Пристегнитесь покрепче

Авторынок Казахстана в 2014-м вошел в зону турбулентности

Пристегнитесь покрепче

Автодилеры РК подытоживают свои успехи в уходящем году. После стремительного роста в последние три года на рынке намечается спад - год назад такое развитие событий не могли себе представить даже самые пессимистичные эксперты. Если взрыв продаж в 2010-2011-х можно было списать на посткризисное восстановление, то двукратный бум в 2012-м и 69-процентная прибавка в 2013-м свидетельствовали о качественном росте рынка.

Но девальвация тенге, проведенная в условиях ухудшения платежного баланса страны, а также ухудшение экономической конъюнктуры в связи с кризисом на Украине и падением цен на нефть, не просто затормозили разогнавшуюся отрасль, но внесли на рынок высокую неопределенность.  

Торможение и дрифт

Первым развернутый анализ ситуации на казахстанском авторынке-2014 и перспектив компании представила группа компаний “БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО”. Крупнейший игрок отечественной автоиндустрии, представленный как в сбыте, так и производстве автомобилей демонстрирует сильную позицию: удерживая (благодаря широкой линейки брендов) абсолютное лидерство на рынке (53% - см. график 1), холдинг продолжает инвестировать в автосалоны как в РК, так и за рубежом, а также в строительство автозавода полного цикла в Усть-Каменогорске.  

 

По данным БИПЭК, за 11 месяцев этого года первичный рынок РК съел 145,7 тыс. автомобилей, продемонстрировав спад на 1,3% к аналогичному периоду прошлого года. В отчете компании нет прогноза продаж по итогам всего года, но уже понятно, что у дилеров ослабевает уверенность даже в минимальном росте, на который сохранялась надежда в октябре (Ассоциация казахстанского автобизнеса - АКАБ - прогнозировала объем продаж по итогам года на уровне 170 тыс.).

На рынок давят макроэкономические факторы. Девальвация национальной валюты (тенге упал относительно доллара на 20%) в феврале прибила реальные доходы населения, а следом - потребительский спрос на товары длительного пользования. В том числе и автомобили, 80% продаж которых составляет импорт, который в течение нескольких месяцев подорожал на те же 20%.

Дополнительные сложности отечественным дилерам создала девальвация российского рубля (c начала года спад относительно тенге составил около 40%), в связи с чем в октябре-ноябре наметился переток потребителей из приграничных с РФ казахстанских регионов в российские автоцентры, цены в которых в долларовом эквиваленте оказывались в среднем на 30% ниже, чем в РК.

В самом Казахстане длительные девальвационные ожидания на протяжении года сдерживают здоровую потребительскую активность. Поэтому аналитики БИПЭК дают осторожный прогноз на следующий год: “Поведение потребителя в 2015 году будет зависеть главным образом от стабильности курса тенге и динамики реальных доходов казахстанцев”.

У кого результат толще

Вместе с тем, и говорить о кризисе в отрасли было бы преждевременным. Как сообщают в БИПЭК, в совокупности шестерка наиболее продаваемых марок легковых автомобилей и легкой коммерческой техники только укрепила свои позиции.

Если говорить о десятке самых продаваемых брендов (см. график 2), тянули рынок вперед KIA (+51%), Hyundai (+19%) и Chevrolet (+17%), а добавляли активности – растущий с низкого старта Renault (+70%) и демократичная Skoda (+28%).

 

Наиболее заметную и чувствительную просадку показала Lada (-20%). При этом БИПЭКовский бренд, имеющий гигантский задел перед конкурентами сохранил первую строчку. “Значительную часть покупателей, отдавших предпочтение продукции российского автогиганта, привлекли доступные тенговые цены. На фоне девальвации рубля по отношению к казахстанской валюте, средняя стоимость автомобилей Lada в течение осенних месяцев сократилась более чем на 200 тысяч тенге”, - делают ремарку в БИПЭК.

А спад продаж этой российской марки внутри группы был компенсирован ростом сбыта KIA, Chevrolet, Skoda и Renault (из 7,3 тыс. реализованных в РК “французов” 1,5 тыс. продал БИПЭК в Усть-Каменогорске, Семее и Шымкенте). В результате рыночные позиции БИПЭК даже незначительно усилились: по итогам января-ноября этого года 53,38% рынка против 53,32% в аналогичный период прошлого года.  

Не дать заглохнуть

Автопроизводство, как и ритейл фактически сидит на нуле: за  последние 11 месяцев выпуск легковых автомобилей показал движение вверх всего на 1,5%, немного не дотянув до 33 тыс. единиц. Восемь из десяти произведенных в РК автомобилей родом с АО “АЗИЯ АВТО” (или 26 119 единиц - спад на 4,6% к прошлогоднему результату по итогам января-ноября), остальные произведены на костанайской площадке - “СарыаркаАвтоПром” и “АгромашХолдинг”.

Однако ситуация в производстве - производная от продаж, и это вызывает обеспокоенность у представителей машиностроительных предприятий, которые болезненнее чем ритейл переносят спады на рынке.

“На сегодня пять ведущих российских автозаводов остановили конвейер и прибегли к сокращению штатов. Хорошо известно, как происходящее в российской экономике отзывается на отечественном рынке. Поэтому государство и автопроизводители, на наш взгляд, должны предпринять активные усилия к тому, чтобы упредить наступление аналогичных событий в казахстанском автопроме”, - подчеркивает президент “АЗИЯ АВТО” Ерик Сагымбаев.

Напомним, в середине о приостановке конвейера сроком на месяц из-за нестабильности курса рубля заявили российские автосборочные предприятия “ПСМА Рус” (выпускают Citroen и Mitsubishi), Ford и Renault. Калужский завод Volkswagen встал с 22 декабря, и предполагает возобновить работу не ранее 12 января. Угроза остановки нависла над “Автотором” и петербургским GM.  

Вместе с тем, в БИПЭК демонстрируют оптимизм: компания вкладывает 15,6 млрд тенге (86 млн долларов) в проект развития региональной сети - новые шоурумы компании уже появились в Шымкенте, Степногорске и Бейнеу, на очереди площадки (как шоурумы, так и сервисные мощности) в Астане и Актау. Также в Южно-Казахстанской области дилер строит крупнейшую по меркам региона логистическую базу.

Также БИПЭК продолжает реализацию проекта по строительству завода полного цикла в Усть-Каменогорске (обособлен в отдельную компанию в рамках холдинга - АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» - СП с “АвтоВАЗом”), где будет производиться передовая линейка Lada и несколько моделей Renault. В этом году группа БИПЭК достигла соглашения с “АвтоВАЗом” о разделе рынков, по которому казахстанскому холдингу для дистрибуции, розничных продаж и постпродажного сервиса отходит Сибирский федеральный округ России. 

“Сегодня мы приступаем к созданию товаропроводящей сети в Барнауле, Омске, Новосибирске и Новокузнецке, - анонсирует председатель совета директоров группы “БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО” Анатолий Балушкин. -  Инфраструктура, которую мы выстраиваем в Сибирском регионе, обеспечит сбыт продукции «АЗИЯ АВТО Казахстан» и ее обслуживание на рынке России”. 

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности