Короткий путь

Возможен другой механизм финансирования малого и среднего бизнеса, более эффективный в нынешней ситуации, чем тот, что принят сегодня

Короткий путь

В предыдущем материале («Устаревшая конструкция», «Эксперт Казахстан» № 50 от 8 декабря 2014 г.) я попытался доказать, что существующая система поддержки малого и среднего бизнеса не вполне отвечает моменту. В этом хотелось бы предложить пути решения.

Новый механизм снизит существующую процентную ставку государственного финансирования предпринимательства, снизит срок рассмотрения проектов, создаст оптимальные условия по формированию нового здорового ссудного портфеля для БВУ.

Итак, средства Национального фонда РК будут поступать непосредственно в указанные БВУ, минуя маржу «ДАМУ» в 2%, очевидно снижение процентной ставки. Финансирование по ставке 4% может быть осуществлено на базе Казком/БТА ввиду наличия широкой филиальной сети в регионах, другие четыре БВУ будут финансировать проекты в Астане и Алматы. Региональная обособленность БВУ поможет целенаправленно распределить поток предпринимателей.

Для более плавного перехода к инвестиционной направленности государственных займов в 2015 году предлагаю сохранить и существующий механизм финансирования с конечной ставкой на предпринимателя в размере 6%, тем самым будет осуществлена диверсификация процентных ставок в коридоре от 4–6% на заемщика. Повсеместное снижение кредитной ставки на финансовом рынке РК окажет эффект на снижение общебанковской кредитной ставки и ставки привлечения иностранного капитала.

Списание средств банком будет производиться со спецсчета НБРК под каждый проект индивидуально, снижая риск нецелевого использования государственных средств.

Поток МКО с годовой эффективной ставкой от 12% годовых для конечного потребителя, маржа формируется из маржи БВУ 6% (в них вошла и маржа АО «НУХ “Байтерек”» 0,15%) и маржи самого МКО в 6%. С помощью филиальной сети БВУ финансирование МКО, как и МСБ, можно будет осуществить более эффективно, нежели при существующем механизме.

Из 100 млрд тенге транша 2014 г. 70% были освоены в первые 6 месяцев. Понятно, что основная масса — это рефинансирование существующего портфеля субъектов МСБ либо проекты существующих клиентов, которые уже прошли все процедуры одобрения, на привлечение новых требуется гораздо больше времени и сил от БВУ при схеме существующего механизма. Немаловажно понять промежуток времени с момента первого обращения предпринимателя до получения средств на проект. Если это уже одобренные проекты существующих клиентов, то обращение предпринимателя было заблаговременным, до начала программы. В этом случае также присутствует наличие инсайдерской информации, в итоге страдает новый предприниматель/новый проект, который узнает о программе поддержки МСБ из новостей, рассмотрение заявки занимает 5–6 месяцев, по истечении которых, вероятно, он уже не сможет воспользоваться программой, так как лимит БВУ на поддержку МСБ к этому времени уже освоен другими. Не исключено и появление сделки за определенную плату по включению его проекта в программу поддержки МСБ.

Новый механизм с оптимизированной ставкой в 4% привлечет большое число предпринимателей, в результате высокий спрос и оптимизация времени на привлечение новых клиентов позволят отказаться от понятия «период освоения средств» и взглянуть на другую составляющую финансирования — качество проекта, то есть сбор и глубокий анализ информации об инициаторе и его бизнесе.

Институт проектных менеджеров

Первоначальную финансовую модель проекта и ее последующую корректировку, формирование пакета документов будут проводить проектные менеджеры в регионах/районных центрах, орган по принятию решений о финансировании будет находиться в центральном аппарате, что существенно снизит число коррупционных сделок.

Институт проектных менеджеров будет способствовать профессиональному росту банковских работников, окажет действие на миграционный поток профессионалов в регионы, создаст возможность получения узкой специализации, знаний проектного финансирования и тонкостей финансирования проектов определенных отраслей.

Необходимость института ответственных проектных менеджеров обязательна и его можно легко создать на базе «ДАМУ» из числа сотрудников пяти БВУ, задействованных в новом механизме. В будущем возможно привлечение сотрудников и других БВУ. Обучение их новым навыкам проектных менеджеров не составит трудностей, достаточно небольшого обучающего курса внутри БВУ. Широкая филиальная сеть позволит принимать проекты МСБ не только в Алматы, но и в регионах.

Новый механизм финансирования одновременно будет решать две задачи: поддержка предпринимательства и снижение доли проблемных кредитов 

Идея по внедрению института проектных менеджеров заимствована из обычаев финансирования западных инвестиционных семейных банков, welfare funds и исламского финансирования, где банкир становится непосредственным участником планирования бизнеса проекта, где клиент обращается в банк, который знает о проекте и его проблемах практически всё, вместе они развивают бизнес. Создав такой институт из числа сотрудников БВУ, мы раз и навсегда решим вопрос с финансированием МСБ, микрокредитованием, лизингом и в целом заложим новый фундамент в развитии финансовой системы РК.

Залоговое обеспечение

В случае реализации предложенной программы инвестирования залоговая база должна рассматриваться в совокупности действующих и вновь приобретаемых активов, возможно введение понижающего коэффициента при оценке нового оборудования/машин от 70–85% в зависимости от типа актива. Рассмотрение залоговой базы проекта в совокупности увеличит коэффициент покрытия займа, в случае неудачи проекта возможна продажа данных активов как действующего бизнеса. Необходимо предусмотреть и снижение коэффициента покрытия, так как по инвестиционным займам он может достигать 200% покрытия, что неприемлемо для предпринимателей, которые в большинстве своем не обладают достаточной залоговой массой.

Проблемный кредитный портфель банковского сектора

Низкое качество активов банков негативно отражается не только на финансовой системе страны, но и на ее экономике. Несоответствие финансовой системы масштабам экономического развития страны наглядно прослеживается при сравнительном анализе общей суммы ссудных ресурсов, предоставленных ею реальному сектору с объемом ВВП. Если в 2007 году отношение кредитов к ВВП превышало 56%, то в 2013 году оно снизилось до 33%. И в 2014 году ситуация кардинально не изменилась. Причина банальна — текущее качество активов, выраженное в первую очередь низким качеством ссудного портфеля. Именно этот фактор не позволяет банкам привлекать дополнительные ресурсы для кредитования экономики и наращивать размер капитала.

Казахстан занимает первое место в мире по показателю доли проблемных кредитов с просрочкой более 90 дней. У ближайших соседей по невозврату кредитов (Ирландия, Литва, Греция, Болгария, Румыния) цифра находится в районе 17–18%. Несмотря на огромную государственную поддержку, ощутимого прогресса в очистке балансов от плохих кредитов не произошло. Как бы банкиры ни пытались выдать оптимистичную картину по использованию государственной помощи, фактически незначительное улучшение показателей банковского сектора произошло благодаря реструктуризации финансовой задолженности системообразующих банков. При этом объем неработающих кредитов еще больше увеличился, хотя предполагалось обратное.

В настоящий момент темпы роста кредитования существенно снизились, отмечается регрессия данного показателя, одной из причин является снижение объема работы по привлечению клиентов и увлечение БВУ коллекторами. Помимо этого, плохое влияние на динамику роста плохих кредитов оказала девальвация, тем самым удорожив долю плохих кредитов по иностранным займам. Всего банковский сектор по итогам первого полугодия 2014 года накопил кредитов с просрочкой платежей на сумму в 5,38 трлн тенге, при этом портфель по работающим кредитам составляет 9,16 трлн тенге.

Фонд проблемных кредитов

Правительство совместно с НБРК принимает законопроект по изменению налогового законодательства в части упрощения списания безнадежных кредитов, при несоблюдении новых нормативов налогового законодательства у БВУ с 1 января 2016 г. будут отзывать лицензию. Однако не совсем понятно, какие меры будет принимать АО «Фонд проблемных кредитов» (далее — ФПК) в течение 2015 г., если даже списать с помощью налоговых льгот часть обеспеченных резервами ссуд, вероятно возникновение части недообеспеченных, в частности относительно токсичных портфелей таких банков, как Казком+ БТА, АТФ и Альянс. Moody’s оценивает уровень просроченных займов выше, на уровне 45% от ссудного портфеля, исходя из этого БВУ недоформировали резервы в размере 7%. Предположим, что с помощью 250 млрд тенге ФПК сможет выкупить проблемный портфель с 50‑процентным дисконтом, тем самым покроет проблемный портфель в 500 млрд тенге, что снизит проблемный портфель всего на 3,4% при одновременном снижении объема ссудного портфеля в целом.

Каким образом можно снизить долю проблемных кредитов? Взыскивать проблемные займы, что отнимает огромную часть времени и ресурсов БВУ. Пройти все процедуры до признания банкротства заемщика и списать за баланс все кредиты, по которым созданы 100% провизий. В данном случае банк терпит убыток, что негативно сказывается на финансовом состоянии. Передача в ФПК и в дочерние SPV по работе со стрессовыми активами. В некоторых случаях разумно продолжение кредитования проблемного заемщика, но в нынешней ситуации это очень проблематично. Банки или ужесточают требования к заемщикам, или вообще уходят в потребительский сектор. И, наконец, последний способ: нарастить качественно новый портфель, то есть размыть существующую долю новым портфелем — портфелем нового механизма.

Новый механизм финансирования одновременно будет решать две задачи: поддержка предпринимательства и снижение доли проблемных кредитов. Механизм наиболее приемлем в одновременном сочетании с мерами, предпринятыми НБРК в части изменения налогового законодательства и будущих действий ФПК в части оздоровления банковского сектора путем выкупа проблемного портфеля с дисконтом. Он поможет создать новый ссудный портфель с высокой возвратностью по инвестиционным займам предпринимателей, тем самым уменьшит и размоет оставшуюся после списания и мер ФПК долю токсичных кредитов в структуре кредитного портфеля БВУ. Относительно запрета ФПК выкупать займы, обеспеченные недвижимостью,— значительный объем проблемных займов связан с кредитованием недвижимости и строительства. Если требования к активам, которые могут быть переданы в ФПК, будут включать ограничение для кредитов, связанных со строительством и недвижимостью, влияние на объем проблемных кредитов в секторе не будет значительным. Помимо этого ликвидность данных активов очень высока и ФПК сможет без особых проблем их реализовать.

Не стоит забывать, что есть проекты, которые могут работать — производить продукт/услугу, однако финансовое бремя настолько тяжело, что инициатор не может справиться с финансовой нагрузкой, в этой связи государству нужно предпринять ряд мер и в части спасения данных перспективных проектов, которыми, вполне вероятно, заинтересуются инвесторы. ФПК следует рассматривать каждый проект индивидуально и стараться рассматривать в плоскости единого бизнес-проекта и единой залоговой базы (оборудование/машины, недвижимость).

Для интеграции нового механизма и мер ФПК необходимо интегрировать взаимозависимость показателей и поставить перед БВУ с высокой долей просрочки условие, при котором последовательный выкуп NPL+90 будет зависеть от результатов работы банка по увеличению доли МСБ кредитования по отношению к общему ссудному портфелю. Грубо говоря, ФПК будет требовать от БВУ на ежеквартальной основе достижения определенных KPI, при их достижении будет проводиться очередной выкуп просроченного портфеля. НБРК необходимо ввести новый коэффициент эффективной работы, который должен учитывать снижение NPL+90 на фоне темпов выдачи новых МСБ кредитов. В целом введение такого механизма управления позволит более комплексно подойти к решению вышеуказанных задач.

Отдельного разговора заслуживает борьба с корпоративной коррупцией в банках — этой теме я хотел бы посвятить отдельную статью. В новом механизме риски мошенничества снижаются.

Источники финансирования нового механизма

Ими могут стать Национальный фонд РК и государственные облигации АО «Единый накопительный пенсионный фонд» (далее — ЕНПФ). Государственный объем облигаций банков на рынке за последние два года сократился на 32%. В Финансовой концепции четко говорится, что одной из самых больших проблем банков является отсутствие у банков долгосрочного фондирования в тенге, что ограничивает их возможности для кредитования долгосрочных инвестиций компаний. В этой связи государственные облигации ЕНПФ могут быть задействованы в схеме реализации нового механизма. Если рассматривать новый механизм как единый проект финансирования МСБ, то мы увидим, что риски незначительны. Обеспеченная производственными активами залоговая база инвестиционных займов и низкая ставка финансирования обуславливают высокую возвратность. Наличие лимитов финансирования на один проект и на отрасль подразумевает многочисленность кредитов, что существенно снижает риск дефолта, так как одновременные потери всех проектов в различных отраслях маловероятны. Антикоррупционные меры также диверсифицируют и снижают риски потерь. Так как ставка ЕНПФ выше ставки Национального фонда РК, в будущем возможна организация финансирования помимо схемы ЕНПФ-БВУ, также по схеме ЕНПФ—ДАМУ—МКО, минуя БВУ, где ставка финансирования МКО будет в районе 6–7%, что будет приемлемо для всех сторон и ЕНПФ в частности.

Преимущества нового механизма для предпринимателей:

1.Стоимость. Снижение процентной ставки как минимум на 2% за счет исключения одного из звеньев цепи (ДАМУ);

2.Срок рассмотрения. Снижение срока рассмотрения на 2,5 — 3 месяца;

3.Снижение количества операций рассмотрения:

- отсутствие двойного одобрения проекта ДАМУ–БВУ;

- отсутствие трехсторонних документов ДАМУ–БВУ–МСБ;

- снижение объема документооборота и срока согласования документов.

4.Облегчение и упрощение процедур рассмотрения и документов. Наличие стандартного договора банковского кредитования в новом механизме;

5.Снижение издержек для предпринимателя. Нет необходимости посещения центрального офиса БВУ для полной консультации, предприниматель обращается непосредственно к своему проектному менеджеру в регионе. Экономия времени и денег при пересылке документов в центральный офис;

6.Содействие в реализации проекта и консультации предпринимателей ответственными проектными менеджерами.

Преимущества нового механизма для БВУ:

1.Снижение доли плохих кредитов в указанных БВУ путем размытия оставшегося просроченного портфеля после налоговых списаний и мер ФПК;

2.Возможность внедрения дополнительных банковских инструментов на профинансированных предприятиях (зарплатный проект и дополнительные банковские услуги и комиссии);

3.Улучшение ликвидности — направление прибыли БВУ на дальнейшее развитие;

4.Развитие филиальной сети Казком+ БТА, полномасштабное привлечение предпринимателей по всем регионам/районным центрам;

5.Создание конкурентной среды в АТФ, Альянс банке, Темирбанке и Нурбанке за предпринимателей Алматы и Астаны либо иная обособленность БВУ и региона привлечения;

6.Формирование нового кредитного портфеля. Низкая процентная ставка в 4% является определяющим фактором для обращения предпринимателей;

7.Увеличение возвратности по кредитам — чем ниже ставка, тем выше возвратность. Высокая возвратность по инвестиционным займам;

8.Снижение срока рассмотрения проектов на 2,5–3 месяца как следствие упрощения процедур рассмотрения, отсутствие лишнего звена, снижение количества операций в схеме рассмотрения;

9.Снижение срока рассмотрения вследствие уменьшения межструктурного документооборота и отсутствия двойного одобрения ДАМУ и БВУ — благоприятная среда для обращений предпринимателей;

10.Децентрализация фронт-офиса от органа по принятию решения о финансировании проекта, делегирование некоторых полномочий проектным менеджерам существенно снизит наличие коррупционных схем и срок рассмотрения;

11.Новый подход к залоговому обеспечению в части коэффициента покрытия и принимаемых в залог активов позволит привлечь большее число предпринимателей при формировании нового кредитного портфеля;

12.Институт проектных менеджеров, который будет выполнять функции привлечения, консалтинга и контроля. Будет способствовать профессиональному росту банковских работников, окажет действие на миграционный поток профессионалов в регионы, создаст возможность получения узкой специализации, знаний проектного финансирования и тонкостей финансирования проектов определенных отраслей.

Преимущества нового механизма. Глобальное влияние:

1.Снижение операционных расходов. Расходы двух финансовых институтов цепи выше, чем расходы одного, что в конечном итоге снижает стоимость финансирования предпринимателей;

2.Снижение общебанковской кредитной ставки, возможное снижение ставки привлечения иностранных займов как следствие снижения и диверсификации процентных ставок МСБ — 4%, МБ — 6% и 12% для клиентов МКО;

3.Улучшение следующих показателей: снижение уровня NPL+90, улучшение ликвидности банковского сектора, увеличение доли МСБ в экономике и в портфеле БВУ, увеличение клиентской базы и объема дополнительных банковских услуг, улучшение доли корпоративного кредитования и кредитования в целом, увеличение доли ссудного портфеля, выданного реальному сектору к ВВП. Улучшение инвестиционной привлекательности Казахстана и его банковского сектора как следствие снижения доли проблемных кредитов БВУ, развития МСБ и улучшение возвратности вложенных средств;

4.Новый подход в формировании залогового обеспечения всего банковского сектора, в частности по инвестиционным займам;

5.Полномасштабное развитие регионов Казахстана как следствие финансирования МСБ в регионах;

6.Повышение уровня квалификации банковских сотрудников и субъектов МСБ;

7.Миграция высококвалифицированных специалистов из городов в регионы (проектных менеджеров);

8.Эффект синергии между коммерческой и государственной составляющей финансирования МСБ. Софинансирование проектов, использование в проекте и средств БВУ, развитие специализации «инвестиционное проектирование» в БВУ;

9.Снижение государственного фондирования и акцентирование финансовой поддержки на проблемном участке приведет к ужесточению конкуренции на рынке, возможному объединению в более крупные финансовые структуры, консорциумы либо их продаже, а также придаст активности в привлечении иностранного фондирования, в том числе акционерного;

10.Развитие дополнительных инструментов финансирования, таких как лизинг, quasi equity products (mezzanine finance), инструментов исламского финансирования;

11.Создание флагмана казахстанских банков в лице Казком+БТА укрепит его позиции на рынке не только Казахстана, но и ЕАЭС, в условиях высокой конкуренции создание устойчивого банка в Казахстане — необходимость;

12.Одной из отличительных особенностей Казком+БТА будет специализация на проектном финансировании (инвестировании), что послужит для других банков хорошим примером выбора стратегии развития. В настоящий момент стратегий развития пять, но судя по статистике количественных показателей банковской отрасли, ни один из отечественных банков не руководствуется в отдельности какой-либо стратегией, взяв по чуть-чуть из каждой стратегии и получив в итоге «стратегическую какофонию».

В связи со сложной мировой ситуацией в настоящий период, санкциями ЕС — Россия и влиянием этих взаимных санкций на таможенное пространство Евразийского экономического союза, уверяю, что предложенный мной механизм поддержки предпринимательства и финансовой системы как нельзя кстати создает реформу, опережающую свое время, которая заложит фундамент полномасштабного форсированного экономического развития страны, сформирует новую возможность для казахстанских предпринимателей.

* Директор Synergy Capital, Master in Finance, Treasury & Financial Engineering. Редакция не во всем разделяет точку зрения автора статьи.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?