Распечатай себя

Казахстанская компания 3D PM осваивает перспективную нишу 3D-печати. Пока у пионеров дела идут вполне неплохо

Распечатай себя

Врачи из КНР распечатали китайскому фермеру недостающую часть черепной коробки, британские ВВС успешно провели испытания напечатанных на 3D-принтере деталей истребителей, трехмерную модель Бахрейна распечатали в масштабе 1:10 000 — чтобы было удобно планировать массовые мероприятия. Это малая часть новостей из мира 3D-принтинга за последние полгода. Технология потенциально востребована и в Казахстане, так что бизнес, основанный на ее применении, начинает в республике свое развитие. «Это новая технология, и от нас, как от пионеров, многое зависит, как мы эту технологию представим»,— говорит Кайсар Амангельдиев, директор компании 3D PM. У деятельности компании — три направления: 3D-моделирование, 3D-печать, поставка и обслуживание 3D-принтеров и сканеров.

Как живой

«Вот это поворотная платформа, выдерживает до 150 кг»,— технический директор 3D PM Олег Лобах параллельно с включением 3D-сканера рассказывает о том, как происходит процесс сканирования. «Сканер состоит из трех камер. Ближняя — для захвата ближней геометрии, дальше, соответственно, средняя и дальняя. Здесь текстурная камера, а это фотовспышка. Если сканировать животное, то ее можно отключить. Сканировать можно даже грудных детей»,— пока Олег Лобах говорит, сканирование начинается. На поворотной платформе стоит дизайнер 3D PM Артем Костоусов. На мониторе медленно появляется его виртуальная копия. Весь процесс трехмерного сканирования занимает 10–15 минут. «Стоял я не шевелясь, одежда на мне подходящая — так что доработки будет минимум. А одежду черного цвета, легкие колышащиеся и прозрачные ткани сканер воспринимает хуже»,— объясняет Артем, чья задача — обработать изображение и добиться максимального сходства. Изготовление 3D-моделей в компании поставлено на поток — заказчики могут получить не только файл с моделью, но и превратить виртуальную копию в физическую — с помощью технологии гипсовой 3D-печати. Заказов на портретные фигурки действительно много, этот тренд пришел к нам из российской столицы. Там сейчас настоящий бум — «напечатай себя». Печатают не только свои портреты, но воспроизведенные по фотографиям сцены первого свидания, предложения руки и сердца. Учитывая растущую популярность именно этого направления 3D-печати, в 3D PM предлагают три варианта изготовления фигурки, отличающиеся по детализации: эконом, бизнес и премиум. «Эконом для чего сделали? Чтобы зацепить ту аудиторию, которая не может позволить себе фигурку за 60 тысяч тенге,— то есть молодежь и студентов. В экономварианте фигурка, в зависимости от размера, обойдется в 10–20 тысяч тенге»,— комментирует Кайсар Амангельдиев. Портретные фигурки, фигурки актеров, футболистов, героев мультфильмов и компьютерных игр изготавливаются на профессиональном 3D-принтере, который печатает композитным гипсом и сразу в процессе печати делает окрашивание. После процесса печати есть еще этап постобработки, и в результате фигурка становится блестящей и крепкой — «можно даже орехи колоть», смеются в компании.

Штучный выпуск

Портретные фигурки — не основное направление деятельности 3D PM. Здесь печатают прототипы зданий, жилых комплексов, ландшафтов, механизмов. Свое преимущество на пока еще небольшом казахстанском рынке 3D-печати в 3D PM видят в том, что они «первые в РК представляют профессиональную 3D-печать». Коммерческий директор 3D PM Денис Погорелов уточняет: «Наш плюс в том, что мы забираем весь цикл — то есть от идеи заказчика до готового результата. Например, в Москве у подобных компаний зачастую разная направленность — они или оборудование продают, есть дизайнеры, но эксклюзивные работы по моделированию, дизайну они отдают в аутсорсинг. А компании, у которых есть оборудование, осуществляют просто печать. Приходит заказчик с готовым файлом, они его там дорабатывают при необходимости и печатают. У нас весь цикл — мы идею воплощаем в готовый результат».

В 3D PM уверены, что их услуги по печати будут востребованы, например, рекламными агентствами — они могут изготавливать здесь прототипы рекламной продукции для согласования с заказчиком, а потом уже заказывать большие партии в соседнем Китае.

Проектные организации — уже клиенты 3D PM. «Что касается макетирования — то тут для нас очень широкий спектр деятельности. Например, нефтеперегонные заводы, нефтяные базы — там идет очень много коммуникаций, трубопроводов. Мы связывались с их проектировщиками, и они заинтересовались таким вариантом — поскольку, конечно, смотрят проект на компьютере в 3D, но признают, что при реализации все равно бывают кое-какие нестыковки, а переделывать эти коммуникации очень затратно. Поэтому возможность напечатать макет и покрутить “вживую” им очень интересна»,— объясняет Олег Лобах. В качестве образца в компании стоит макет коттеджа. В 3D PM его печатали 8 часов, стоимость для клиента — 100–120 тыс. тенге. Если такую же модель заказывать из пластика и стекла, то на ее изготовление уйдет до 2–3 недель и стоимость составит от 180 тыс. Коммерческий директор 3D PM признается, что в их планах — скорее консолидация с компаниями, производящими макеты, нежели конкуренция. «Что-то мы будем делать для них, что-то они для нас, например, стекла в макеты». Кроме того, не исключают в 3D PM, такие компании могут принять решение о приобретении 3D-принтера для себя.

Очень разнообразен

Стать своего рода теплицей для 3D-принтинга — такую цель ставят перед собой в компании 3D PM: представить технологию максимально широкому кругу возможных потребителей и как следствие — продавать принтеры и весь сопутствующий сервис. Но для начала все-таки именно познакомить с технологией, поскольку тех, кто понимает, где и как можно использовать 3D-принтер, пока немного. «Мы специально привезли профессиональное оборудование (3D PM — официальный дистрибьютор американской 3D Systems), чтобы показать, как все работает. Люди у нас пока знакомы в основном с китайским вариантом, во время работы которого нужно вокруг бегать с вентилятором. Это не преувеличение — здесь ведь идет послойное нанесение, нижний слой должен высохнуть, закрепиться, и только потом можно следующий накладывать, вот вентилятором и ускоряют процесс»,— говорит Денис Погорелов. Пока в 3D PM представлены принтеры, ориентированные на массовое производство, в планах — закупить стоматологический и ювелирный. И стоматологи, и ювелиры технологией уже заинтересовались. Промышленные принтеры, печатающие по металлу с помощью лазерной технологии, будут поставлять под заказ. В Казахстане есть компании, заинтересованные в таком оборудовании — совсем недавно национальная компания «Казакстан Гарыш Сапары» проводила тендер на приобретение промышленного 3D-принтера. «Смотрите, чтобы, например, сделать деталь какую-то экспериментальную, нужно сделать форму, пресс-форму, отлить — это все занимает время и деньги. А принтер позволяет ее запустить чуть ли не сразу в производство, позволяет сократить и время, и человеческие ресурсы сберечь»,— увлеченно рассказывает коммерческий директор компании. Собеседник прогнозирует, что будущее у промышленных 3D-принтеров блестящее, поскольку сейчас все компании стараются оптимизировать затраты, и приводит в пример концерн Mercedes-Benz, который планирует использовать печать ряда деталей на 3D-принтере. Пока 3D-принтер не может заменить промышленную линию целиком, но технология шагает вперед, и до этого мы тоже дойдем, уверен г-н Погорелов. За счет шагающей вперед технологии не так много времени осталось и до того момента, когда и бытовой 3D-принтер станет привычной деталью домашнего интерьера. «Конечно, пока это дорого — от 3 тысяч долларов стоит хороший бытовой принтер, но в свое время цветной лазерный принтер стоил еще дороже. А ведь это очень интересно, особенно для детей, что-то делать, экспериментировать»,— Денис Погорелов уверен, что покупать бытовые 3D-принтеры будут уже сейчас, поэтому 3D PM представляет и российскую Picaso — признанного в мире производителя бытовых 3D-принтеров.

Продвинуть новое

Компания 3D PM появилась на казахстанском рынке буквально два месяца назад. Заказов на изготовление продукции хватает — простаивать принтеру не приходится. В компании рассчитывают, что все три направления их деятельности — 3D-моделирование и 3D-дизайн, производство продукции и продажа принтеров и сервис-оборудования — будут развиваться параллельно. В следующем году компания открывает филиал в Астане и собирается запустить учебный центр по принципу «от дизайна до сервиса». «Если говорить о профессиональных и промышленных принтерах, то необходимо, чтобы на них работал специалист. Так что будем обучать, чтобы один человек совмещал обязанности дизайнера и оператора»,— делится планами коммерческий директор 3D PM. Инвестиции в этот бизнес уже превысили 150 тысяч долларов, на вопрос об окупаемости Кайсар Амангельдиев с улыбкой отвечает: «К нам несколько раз заходили два товарища, которые хотят открыть такой же бизнес. Пока думают и просчитывают риски. И тоже все про окупаемость спрашивают. Про сроки окупаемости сейчас сложно сказать. Задайте мне этот вопрос хотя бы через полгода, когда можно будет выявить среднюю динамику. Но во многом окупаемость будет зависеть от нас, как мы представим эту технологию в республике, насколько качественно сумеем организовать сервис. То есть как потопаешь, так и полопаешь».

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?