Туристов просят не волноваться

В нынешнем году ожидается снижение выездного турпотока на 15-20%

Туристов просят не волноваться

Казахстанцы стали меньше путешествовать. В прошлом году выездной турпоток сократился на 15-20%. При этом «просели» после девальвации, в основном, «дорогие» направления, в частности, Европа. Нынешний год также окажется неудачным для туристического рынка, единственное, на что можно надеяться, так это на то, что не будет массовых банкротств туркомпаний. О том, что ждет туристический рынок в 2015 году Expertonline.kz рассказала исполнительный директор Группы компаний TRAVELSYSTEM Асем Козбагарова.

- Чем можно объяснить череду банкротств туристических компаний в Казахстане в прошлом году? Стоит ли опасаться, что подобная ситуация будет иметь место в 2015 году?

- Причин для банкротств туркомпаний много, однако, чаще всего это связано именно с ситуацией внутри самих компаний, а не на рынке. В частности, по «Гульнар тур» могу сказать, что проблемы у компании начались давно, но в прошлом году ситуацию усугубили непростительные ошибки менеджмента. В наступившем году мы не ожидаем ничьих банкротств, хотя есть определенные  риски со стороны российских туроператоров, которые сейчас испытывают большие трудности по политическим и экономическим причинам. Турпоток из России сократился предположительно на 60-70%, что вынуждает крупных туроператоров оттуда сокращаться количественно и предпринимать «антикризисные» меры. Если наши коллеги из России не смогут «перестроиться», тогда можно ожидать аналогичное развитие событий с их стороны.

Чтобы исключить вероятность подобных ситуаций на рынке Казахстана, необходимо изменить законодательство, в первую очередь, повысить страховые суммы для туроператоров, чтобы уберечь туристов от «банкротного» коллапса. Нужны и другие меры, я знаю, что работа в этом направлении активно ведется.

- Осенью прогнозировалось, что в Казахстан придут крупные российские компании. Сбылись ли эти прогнозы? Насколько для россиян интересен наш рынок?

- Россияне уже давно зашли на рынок Казахстана, но активно работали далеко не все из них. В прошлом году пришли несколько новых туроператоров с достаточно агрессивной политикой проникновения, но сегодня они уже не настолько активны, как раньше. Этот год покажет, каковы их планы. Думаю, сейчас у российских компаний слишком много своих проблем и нерешенных вопросов в России, поэтому, учитывая в целом ситуацию в РФ, на данный момент трудно сказать, в каком приоритете у них Казахстан.

- Насколько прибылен туристический бизнес в Казахстане? Каковы основные риски в нем на сегодняшний день?

- Туристический бизнес для операторов всегда был низкомаржинальным. Прибыль аккумулируется в основном за счет объемов, но и рисков при этом предостаточно: операторам приходится фрахтовать суда, резервировать блоки мест в самолете, которые потом могут быть не реализованы. На уровень спроса в туризме влияют практически все экономические и политические события в стране и за рубежом, любые форс-мажоры, в том числе погодные катаклизмы.

- Страховые компании неохотно страхуют туристическую деятельность. Каким образом можно изменить подходы, чтобы это было интересно и страховщикам, и туристическим компаниям?

- Туристический бизнес – достаточно рискованный бизнес, поэтому страховщикам невыгодно с ним работать. Сегодня в законе закреплено обязательное страхование ответственности субъектов рынка, но размер страховой суммы недостаточный, страховая премия зафиксирована низкая, что совсем неинтересно страховщикам. Необходимо повысить страховую сумму и вести переговоры со страховыми компаниями по поводу интересных им условий, при которых  они готовы работать. Как я говорила выше, уже готовятся поправки на законодательном уровне, и, возможно, в скором времени мы получим качественные изменения.

- Каковы итоги 2014 года на туристическом рынке? Увеличился ли выездной турпоток?

- Суммарно по году турпоток, скорее, не увеличился, а сократился на 15-20% – девальвация тенге сыграла значимую роль. Но, если смотреть отдельно по направлениям, то, например, по Турции падения спроса не наблюдалось, объемы перевозок как на регулярных рейсах, так и на чартерных – наших местных перевозчиков – были более чем достаточными.

Кстати, одним из позитивных моментов прошлого года является запуск чартерной программы компании «Эйр Астана» в Анталью. Кроме того, наш национальный авиаперевозчик покинул так называемый «серый» список, и впервые в истории Казахстана прошедшим летом были организованы прямые чартерные рейсы в Барселону. В отношении авиакомпании «SCAT»  скажу, что в прошлом году она качественно обновила парк самолетов, закупив несколько новых и надежных машин. В этом же контексте хочется упомянуть «открытие» Египта для наших туристов.

Из отрицательных моментов прошлого года, конечно, следует отметить банкротство компании «Гульнар тур», которое в буквальном смысле «потрясло» казахстанский рынок туризма. К сожалению, прямым следствием таких негативных событий является потеря доверия туристов к нашей деятельности.

- Какие направления пользуются наибольшим спросом? Изменились ли предпочтения и требования казахстанских туристов?

- Нет, в общей массе не изменились. Наши туристы по-прежнему верны самым популярным направлениям. Конечно, на первом месте стоит, как всегда, Турция (примерно 50% объемов рынка), далее следуют ОАЭ, Таиланд, Индия, другие пляжные направления. Ну и, конечно, все также популярна традиционная Европа. Хотя в прошлом году именно по европейскому направлению мы зафиксировали отток туристов и, как считаем, этот минус стал плюсом в пользу Турции. Это объясняется тем, что после девальвации тенге соотношение «цена-качество» делает Европу менее привлекательной, к тому же, было внесено изменение в порядок получения Шенгенской визы – теперь требуется обязательное личное присутствие в посольстве или визовом центре для сдачи персональных биометрических данных, что уже предполагает дополнительные затраты для жителей нестоличных городов.

- Как отразится падение рубля и в целом кризисная ситуация на казахстанском туристическом рынке?  Каким будет  нынешний год для туристического рынка? Стоит ли ожидать консолидации и сокращения числа мелких игроков?

- Сам по себе рубль на нас не влияет. Если же падение рубля отразится каким-то образом на состоятельности тенге, тогда этот процесс может повлиять на объемы выездного туризма в Казахстане. Кризис, конечно, внесет свою лепту. Мы предполагаем, что в этом году падение спроса продолжится и также составит 15-20% по сравнению с прошлым годом, что, в свою очередь, приведет к прямым потерям туроператоров и может подтолкнуть их к сокращению объемов чартерных перевозок.

В отношении поведения самих игроков, думаю, их консолидация вполне возможна, учитывая нынешнюю трудную ситуацию. Мелкие туроператоры могут перейти в разряд турагентств, общее число которых тоже, наверное, сократится.

Если же говорить о новых предложениях рынка, в частности, о направлениях, то мы планируем продолжить беспосадочные чартерные рейсы в Европу с «Эйр Астаной» – в Барселону и, скорее всего, Рим. Маршрут Алматы-Рим станет новинкой сезона 2015 года.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?