Камерная повседневность

Камерная повседневность

В рамках международного театрального фестиваля в театре «Артишок» был показан спектакль «ПрямоПоТолеби». Надо отметить, что это один из лучших спектаклей фестиваля. Камерная обстановка «Артишока» создает особую атмосферу родства между зрителями и артистами. «ПрямоПоТолеби» посвящен проблемам взаимоотношения людей в полиэтническом мире мегаполиса. Авторы постановки пытаются понять: за что мы критикуем и одновременно любим наш город. Казалось бы, спектакль создан на злободневную тему — с одной стороны, это гимн родному городу, с другой — смесь сатиры, комедии и драмы. Можно сказать, что «ПрямоПоТолеби» — набор повседневных историй, которые могли бы случиться или случились в действительности. Похоже, авторы спектакля просто перенесли то, что от кого-то услышали и чему были очевидцами сами, на сцену. И этот простой, без творческих потуг ход оказался для такого театра, как «Артишок», беспроигрышным драматургическим решением. Ведь на сцене, как и в обыденной жизни, можно смешать все, а зритель сам построит необходимые ассоциативные связи. Вообще клиповый подход к построению спектаклей характерен для «Артишока», можно сказать, это фирменный стиль театра. Надо заметить, что в наше время клиповое мышление — совсем не ноу-хау, но «Артишоку» мыслить подобным образом удается с особым шиком.

Разные истории объединяет одно место — Алматы. Их герои — типичные его обитатели. Из современности действие легко переносится в прошлое и обратно в наши дни. Например, в казачью станицу, через эпизод общения казаков-переселенцев и коренных жителей, или на сегодняшний алматинский Арбат, где проходит выступление итальянских танцоров. Все представление пронизывает почти ставшая мифом городского бессознательного фобия землетрясения. Но, как оказывается, надо бояться не столько явлений природы, сколько плохих людей. Истории повествуют и об этом. От смешных шаржей на «тут понаехали» авторы внезапно выносят зрителя к драматической откровенно интимной сцене изнасилования. В урбанистической повседневности перемешивается все и вся — здесь и офисный планктон, и потомки казаков, и ролевики-толкиенисты, и приезжие аульчане, кричащие: «Я не мамбет», и иностранцы-европейцы, и менты, и фрилансеры… Все со своей неповторимо типичной манерой речи, со своим до банальности оригинальным стилем общения. Последней в цепи событий оказалась совсем не веселая история — о гибели мойщиков окон многоэтажной гостиницы «Казахстан». В целом получился любопытный срез повседневности, только вот от каких-либо выводов (социологических, культурологических, экзистенциальных, общечеловеческих) театралы воздержались, точнее, предоставили их публике. Эпилогом стало признание в любви к родному городу каждого из задействованных в спектакле актеров. Но очищающего катарсиса, возникающего в переходе от нелепого к серьезному, от комедийного к драматическому, от смеха к слезам, не случилось. Освобождающая роль искусства, приподнимающая зрителя над жизнью, все-таки осталась не сыгранной.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом