Завози, не тормози

Завози, не тормози

Сразу несколько документов, касающихся ввоза на территорию РК транспортных средств, начали действовать с наступившего года. Так, с 1 января 2015 года при покупке транспортного средства в странах Евразийского союза с последующим ввозом его к себе на родину уже не нужно оплачивать НДС и акцизные сборы. Теоретически это правило распространяется только на физических лиц, пригоняющих машины для личных нужд. Но подзаконные акты, регламентирующие, например, количество автомобилей, ввозимых частным лицом, на данный момент отсутствуют. Новые правила вступили в силу одновременно с началом действия договора о ЕАЭС и Техрегламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

Упрощение условий ввоза автомобилей из стран ЕАЭС пришлось как раз на тот период, когда число приобретенных казахстанцами в России автомобилей значительно выросло. Из-за ослабления курса рубля по отношению к тенге разница в ценах на первичном рынке достигла 40%. По данным Министерства финансов РК, за ноябрь-декабрь 2014 года казахстанцы закупили более 22 тыс. авто из РФ. И это еще не окончательные цифры, поскольку отчетный период по товарам, ввезенным в декабре 2014‑го, истекает 20 января этого года.

Представленные Минфином данные свидетельствуют, что в числе импортированных автомобилей преобладали такие марки, как Lada, Toyota, Hyundai, KIA, Renault, Chevrolet. Стоит отметить, что половина из завезенных автомобилей — 2014 года выпуска. Председатель правления Национальной палаты предпринимателей РК Аблай Мырзахметов озвучивал данные, что из-за ажиотажа вокруг завоза в Казахстан автомобилей с территории России спрос на отечественном авторынке упал на 60%. Можно предположить, что при существующем курсе тенге–рубль, а теперь еще и отсутствии необходимости оплачивать НДС казахстанцев в российских салонах не убавится. Правда, уже появилась информация, что российские автопроизводители начали поднимать цены. Так, «АвтоВАЗ» объявил о повышении с 15 января цен на модели марки Lada: в среднем они подорожают на 9%. 

«Одной из главных причин повышения цен на Lada стал рост курса доллара и евро, мы надеялись, что ситуация в российской экономике восстановится достаточно быстро, но, к сожалению, этого не произошло», — прокомментировал ситуацию президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон. Он отметил, что повышение цен на авто коснется лишь машин выпуска 2015 года. В середине января планируется повышение цен на авто KIA в России — от 4 до 11%, Hyundai, Nissan и Toyota пока работают по ценам 2014 года, но собираются обновить их в ближайшее время. Не исключают такого варианта и остальные российские производители. Но даже несмотря на возможное повышение цен, автомобили из РФ за счет цены пока остаются более привлекательными для казахстанского покупателя.

По мнению некоторых экспертов, упрощение ввоза авто из РФ в результате придавит цены на рынке РК. Так, глава Независимого автомобильного союза (НАС) Эдуард Эдоков считает, что активный ввоз авто из России вынудит казахстанских дилеров переписать ценники.

С этого же года в действие вступает еще один документ, непосредственно касающийся автомобилистов — обновленные правила дорожного движения. По сравнению с предыдущей версией там не менее трех десятков изменений, однако самой резонансной новацией стала необходимость перевозки детей в автокреслах. Если точнее, то, согласно обновленным правилам, дети до 12 лет могут перевозиться лишь при наличии специального детского удерживающего устройства или других средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности.

Новая норма привела к тому, что в магазинах РК были раскуплены все бюджетные варианты автокресел. Бизнес оказался не готов к такому росту спроса, следующие партии товара ждут лишь в середине-конце января. Тем временем сотрудники полиции, первое время только предупреждавшие водителей о необходимости перевозить детей по новым правилам, уже начали штрафовать нарушителей. Как результат — родители учат детей прятаться от сотрудников дорожной полиции и активно возмущаются новыми правилами перевозки. Частные извозчики отказываются подвозить людей с детьми, а некоторые таксопарки за перевозку ребенка в автокресле берут дополнительную плату.

Депутаты мажилиса уже выступили с предложением отсрочить реализацию нормы о детских автокреслах на год, ссылаясь именно на большой общественный резонанс новации и то, что «одномоментное исполнение требований закона и правил не представляется возможным и создает предпосылки к увеличению коррупционных правонарушений».

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом