инвалидностью не справляется с поставленными задачами и его вновь отправляют на повторное обучение либо направляют в компанию, у которой менее высокие требования», — рассказывает г-жа Калтаева.

Изменить подход

Наиболее распространенным средством предоставления рабочих мест людям с инвалидностью по-прежнему остаются специализированные предприятия. Сегодня существуют 33 учебно-производственных предприятия Казахского общества слепых и 18 — Казахского общества глухих, в которых в общей сложности занято около четырех тысяч инвалидов. Основными видами деятельности данных предприятий являются пошив швейных изделий, производство трикотажных, картонажных, электротехнических, пластмассовых изделий, производство мебели, предоставление полиграфических услуг, ремонтно-строительные работы и другие. Но эти специализированные цеха и предприятия сталкиваются с острым недостатком инвестиционных средств, что заканчивается их значительным отставанием от конкурентов из частного сектора. Вообще трудоустройство инвалидов на специализированные предприятия нельзя рассматривать как единственную форму обеспечения их занятости. К тому же хоть инвалиды, работающие в таких цехах, и выходят за рамки пространства квартиры или дома, на этой работе не происходит их полного вовлечения в экономическую деятельность общества. Поэтому большинство стран отказывается от этой системы, предлагая в качестве альтернативы специализированным предприятиям развивать так называемые социальные предприятия.

Другой путь — система планирования и квотирования рабочих мест. Согласно отечественному законодательству в стране устанавливается квота на предоставление рабочих мест в размере 3% от общего числа сотрудников. Но опять же реализация этого направления крайне неэффективна и формальна, и в основном для инвалидов всегда бронируются наименее привлекательные на рынке труда рабочие места — лифтеры, вахтеры и т.д., что предполагает низкую заработную плату и отсутствие карьерного роста. А это часто не соответствует ожиданиям работника.

Если во многих странах есть пособия, которые выплачиваются инвалиду независимо ни от каких обстоятельств, работает он или нет, каков его доход, то в Казахстане все выплаты денежных пособий привязаны к критерию группы инвалидности человека с учетом термина «неспособность к трудовой деятельности». А этот критерий не учитывает потребности человека, например, в самообслуживании и услугах по компенсации ограничений в возможностях самостоятельного передвижения.

В целом в нашей стране вообще нет никаких стимулирующих мер к трудоустройству инвалидов — многие люди с инвалидностью теряют какие-либо стимулы к тому, чтобы куда-либо устроиться. При нынешней системе людям с ограниченными возможностями гораздо проще и выгоднее добиваться установления первой группы инвалидности, которая дает право получать в полном объеме государственную социальную помощь, но при этом она лишает возможности работать. В тех странах, где размер государственных социальных выплат зависит от степени потери способности к трудовой деятельности, людям с инвалидностью через определенные законодательные акты и специальные государственные программы гарантирована трудовая занятость. Даже если человек потерял 2/3 трудоспособности, то есть имеет третью группу инвалидности, он сможет работать на 1/3 своих возможностей и, соответственно, его экономическое положение не ухудшится. В Казахстане, где практически полностью отсутствуют возможности частичной занятости и гибкого графика работы, инвалид даже с третьей группой инвалидности оказывается ненужным ни одному работодателю.

Правительство Швеции стимулирует работодателей, трудоустраивающих инвалидов, выплатой дотаций на каждого такого работника. В законодательстве закреплена обязанность работодателя по приему на работу инвалидов. Во Франции предусмотрено право инвалидов на переобучение и профессиональную подготовку, а также на обязательное трудоустройство инвалидов на квотированные рабочие места (размер квоты составляет 6% от общего числа рабочих мест). Государство стимулирует работодателей, заключивших трудовой контракт с инвалидом на срок не менее 12 месяцев,— такому работодателю выплачивается премия в размере 1600 евро. Существуют специализированные предприятия с облегченным режимом труда, ориентированные под трудоустройство инвалидов. В Германии действуют исходя из следующего принципа: реабилитация, социальная адаптация и последующее трудоустройство инвалидов экономически выгоднее, чем их постоянное обеспечение пенсиями и пособиями. В США работодатели, отказывающие в трудоустройстве инвалиду, облагаются значительным штрафом, а компаниям, принимающим инвалидов на работу, предоставляются льготы по налогообложению. Кроме того, во многих странах государство стимулирует работодателей принимать на работу людей с тяжелыми формами инвалидности. К примеру, беря на работу человека, пользующегося инвалидной коляской, работодатель заполняет не одно, а два или даже три места в счет установленной квоты. Подобное стимулирование применяется и при приеме на работу людей, имеющих инвалидность, но не имеющих опыта работы. В ряде стран работодатель может «обменять» обязательство нанять определенное число людей, имеющих инвалидность, на обязательство уплатить определенную сумму в специальный фонд, средства которого будут расходоваться на содействие занятости людей, имеющих инвалидность (quota-levy system).

Дорогу социальным предпринимателям

Директор фонда «Эльдани» Гульзира Амантурлина предполагает, что развитие социального предпринимательства поможет решить проблему трудоустройства людей с инвалидностью.

— Гульзира, какие вы выделяете основные проблемы при трудоустройстве людей с ограниченными возможностями?

— Разделяют две категории заболеваний: с сохранным и несохранным интеллектом. Представители первой группы могут претендовать почти на любую работу, в зависимости от полученного образования, а для представителей второй группы рынок труда, по сути, закрыт. Наш фонд ориентирован на людей, которым особенно тяжело, и занимается трудоустройством людей с физическими и психическими отклонениями, организовав для этого собственную мастерскую по изготовлению сувенирной продукции.

Возвращаясь к вопросу о проблемах трудоустройства людей с ограниченными возможностями, можно выделить следующие:

1. Низкий уровень образования, не позволяющий им конкурировать с обычным человеком.

2. Стереотип руководителей компаний, думающих, что в таких людей нужно вложить много средств, чтобы создать благоприятные условия труда. Кроме того, их представления об инвалидах ограничиваются только людьми на колясках, хотя существует множество видов инвалидности.

3. Принято считать, что так как люди с ограниченными возможностями должны работать меньше, брать их невыгодно. На самом деле было доказано, что это не так, как с точки зрения уплаты налогов, так и с точки зрения показателей производительности.

— Обычно эксперты в этой области связывают трудности при трудоустройстве людей с инвалидностью с несовершенством казахстанского законодательства.

— Сегодня активно разрабатываются поправки в законодательство об инвалидах, чтобы сделать его отвечающим потребностям нашего времени. Мы хотим заново аранжировать инвалидность по заболеваниям, добавив в перечень недавно появившиеся случаи, и пересмотреть группы инвалидности. Также совершенно необходимо расширить понятийный аппарат, чтобы избегать таких случаев, как, например, отказ службы «инватакси» перевозить людей, передвигающихся на костылях, а не на коляске. Или, к примеру, у нас с советского периода есть общество слепых и общество глухих. И все знают, что большинство сапожников — это глухонемые, то есть эта часть населения работала всегда. Но дело в том, что сейчас благоустраивают города и сносят те киоски, где они работали. В поправках в законодательство необходимо понять, как этот вопрос можно решить. И, наконец, нам хотелось бы последовать примеру Запада в том, чтобы отказаться от определений «инвалид, человек с ограниченными возможностями».

— Нам известно, что вы создали Ассоциацию социальных предпринимателей Казахстана. Развитие социального предпринимательства поможет решить проблему трудоустройства инвалидов?

— Наш фонд с 2006 года начал принимать людей с ограниченными возможностями на работу, и тогда было не совсем понятно, кто мы согласно законодательству. Изучив опыт Запада, я нашла определение нашей работы. Мы — социальные предприниматели — это когда решение социальных проблем происходит с использованием бизнес-подходов. Развитие социального предпринимательства в Казахстане поможет создать рабочие места для лиц с ограниченными возможностями, матерей-одиночек и других представителей социально незащищенных слоев населения.

Для просвещения и поддержки этого направления в предпринимательстве мы решили создать ассоциацию социальных предпринимателей Казахстана. Недавно я посетила специализированный форум социальных предпринимателей в Южной Корее, где увидела, какие реальные возможности может создать государство, при этом получив финансово устойчивых и самодостаточных, несмотря на свои ограниченные возможности, людей. Я уверена, что за этой формой будущее не только потому, что охватываются «непривлекательные» для обычного бизнеса сферы экономики, но и потому, что решаются те вопросы, за которые государство само просто не успевает браться.

Помимо этого, наша ассоциация будет решать проблему бизнес-образования желающих стать социальными предпринимателями, для чего мы сейчас открываем инклюзивную бизнес-школу, доступную для любого человека, особенно для людей с ограниченными возможностями.

Пойти навстречу

Председатель ассоциации женщин с инвалидностью «Шырак» Ляззат Калтаева уверена, что для успешной интеграции людей с инвалидностью в общество необходимо, чтобы государство пересмотрело формы социальной поддержки при трудоустройстве инвалидов.

— В последние годы в стране произошли значительные изменения в положении людей с ограниченными возможностями: совершенствуется законодательство, появились новые социальные услуги и в СМИ часто стали говорить о проблемах инвалидов. К примеру, закон «О социальной защите инвалидов в РК» обязывает местные исполнительные органы обеспечивать их занятость путем установления квоты в размере трех процентов от общей численности рабочих мест. В принципе, квотированием пользуются многие развитые страны, но не всегда эта мера на практике работает, а в нашей стране практически вообще неэффективна по той причине, что нет рычагов давления или стимулов, которые бы мотивировали работодателей принимать на работу человека с инвалидностью. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, необходимо пересмотреть методы поддержки инвалидов. К примеру, в Японии тоже есть квота по трудоустройству инвалидов, но она намного меньше, чем у нас. Однако тот работодатель, который не принял на работу необходимое количество людей с инвалидностью, за каждого непринятого платит так называемые штрафные санкции в специальный фонд. А те, которые трудоустраивают их, от этого фонда получают стимулирующие бонусы. Если же работодатель берет человека со сложной формой инвалидности, оплата из фонда идет двойная. В принципе, там все это прекрасно работает. В нашей стране, я думаю, работодателю нужны послабления, одного только штрафа недостаточно для мотивации трудоустраивать инвалидов. Например, из специально созданного фонда можно выделять деньги на обустройство рабочего места, предназначенного для такой категории граждан, — это бывает довольно затратное дело. Также необходимо постоянно следить за доступностью объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, чтобы работодателям было проще брать таких людей к себе на работу. Кроме того, надо понимать, что не все люди с инвалидностью могут устроиться на работу на открытом рынке труда, так как некоторым просто удобнее работать из дома, а для этого следует развивать среди них предпринимательство. Однако предпринимательство особенно успешно в тех странах, где есть государственная политика по его поддержке среди людей с инвалидностью. Сейчас же на практике нам приходится сталкиваться с такими серьезными проблемами, как отказ в кредитовании в банковских и страховых компаниях. Причем это происходит не потому, что человек некредитоспособен. Он вполне может выплачивать кредит. Нужны специальные программы подготовки, специальные микрокредитные линии для людей с инвалидностью.

Также необходимо развивать инклюзивное образование в Казахстане, но у нас в Министерстве образования до сих пор все сводится к развитию специального образования, то есть спецшкол и интернатов для детей с инвалидностью, а не к созданию условий в обычных школах.

Еще одной мерой, которая могла бы решить проблемы с трудоустройством, является внедрение инклюзивного бизнеса. Что это такое? Если популярно, это такая форма деловой активности, которая позволяет улучшить свое благосостояние людям с различными видами инвалидности как за счет вовлечения их в трудовую деятельность, так и путем производства товаров и услуг, доступных для них.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики