Торговля в зоне кризиса

Не успев восстановиться после февральской девальвации, многие ретейлеры снова стоят перед риском снижения потребительской активности населения

Торговля в зоне кризиса

2014 год для казахстанской торговли не сказать что оказался очень богат на события, если не считать февральскую девальвацию, заставившую ретейлеров заметно подкорректировать планы. Из менее глобального можно отметить снос алматинской барахолки, свидетельствующий о том, что современные форматы торговли в республике набирают обороты, хотя рынки по-прежнему сильны — по статистике удельный вес торговли на рынках и ИП в общем объеме розничной торговли занимает 46,1%. В целом в 2014 году объем розничной торговли в Казахстане составил 6 020,8 млрд тенге, это на 12,1% больше, чем годом ранее. Тем не менее на фоне нестабильной финансовой ситуации большинство ретейлеров РК опасаются снижения динамики потребительского спроса — на ряд направлений торговли эта тенденция уже оказала свое влияние.

Съедобное-несъедобное

Основные игроки на рынке казахстанского продуктового ретейла — это традиционная розница и розница современная, то есть сетевая — Magnum, Small, Green, «Анвар», «Астыкжан». Царившее вот уже пару лет в продуктовом сетевом ретейле затишье — ни банкротств, ни громких уходов с рынка — оживлялось время от времени лишь информацией об открытии новых магазинов (даже исчезновение магазинов формата combo-store под японской маркой Ministop прошло в 2014 году тихо и незаметно). Правда, весной этот сектор торговли взбудоражила новость: Кенес Ракишев стал стратегическим инвестором Magnum, приобретя неконтрольную долю в ТОО «Magnum Cash&Carry». Озвучивалось, что вырученные от продажи доли средства будут пущены на строительство новых магазинов и уменьшение обязательств перед кредиторами.

В 2014 году к числу крупных международных игроков (а пока на территории РК это только Metro) должен был присоединиться Carefoor, однако в новом алматинском торговом центре Dostyk Plaza вместо него открылся супермаркет Galmart (второй в стране, первому Galmart три года и находится он в Астане). Приход же Carefoor на местный рынок ждем в наступившем году. Еще о новых игроках, появление которых, впрочем, не влияет на общий расклад сил в food-ретейле: в 2014 году в Казахстане появился Macrocenter — супермаркет премиум-класса. Этот бренд, так же как и Ramstore, принадлежит компании Migros — пионеру организованного турецкого ретейла.

Рынок продуктового ретейла в Казахстане сейчас в стадии активного роста, и рост этот идет скорее за счет крупноформатной розницы, чем чего-либо другого. Пространства для роста сетей еще более чем достаточно, и не исключено, что вместе с казахстанскими сетями его снова попытаются освоить российские, несмотря на имеющийся негативный опыт «Вестера» и «Пятерочки» и на существование проблем, традиционных для ретейла в РК: низкую плотность населения и непростую логистическую ситуацию.

Снижение потребительского спроса food-ретейлерам грозит в последнюю очередь — есть люди не перестанут. Однако в непродовольственном секторе, на который приходится более 65% от общего объема торговли, все не так однозначно. Например, fashion-ретейлеры после девальвации столкнулись со спадом. Инна Апенко, генеральный директор ТОО «Мимиорики», отмечала, что в 2014 году спад у профессиональных игроков составил до 30%, и прогнозировала, что ситуация улучшится только к концу года текущего. Однако этот прогноз звучал в начале осени, и тогда риски снижения потребительской активности населения в 2015 году не были так велики.

Изменения на рынке бытовой техники и электроники (БТЭ) в 2014 году происходили как под влиянием мировых тенденций, так и местных событий. Вследствие девальвации, по данным участников рынка, снижение объемов продаж за период январь-ноябрь 2014 года составляло порядка 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Данных за декабрь к моменту подготовки материала не было, но можно предположить, что к концу года показатели улучшились в том числе за счет того, что к традиционному росту продаж перед Новым годом добавились «инвестиции» в холодильники, телевизоры и смартфоны. На фоне высоких девальвационных ожиданий и опасения роста цен в 2015 году в конце прошлого года часть покупателей решилась на замену техники. Хотя клиенты из приграничных регионов РК, надо отметить, выбрали российских, а не казахстанских продавцов бытовой техники и электроники. Меняется структура спроса на рынке БТЭ, как раз здесь все идет в русле мировых тенденций: на 24,9% (в количественном выражении) снизились продажи ноутбуков, на 31,4% — мониторов, на 48,3% — цифровых камер. Все заменяют смартфоны и планшеты.

Крупные сети БТЭ захватывают в РК все большую долю рынка, в том числе и в регионах, где небольшие местные сети сдают свои позиции.

Покатились

Авторетейл — речь идет только о продажах новых авто — весь год провел как на качелях. Продажи то, казалось бы, росли, то снова снижались. Надежды официальных дилеров на «высокий» осенний сезон себя не оправдали и ожидаемых аналитиками рынка еще в первом полугодии 190 тысяч проданных новых автомобилей при базовом сценарии (и 200 тысяч при оптимистичном) в год не случилось. По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), за 11 месяцев 2014 года на внутреннем рынке был продан 150 561 автомобиль, непосредственно в ноябре минувшего года уровень продаж новых автомобилей официальными дилерами составил 13 673 единицы, что на 19,21% меньше аналогичного периода 2013 года. Потенциальных покупателей автомобилей меньше не стало, но благодаря стремительному падению курса российского рубля они отправились в шоурумы российских дилеров, а не казахстанских. И если первыми покупательскую активность казахстанцев почувствовали дилеры приграничных регионов РФ, то к концу года уже и московские салоны начали акции типа «спецпредложение для Казахстана — за дорогу платим мы». Можно резюмировать: авторетейлу республики не удалось восстановиться после девальвации национальной валюты, проведенной в феврале 2014 года. А звучавшие чуть больше года назад оптимистичные прогнозы о 30‑процентном росте рынка новых автомобилей в 2014 году оказались просто мечтами.

Как отмечают в АКАБ, доля импорта среди новых и официально проданных автомобилей остается доминирующей — на конец ноября 80,3% новых приобретенных автомобилей были завезены из других стран. В первую очередь, конечно, из РФ — автомобили российского производства занимали на указанный период 56% рынка. Непосредственно Lada остается бесспорным лидером продаж — более 41 тысячи проданных авто. В холдинге «Бипэк-Авто — Азия-Авто» отмечают, что значительную часть покупателей, отдавших предпочтение продукции российского автогиганта, привлекли доступные тенговые цены. На фоне девальвации рубля по отношению к казахстанской валюте средняя стоимость автомобилей Lada в течение осенних месяцев сократилась более чем на 200 тысяч тенге. Еще из трендов авторетейла — доли популярных марок размываются, большинство брендов из первой десятки снизило долю рынка (например, Lada — почти на 7%).

Автомобили казахстанского производства занимают сейчас 19,7% рынка РК, но уже в следующем году ситуация может измениться. Аналитики АКАБ прогнозируют, что в 2015 году может заметно измениться баланс присутствующих на рынке РК участников, поскольку анонсированы остановки производственных линий «иномарок» в России, которые и составляют большую часть импорта из этой страны. Перед Новым годом со ссылкой на газету «Известия» появилась информация о том, что «сборка иностранных автомобилей приостановлена на заводах Ford и “ПСМА Рус” (собирает модели Citroen и Mitsubishi), а также московском заводе Renault. Со следующей недели может встать конвейер на заводе Volkswagen. После праздников эта участь, скорее всего, постигнет калининградский сборочный автогигант “Автотор” и завод GM в Санкт-Петербурге». Президент АКАБ Андрей Лаврентьев считает, что в этой ситуации рынок Казахстана будет переживать не самые лучшие времена, но отечественные производители получат безусловный шанс на завоевание более высокой доли рынка внутри страны, а также на экспорт в пределах обновленного Таможенного союза, куда сейчас вступают новые участники. Стоит отметить, что после окончания новогодних праздников большинство российских заводов, принадлежащих зарубежным концернам, возобновили свою работу, однако не исключено, что объем производства на них все-таки будет снижен.

Удаленное

Сегмент интернет-торговли в РК еще не настолько развит, чтобы составлять заметную конкуренцию торговле в реале, но развивается так динамично, что не упомянуть о нем было бы неправильно. Из достижений казахстанской интернет-торговли в 2014‑м — сразу несколько интернет-магазинов выполнили более тысячи заказов в день, появилась традиция проводить кибержуму — день распродаж в Казнете. По мнению генерального директора Lamoda.kz Даниила Баркалова, можно отметить ряд тенденций, которые оформились в казахстанской интернет-торговле за последний год. «Стал больше выбор магазинов, соответственно, и больше требований у покупателей. Качеством работы именно интернет-магазинов заинтересовался регулятор (законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования торговой деятельности”). Появляются агрегаторы, которые занимают новые ниши на рынке. Например, появились marketplace, которые выступают в качестве посредника между логистическими провайдерами и мелкими магазинами»,— комментирует г-н Баркалов. Аудитория интернет-магазина Lamoda.kz, одного из двигателей казахстанской электронной торговли, за минувший год выросла более чем в 2 раза. 300 тысяч казахстанцев покупают одежду и обувь на Lamoda.kz, ежемесячная посещаемость сайта — 3 млн человек. Интернет-магазин Chocomart.kz в 2014 году продал более 37000 товаров, что составляет рост в 2,3 раза по отношению к 2013 году. Директор холдинга Choco Family Рамиль Мухоряпов прогнозирует: в 2015 году в е-commerce придет массовое розничное кредитование, рост рынка составит порядка 40–50% за год, а основными драйверами роста станут регионы республики. Риски у быстрорастущего сегмента торговли те же, что и у остальных ретейлеров. Так, Даниил Баркалов высказывает опасения, что внешнеполитическая обстановка и кризис в России могут повлиять на интернет-торговлю в Казахстане: «С одной стороны, на данный момент Казахстан благодаря девальвации рубля особенно привлекателен для игроков, которые действуют в нескольких странах СНГ. С другой стороны, Россия — крупнейший торговый партнер Казахстана, и из-за тесных связей велика вероятность финансовой нестабильности и в самом Казахстане. Это может привести к замедлению роста и экономики в целом и интернет-коммерции в частности».

Статьи по теме:
Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор