“Прикурить” от кабмина

Инвестиции в автопром под угрозой, если государство не начнет помогать всерьез

“Прикурить” от кабмина

Официальные автодилеры Казахстана в сложной ситуации. Продажи тормозит частичная переориентация внутреннего спроса на российский рынок. За северных соседей играют курсовая разница (в долларовом измерении цены в РФ ниже, чем в РК на несколько десятков процентов в зависимости от модели), и вступившие в силу нормы ЕАЭС, по которым физлица могут свободно ввозить из другой страны союза неограниченное количество транспортных средств для личного пользования.

Зажатые между убийственной ценой предложения российских конкурентов и жесткими условиями дистрибьюторов, казахстанские дилеры получают убыток от операционной деятельности, который планируется перекрывать из накопленных денежных запасов или сбывая часть своих активов.

Нынешний кризис автомобильной первички обещает стать не менее тяжелым, чем кризис 2009 года. Правда, тогда дилеры еще не сидели по уши в инвестпроектах, в том числе и связанных с производством. Теперь они ждут от правительства помощи в виде программ стимулирования внутреннего спроса и субсидий производителям, похожих на те, что есть в РФ.

Если такая помощь не придет, они обещают не умирать, но и развития от отрасли ждать не советуют.    

Батальоны просят рубля

По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), в прошлом году, который рынок провел очень неровно, было продано 163,6 тыс. единиц новых легковых автомобилей или на 1,2% меньше, чем в прошлом году. Сопоставимо упал объем производства на отечественных автозаводах - на 1% до 37,1 тыс. 

Это хороший результат для сектора, испытывающего наносимые один за другим макроэкономические удары судьбы: в весенние месяцы спрос был придавлен девальвацией тенге, в последние месяцы года — девальвацией рубля. Последнее стимулировало переток казахстанского спроса в российские автосалоны. Падение продаж, наблюдавшееся в конце года, продолжается и в уходящем январе.  

Как наши автодилеры оказались в такой ситуации? Во-первых, как объясняет глава группы компаний Astana Group (включает в себя компанию-автодилера “Астана Моторс”) Нурлан Смагулов, производителей в каждой из стран есть своя ценовая позиция. В Казахстане ее значение может быть одним, а в РФ — другим, несмотря на то, что эти страны находятся в экономическом союзе с общим рынком.

Второй момент — даже с российскими производителями иномарок у отечественных дилеров долларовые, а не рублевые контракты. Поэтому девальвация рубля сделала привлекательными в долларовом измерении цены российских дилеров, казахстанские же позитивного эффекта от ослабления рубля не почувствовали.  

Теперь связанные условиями договоров с дистрибьюторами, дилеры обязаны закупать партии на три-четыре месяца вперед. А накопившиеся складские запасы приходится продавать с 30-процентным дисконтом как в случае “Астаны Моторс” (за счет себестоимости — то есть в убыток), чтобы, как выражаются специалисты, “расчистить стоки” для новых объемов и сделать выручку, из которой они будут гасить обязательства и закупать законтрактованные по договорам с производителями автомобили. Убыток дилеры пытаются закрыть из собственных резервов, в том числе продавая некоторые активы: например, “Астана Моторс” выставила на продажу автоцентр “Бавария” в центре Алматы.

Тем временем, автодилеры пытаются договориться о более мягких условиях с производителями и дистрибьюторами. Г-н Смагулов уверен, что дилерам в итоге удастся получить от партнеров сопоставимые с российскими цены.     

Ситуация неприятная для всех участников рынка, которым следует провести серьезную работу над ошибками. В конечном итоге этот локальный кризис должен стимулировать улучшение качества работы риск-менеджмента автодилерских компаний и системы коммуникаций с партнерами — дистрибьюторами и производителями.   

Вложить нельзя придержать

Перспективы развития рынка в 2015-м туманны. “У нас существует два сценария. То, по какому из них пойдет рынок, будет в большей степени зависеть от текущих мер казахстанского правительства, и от ситуации с рублем”, — полагает г-н Лаврентьев. По оптимистичному сценарию предполагается, что по сравнению с прошлым годом продажи значительно не просядут. Подробности второго, стрессового, наш собеседник пока не раскрывает. 

Дилеров также не покидает надежда, что емкость рынка еще далеко не заполнена — уровень автомобилизации населения до сих пор не дотягивает даже до российского, не говоря уже о европейском. Этот фактор должен сыграть на пользу продавцам даже в условиях спада спроса.

Кроме того, средний возраст отечественного автопарка составляет 13,5-19 лет — наш парк один из самых старых на постсоветском пространстве, и здесь явно таится ресурс для спроса. А казахстанский ВВП в текущем году все-таки обещает расти. 

Высокая неопределенность может здорово подкосить отрасль. Дело в том, что отечественный авторынок, а в особенности его производственная часть, в последние пять лет находилась в той фазе инвестцикла, когда инвестиции в отрасль идут по нарастающей. 

По планам правительства, во второй индустриальной пятилетке перед автопромом страны ставится задача выйти на выпуск 200 тыс. авто в год к 2019 году (в 2014-м — 37 тыс.), локализацию в 50% к 2018 году (в прошлом году - около 30%), экспорт не менее 30% от объема производства (пока на экспорт отправляются лишь небольшие партии).

За несколько месяцев ситуация перевернулась. Г-н Лаврентьев говорит о 120 млн долларов инвестиций автодилеров на 2015-2016 годы, которые запланированы, но рискуют не пойти в отрасль. 

К автопрому лицом

Единственный участник игры, который может стабилизировать рынок, но пока не сказал своего слова - правительство.

Автодилеры едины во мнении: Казахстану следует вводить сопоставимые с российскими меры господдержки. Из введенных в РФ к списку таковых, по подсчетам г-на Смагулова, можно отнести 15 мер, начиная с субсидирования  железнодорожных тарифов на провоз автомобилей с Дальнего Востока в европейскую часть страны, заканчивая субсидированием процентных ставок по автокредитам, лизингу и т.п.

“Наша просьба, адресованная правительству, состоит в следующем: если вы видите необходимость в казахстанском автопроме, нужно привести отечественные меры поддержки в соответствие с российскими. Мы не говорим о всех 15, но ввести следует хотя бы три-четыре основных, — подчеркивает Нурлан Смагулов. — Поддержка автопроизводителей через субсидирование лизинга для юридических лиц, если они хотят приобрести автомобиль казахстанского производства. Эта мера поможет не только автопрому, но и МСБ. Мы также хотели бы, чтобы была введена норма о субсидировании ставки автокредита для приобретающих казахстанскую машину физических лиц. Это поддержит не только отечественный автопром, но и позволит убрать с дорог старые и вредные автомобили”.          

Посылая тревожные звонки в кабмин, крупнейшие автодилеры одновременно демонстрируют уверенность, что они пройдут и этот кризис, как миновали во многом похожий кризис 2008-2009 годов. Автобизнес в РК привык развиваться, надеясь лишь на себя, реинвестировать и не набирать кредитов. По оценкам г-на Смагулова, левердж компаний сектора меньше единицы. 

“В любом случае мы будем жить. Автомобильному рынку в РК более 20 лет, и за все это время мы не видели практически никакой господдержки, если не считать программ, имеющих к нашей отрасли косвенное отношение, — напоминает г-н Смагулов. — Однако специальных программ развития автопрома, как в РФ, у нас не было. Если они появятся, мы будем успешно развиваться, если нет — то мы будем просто существовать, но не наращивать производство. Если честно, мы были спровоцированы обещаниями государства, вложили очень много своих средств, заняли на рынке и для нас вопрос господдержки совсем не праздный”. 

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?