На пороге обновления

Модернизация Павлодарского нефтехимического завода увеличит качество продукции и позволит не зависеть от российской нефти

На пороге обновления

В прошлом году нефтепереработка показала положительный результат. Так, по данным комитета по статистике МНЭ РК, в 2014 году произведено 3,020 тонны моторного топлива (бензин, в том числе авиационный), что на 10% больше, чем в 2013 году. В целом сектор представлен четырьмя десятками действующих предприятий. Однако производство бензина распределено неравномерно. Например, структура производства моторного топлива за январь-ноябрь ушедшего года показывает, что 98% продукции дают три основных нефтеперерабатывающих завода.

Несмотря на положительную динамику в нефтеперерабатывающем секторе, Казахстан сильно отстает по показателю соотношения суммарных мощностей НПЗ и объема добычи (коэффициент переработки/добычи в 2013 году составил всего 18,7%). Такое положение дел обусловлено двумя факторами. Во-первых, более высокая доходность от экспорта нефти, чем от поставок на внутренний рынок. Во-вторых, объективной проблемой является слабое техническое состояние трех НПЗ. К слову, все три завода перешли в наследство от советских времен. Первое предприятие — Атырауский нефтеперерабатывающий завод (АНПЗ) — был запущен в далеком 1945 году, а у самого новейшего казахстанского завода — Шымкентского нефтеперерабатывающего — в этом году юбилей, исполняется 30 лет. Степень износа основных средств в 2012 году составила 32,6%, кроме того, с каждым годом эта тенденция только возрастает. К тому же в период с 2008 по 2012 год коэффициент обновления основных средств так и не достиг двузначного значения (2,6–6,9%). Результат — глубина переработки нефти на казахстанских НПЗ не достигает заявленных 80–85% масс. Если в советские годы на трех НПЗ вводили новые установки и производили капитальный ремонт, то с распадом Советского Союза состояние заводов ухудшилось. Например, технологические комплексы на Павлодарском нефтехимическом заводе (ПНХЗ) в 1995–1996 годах практически простаивали из-за отсутствия сырья. Следующие четыре года, когда пришла американская компания «CCL OIL LTD», на заводе вспоминают как «время тяжелого кризиса, когда завод работал в условиях дефицита сырья и недостаточного финансирования». В связи с чем завод был возвращен государству. В принципе, история этого НПЗ типична и для двух других. Как и то, что после незначительных реконструкций всех трех НПЗ в середине 2000‑х сегодня необходимо их значительно модернизировать. Однако реконструкция НПЗ — это сложный проект с точки зрения привлечения передовых технологий и достаточного финансирования. Тем более в условиях нынешней мировой экономической конъюнктуры, когда внешние рынки заимствования фактически закрыты для Казахстана, получить длинные деньги на капиталоемкие проекты с большим сроком окупаемости — практически невозможно. Была надежда на институты развития, и она оправдалась. При финансовой поддержке Банка развития Казахстана (БРК) сегодня завершается первый этап модернизации АНПЗ. Напомним, общая стоимость этого проекта — 2,9 млрд долларов, 45% данной суммы предоставил БРК.

В случае с модернизацией ПНХЗ институт развития также не остался в стороне. Если технико-экономическое обоснование модернизации разрабатывала итальянская Eni, а в реализации проекта примут участие лицензиары технологий в области нефтепереработки — UOP Limited (Великобритания) и Siirtec Nigi (Италия), то часть финансирования проекта взял на себя БРК. Так, общая стоимость контракта «под ключ» составляет более 1,2 млрд долларов. 25% этой суммы предоставит БРК в виде кредита сроком до десяти лет на проведение строительно-монтажных работ. Оставшуюся часть профинансируют японские банки в виде клубного займа. «В свете текущей ситуации на мировых финансовых рынках БРК, как специализированный государственный институт развития, в очередной раз продемонстрировал приверженность своей миссии и целям. У нас уже есть положительный опыт сотрудничества с БРК по модернизации Атырауского НПЗ. “КазМунайГаз — переработка и маркетинг” считает БРК финансовым партнером, благодаря которому можно успешно реализовывать проекты по модернизации НПЗ», — отметила управляющий директор по экономике и финансам АО «КазМунайГаз–переработка и маркетинг» Торгын Махашева.

Реализация утвержденного проекта «Модернизация ПНХЗ» позволит повысить качество выпускаемых моторных топлив на павлодарском заводе до соответствия требованиям экологических классов К4 и К5 (соответствует стандартам Евро-4 и Евро-5), а также расширить нефтеперерабатывающие мощности предприятия. Что немаловажно, модернизация увеличит производительность завода по переработке западносибирской нефти с 5 млн до 7 млн тонн в год, а также даст возможность перерабатывать и казахстанскую нефть в объеме до 5 млн тонн в год. Напомним, что ПНХЗ технологически спроектирован на переработку западносибирской нефти. После реализации проекта ПНХЗ не будет зависеть от российской нефти (последние два года ПНХЗ не перерабатывал казахстанскую). Согласно проекту предполагается построить восемь новых технологических установок и реконструировать шесть существующих. Например, установка изомеризации легких бензиновых фракций обеспечит производство высокооктанового компонента товарного бензина (изомеризат). Вовлечение изомеризата в бензиновый пул позволит повысить качество общего товарного бензина до экологического класса К-4 за счет высокого октанового числа и отсутствия в продукте ароматических, олефиновых, бензоло-, серосодержащих веществ.

А для облагораживания дизельных фракций проектом предусмотрена установка гидроочистки дизельного топлива с технологией изодепарафинизации MIDW. Автором данной технологии является компания-лицензиар UOP Limited с применением катализатора компании Exxon Mobile. Применение современного катализатора изодепарафинизации MIDW дает возможность повысить выход дизельного топлива и обеспечить качество в соответствии с требованиями экологического класса К5. После модернизации ПНХЗ выход светлых нефтепродуктов составит порядка 4,6 млн тонн в год, из них: Аи-92 — 1,6 млн тонн, Аи-95,98 — 0,5 млн тонн, дизельное топливо — 2,2 млн тонн, авиатопливо — 0,3 млн тонн. Для сравнения, в 2014 году произведено автобензина в объеме 1,24 млн тонн, дизтоплива — 1,48 млн тонн.

«Модернизации подобного масштаба на заводе не было. За 35 лет существования предприятия вводились новые производства, ежегодно осуществлялись капитальные ремонты оборудования, которые включали крупные работы. Но нынешняя модернизация — это, можно сказать, второе рождение завода»,— подчеркнули в ПНХЗ.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики