Домик в нацпарке

О строительстве курорта на Кок-Жайляу власти стали говорить еще в 2001 году

Домик в нацпарке

О строительстве курорта на Кок-Жайляу власти стали говорить еще в 2001 году. Тогда общественность отнеслась к этому несерьезно, это казалось даже абсурдным. Законы тогда не позволяли вводить земли заповедников и национальных парков, где есть растения и животные из Красной книги, в коммерческий оборот. Потом наступило затишье. Как предполагают общественники, за это время ряд крупных бизнесменов провел работу по лоббированию законодательства. В закон «Об особо охраняемых природных территориях», который приняли в 2006 году, уже в 2008 году стали вносить поправки. Они позволили переводить земли особо охраняемых природоохранных территорий, в частности национальных парков, в земли запаса для строительства объектов туризма. Несмотря на то что в парламент было направлено открытое письмо, собраны подписи, закон был одобрен и подписан президентом. О проекте стали говорить открыто и утверждать, что развитие туристической инфраструктуры нам необходимо и природе она ущерба не нанесет.

Сейчас идет вторая волна попыток застроить Кок-Жайляу, начавшаяся в 2011 году. В январе 2013 года прошли первые слушания по предварительной оценке воздействия курорта на окружающую среду. Общественность безуспешно протестовала. Воздействие на окружающую среду было признано допустимым, проект подписан и экспертизу прошел. В феврале 2014 года состоялись общественные слушания по переводу около 1000 гектаров парка из категории особо охраняемых в земли запаса, фактически в городское пользование. На них власти заявили, что земля Кок-Жайляу не имеет экологической ценности. В мае состоялись вторые слушания уже по окончательной оценке воздействия будущего курорта на окружающую среду. И вот недавно, в январе, отшумели слушания, где речь шла уже о дороге.

Проект разбили на части. Это распространенная практика со стороны проектировщиков. Во-первых, на небольшие проекты проще получить деньги. Во-вторых, слабее оцениваются экологические и экономические риски. Перед этим выделили проект по обеспечению электроснабжения. Получили согласование и этим летом начали строить подстанцию. При этом до сих пор остается неясным, какую именно сумму государство намерено потратить. Сейчас чиновники говорят, что строительство дороги обойдется в 16 миллиардов тенге. Вот что говорит эколог движения «Зеленое спасение» Светлана Спатарь: «Те цифры, которые приводились — 450 миллионов долларов — пойдут на строительство канатных дорог, трассы и всего остального. Но в официальном резюме есть пометка, что эта цифра не учитывает расходы на проектирование и строительство коммунальной инфраструктуры, цифры по которой мы не можем до сих пор нигде получить… Мы до сих пор точно не знаем, во сколько бюджету обойдется электростанция, которую уже строят». В такой момент тратить деньги на элитный курорт, который непонятно, принесет доход или нет — просто расточительство.

Общественностью в суд было подано пять исков. Все были отклонены судом, который не нашел нарушений. Между тем нарушения были. Все слушания проходили по одному сценарию. Общественники, заинтересованные в диалоге, предупреждали, что проект резонансный, он очень беспокоит алматинцев, многие из которых хотят в них участвовать, но каждый раз их проводят в тесных залах на 60 человек, а приходит больше двухсот. Охранники не пускают граждан и прессу — шум, скандалы. Граждане не могут высказаться, организаторы их вопросы игнорируют. Во-вторых, на слушаниях обсуждается не само решение, нужен нам этот курорт или нет, а уже готовый проект. Хотя экспертиза должна рассматривать не только детали проекта, она обязана проверить так называемый нулевой вариант, т.е. отказ от реализации проекта на данной территории.

Как считают гражданские активисты, курорт — декорация и прикрытие, дорога же — ключ к продаже участков земли в частные руки и застройке. В итоге главной целью является не столько туристический курорт, сколько имеющий к туристической отрасли мало отношения земельный бизнес. Более того, строительство курорта на Кок-Жайляу — рискованный проект. А всякие риски требуют ответственности. Для реализации, проектирования и строительства проекта акимат создал консорциум. В ноябре прошлого года возник скандал. Неожиданным образом члены консорциума начали друг против друга судиться. Представительница «Геодата плюс» говорила о том, что информации для проектирования было недостаточно, она была некачественная, геодезические исследования не были полностью проведены. Прошло несколько заседаний — в итоге истец забрал свое заявление, процесс ничем не закончился. Судебный процесс потому и возник, что встал вопрос, кто будет подписывать документы по проекту, т.е. нести юридическую ответственность, уверена Светлана Спатарь.

Эксперты-проектировщики и лыжники утверждают, что на Кок-Жайляу очень плохие условия для трасс. Во-первых, повышенная опасность травматизма, люди могут погибнуть в лавинах. Во-вторых, там недостаточно воды для курорта. Ее нужно будет откуда-то брать дополнительно, в том числе на искусственное оснежение. Для этого планируют построить три огромные емкости объемом 100 тысяч кубометров каждая, в которых она будет накапливаться за лето. Таким образом, над головой города нависнут огромные массы воды. Если землетрясение, если что-то нарушится в экосистеме, то вся эта вода может стать причинной селя. Это очень серьезные риски… Не знаю, как вы, а лично я убеждена, что стоит задача построить не курорт, а коттеджный городок, который, кстати, уже есть в проектной документации — 96 участков и 96 зданий. И жить в них будут не туристы.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности