Туристов просят не волноваться

В нынешнем году ожидается снижение выездного турпотока на 15-20%

Туристов просят не волноваться

Казахстанцы стали меньше путешествовать. В прошлом году выездной турпоток сократился на 15-20%. При этом «просели» после девальвации, в основном, «дорогие» направления, в частности, Европа. Нынешний год также окажется неудачным для туристического рынка, единственное, на что можно надеяться, так это на то, что не будет массовых банкротств туркомпаний. О том, что ждет туристический рынок в 2015 году Expertonline.kz рассказала исполнительный директор Группы компаний TRAVELSYSTEM Асем Козбагарова.

- Чем можно объяснить череду банкротств туристических компаний в Казахстане в прошлом году? Стоит ли опасаться, что подобная ситуация будет иметь место в 2015 году?

- Причин для банкротств туркомпаний много, однако, чаще всего это связано именно с ситуацией внутри самих компаний, а не на рынке. В частности, по «Гульнар тур» могу сказать, что проблемы у компании начались давно, но в прошлом году ситуацию усугубили непростительные ошибки менеджмента. В наступившем году мы не ожидаем ничьих банкротств, хотя есть определенные  риски со стороны российских туроператоров, которые сейчас испытывают большие трудности по политическим и экономическим причинам. Турпоток из России сократился предположительно на 60-70%, что вынуждает крупных туроператоров оттуда сокращаться количественно и предпринимать «антикризисные» меры. Если наши коллеги из России не смогут «перестроиться», тогда можно ожидать аналогичное развитие событий с их стороны.

Чтобы исключить вероятность подобных ситуаций на рынке Казахстана, необходимо изменить законодательство, в первую очередь, повысить страховые суммы для туроператоров, чтобы уберечь туристов от «банкротного» коллапса. Нужны и другие меры, я знаю, что работа в этом направлении активно ведется.

- Осенью прогнозировалось, что в Казахстан придут крупные российские компании. Сбылись ли эти прогнозы? Насколько для россиян интересен наш рынок?

- Россияне уже давно зашли на рынок Казахстана, но активно работали далеко не все из них. В прошлом году пришли несколько новых туроператоров с достаточно агрессивной политикой проникновения, но сегодня они уже не настолько активны, как раньше. Этот год покажет, каковы их планы. Думаю, сейчас у российских компаний слишком много своих проблем и нерешенных вопросов в России, поэтому, учитывая в целом ситуацию в РФ, на данный момент трудно сказать, в каком приоритете у них Казахстан.

- Насколько прибылен туристический бизнес в Казахстане? Каковы основные риски в нем на сегодняшний день?

- Туристический бизнес для операторов всегда был низкомаржинальным. Прибыль аккумулируется в основном за счет объемов, но и рисков при этом предостаточно: операторам приходится фрахтовать суда, резервировать блоки мест в самолете, которые потом могут быть не реализованы. На уровень спроса в туризме влияют практически все экономические и политические события в стране и за рубежом, любые форс-мажоры, в том числе погодные катаклизмы.

- Страховые компании неохотно страхуют туристическую деятельность. Каким образом можно изменить подходы, чтобы это было интересно и страховщикам, и туристическим компаниям?

- Туристический бизнес – достаточно рискованный бизнес, поэтому страховщикам невыгодно с ним работать. Сегодня в законе закреплено обязательное страхование ответственности субъектов рынка, но размер страховой суммы недостаточный, страховая премия зафиксирована низкая, что совсем неинтересно страховщикам. Необходимо повысить страховую сумму и вести переговоры со страховыми компаниями по поводу интересных им условий, при которых  они готовы работать. Как я говорила выше, уже готовятся поправки на законодательном уровне, и, возможно, в скором времени мы получим качественные изменения.

- Каковы итоги 2014 года на туристическом рынке? Увеличился ли выездной турпоток?

- Суммарно по году турпоток, скорее, не увеличился, а сократился на 15-20% – девальвация тенге сыграла значимую роль. Но, если смотреть отдельно по направлениям, то, например, по Турции падения спроса не наблюдалось, объемы перевозок как на регулярных рейсах, так и на чартерных – наших местных перевозчиков – были более чем достаточными.

Кстати, одним из позитивных моментов прошлого года является запуск чартерной программы компании «Эйр Астана» в Анталью. Кроме того, наш национальный авиаперевозчик покинул так называемый «серый» список, и впервые в истории Казахстана прошедшим летом были организованы прямые чартерные рейсы в Барселону. В отношении авиакомпании «SCAT»  скажу, что в прошлом году она качественно обновила парк самолетов, закупив несколько новых и надежных машин. В этом же контексте хочется упомянуть «открытие» Египта для наших туристов.

Из отрицательных моментов прошлого года, конечно, следует отметить банкротство компании «Гульнар тур», которое в буквальном смысле «потрясло» казахстанский рынок туризма. К сожалению, прямым следствием таких негативных событий является потеря доверия туристов к нашей деятельности.

- Какие направления пользуются наибольшим спросом? Изменились ли предпочтения и требования казахстанских туристов?

- Нет, в общей массе не изменились. Наши туристы по-прежнему верны самым популярным направлениям. Конечно, на первом месте стоит, как всегда, Турция (примерно 50% объемов рынка), далее следуют ОАЭ, Таиланд, Индия, другие пляжные направления. Ну и, конечно, все также популярна традиционная Европа. Хотя в прошлом году именно по европейскому направлению мы зафиксировали отток туристов и, как считаем, этот минус стал плюсом в пользу Турции. Это объясняется тем, что после девальвации тенге соотношение «цена-качество» делает Европу менее привлекательной, к тому же, было внесено изменение в порядок получения Шенгенской визы – теперь требуется обязательное личное присутствие в посольстве или визовом центре для сдачи персональных биометрических данных, что уже предполагает дополнительные затраты для жителей нестоличных городов.

- Как отразится падение рубля и в целом кризисная ситуация на казахстанском туристическом рынке?  Каким будет  нынешний год для туристического рынка? Стоит ли ожидать консолидации и сокращения числа мелких игроков?

- Сам по себе рубль на нас не влияет. Если же падение рубля отразится каким-то образом на состоятельности тенге, тогда этот процесс может повлиять на объемы выездного туризма в Казахстане. Кризис, конечно, внесет свою лепту. Мы предполагаем, что в этом году падение спроса продолжится и также составит 15-20% по сравнению с прошлым годом, что, в свою очередь, приведет к прямым потерям туроператоров и может подтолкнуть их к сокращению объемов чартерных перевозок.

В отношении поведения самих игроков, думаю, их консолидация вполне возможна, учитывая нынешнюю трудную ситуацию. Мелкие туроператоры могут перейти в разряд турагентств, общее число которых тоже, наверное, сократится.

Если же говорить о новых предложениях рынка, в частности, о направлениях, то мы планируем продолжить беспосадочные чартерные рейсы в Европу с «Эйр Астаной» – в Барселону и, скорее всего, Рим. Маршрут Алматы-Рим станет новинкой сезона 2015 года.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее