Пенсы уходят вправо

Несколько лет подряд у всех пенсионных накопительных фондов (НПФ) одна болезнь, которая плохо поддается лечению, — низкая инвестиционная доходность. Прошлый год не стал исключением

Пенсы уходят вправо

Да, то один фонд, то другой выстреливают — и обгоняют коллег по этому показателю, давая более высокий доход, но это происходит на фоне низкого коэффициента номинального дохода (К2) по системе в целом.

Если за точку отсчета падения взять кризисный 2008 год, то наиболее удачным в ряду «неурожайных» лет был 2009-й: пенсы за год (январь 2010-го к январю 2009-го) нарастили инвестдоход почти на 12% и даже превысили уровень инфляции (7,3%). А также покрыли неудачный финансовый результат предыдущего года, получив прибыль в 16,9 млрд тенге против убытка в размере 7 млрд в 2008-м.

В десятом году результат был умеренный — годовой К2 4,39 при инфляции 7,8%. Прошедший 2011 год мог стать для пенсов повторением восьмого: события на мировых рынках в августе — долговой кризис в еврозоне, снижение рейтингов ряда стран, в том числе и США, — вызвали падение фондовых рынков и бегство инвесторов с развивающихся рынков. НПФ, которые вкладывались в акции, получили убытки. Кстати, во время кризиса в восьмом «провалились» также пенсы, имеющие большую долю акций. В августе НПФ в целом потеряли более миллиарда тенге, в сентябре — еще почти 4 млрд, которые отыграли в октябре. Комитет финансового надзора Нацбанка РК (КФН НБРК) на прошлой неделе опубликовал данные за 2011 год: К2 составил 2,59. За исключением восьмого года это самый низкий уровень инвестдохода за все пять лет с начала публикации годового К2. А за 60 месяцев — декабрь 2006 — декабрь 2011-го  — пенсы получили инвестиционный доход на уровне 30% при накопленной инфляции за тот же период почти 60%.

Проблема низкой доходности носит системный характер, высоких показателей К2 мы и в 2012 году вряд ли дождемся. Причина в неразрешенности целого ряда вопросов, в том числе регуляторных. Цель НПФ — обеспечить инвестиционный доход выше уровня инфляции — зависит от многих факторов, и знания и умения самих управляющих идут не в первом ряду, хотя, конечно, и не в последнем.

Жесткие рамки для НПФ

Прежде всего, участники рынка в качестве одной из главных причин низкой доходности по пенсионным активам (ПА) называют регулирование. По словам председателя правления АО НПФ «Астана» Андрея Карягина, «регулирование в большой мере так и не было настроено и сбалансировано на достижение адекватных результатов для вкладчиков пенсионных фондов». Свидетельством тому выступают результаты пенсионных фондов, которые, как говорилось выше, остаются на низком уровне.

В АО НПФ «Капитал» выражаются более определенно: жесткое регулирование привело к отсутствию высоконадежных инструментов корпоративных эмитентов, соответствующих требованиям нормативов, вынужденному приобретению фондами низкодоходных государственных ценных бумаг, а также к дефициту финансовых инструментов.

«Мы все пережили финансовый кризис, и большая часть регуляторных норм носит оттенок финансового кризиса, поэтому большинство участников выбрали нишу минимизации рисков и львиную долю своих инвестиций направляют в низкодоходные государственные ценные бумаги. Хотя ситуация назревающего долгового кризиса еврозоны лишь подтверждает опасность такой политики. Вторая причина — это неразвитость фондового рынка в Казахстане, в этом направлении, конечно, делаются достойные шаги, частью этого развития можно назвать проведение народного IPO. Отсутствие инструментов, имеющих рыночную основу, также не способствует получению оптимальной доходности для вкладчиков», — разъясняет г-н Карягин. Кроме того, по его словам, в законодательной базе отсутствуют меры стимулирования НПФ к инвестиционной активности.

Государство правит портфелем

Мировые события и волатильность на фондовых рынках внушают опасения НПФ: именно акции наиболее привлекательных эмитентов в период нестабильности «проваливаются» больше других бумаг, что отражается на доходности портфеля долевых инструментов, как это произошло в августе-сентябре прошлого года. Фонды обращают свои взоры на внутренний рынок, но и здесь выбор не велик: гособлигации и корпоративные долги, доходность по которым снижается, чем дальше мы отходим от кризиса, а также депозиты банков под еще более низкие проценты. «Продолжающееся давление избыточной ликвидности со стороны банков и НПФ влияет на снижение процентных ставок по долговым ЦБ (государственным и корпоративным) и депозитам, что соответственно сказывается на доходности пенсионных фондов», — отметили в НПФ «Капитал».

В такой ситуации управляющим портфелями нужно проявлять больше активности в поиске альтернативных инструментов, в том числе и на зарубежных рынках. Так, некоторые фонды стали больше проводить операций с валютами, а также наращивать долю вложений в золото, которое стабильно росло в течение всего года. Но цена этого актива так и не достигла прогнозируемых многими аналитиками 2 тыс. долларов за унцию, и, если фонд покупал его на максимуме (около 1900 долларов в конце августа), то мог и прогадать. По нормативам КФН НБРК инвестиции в золото ограничены — не более 10% ПА, столько же можно вложить в акции. Некоторые фонды пытались инициировать увеличение лимита, но вряд ли регулятор на это пойдет. В данном случае у КФН и фондов несколько разные цели. Регулятору важнее сохранить пенсионные накопления, перед фондами стоит сверхзадача — их нарастить.

Жесткое регулирование имеет свои плюсы: фонды должны правильно оценивать свои риски, чтобы не нарушать нормативы. В частности, НПФ за высокорискованные инструменты отвечают своим капиталом. Кроме того, в случае получения инвестдохода ниже минимального уровня по системе фонды должны компенсировать потери вкладчикам за счет собственных средств или средств акционера. Конечно, ни один фонд не хочет этого, поэтому предпочитает не рисковать, а «сидеть» пусть в низкодоходных, зато в надежных госбумагах.

В то же время ГЦБ являются ориентиром для доходности по корпоративным бумагам — именно от этого уровня считается премия за риск при размещении негосударственных бумаг. Чем выше доходность по ГЦБ, тем она выше по любому корпоративному эмитенту. А сегодня она не только ниже инфляции, но, как говорят участники рынка, находится на исторических минимумах.

Но и ГЦБ перестали быть чем-то незыблемым с тех пор, как регулятор принял решение учитывать их по категории «для продажи». «Считаем, что надо вновь вернуться к старой системе учета портфеля, когда государственные ценные бумаги можно было отнести к учетной категории “до погашения”. Текущее требование отнесения 70% ГЦБ к категории “для продажи” привело к значительной волатильности цен и непредсказуемости доходов. Возникла ситуация, когда государственные ценные бумаги перестали быть надежными финансовыми инструментами», — считают в НПФ «Капитал».

Долговой кризис в еврозоне, а также проблемы госдолга США в 2012 году вряд ли разрешатся, поэтому нестабильность на фондовых рынках продолжится. А значит, казахстанские пенсионщики вынуждены будут уходить в качество, поступаясь доходностью.

Не прибавляет оптимизма фондам и большая доля дефолтных бумаг в портфелях. По данным КФН на 1 января 2012 года, таких эмитентов 32, на 1 сентября 2009 года их было 27. К проблеме дефолтов прибавляются реструктуризация компании «Астана Финанс», которая, как утверждают в НПФ «Капитал», проводится без учета интересов пенсионных фондов, а также повторная реструктуризация обязательств БТА Банка.

Пенсионеров «законсервируют»

Кроме низкой доходности, что уже, пожалуй, мало кого удивляет, прошедший год для пенсионной системы был отмечен неординарным количеством слияний и поглощений.

Здесь можно назвать слияние дочерних фондов БТА Банка — НПФ «УларУмит» и НПФ «БТА Казахстан», а также управляющей компании «Жетысу». Компании были объединены под брендом «УларУмит». Летом объединились фонды «Аманат» и Евразийский и на их базе создан НПФ «Астана». Кроме того, ИД «Ресми» продал НПФ «Республика».

Что ждет пенсионную систему в наступившем году?

С 1 января в пенсионной системе вводятся долгожданные (начали об этом говорить еще лет пять назад) мультипортфели. Пока только консервативный, куда переведут накопления состоявшихся пенсионеров, получающих пенсию из НПФ. Раньше предполагалось, что в консервативный портфель попадут вкладчики предпенсионного возраста, которым важно не столько нарастить, сколько сохранить свои накопления. Кроме того, планировалось ввести три мультипортфеля — умеренный, консервативный и агрессивный, которые бы отличались по соотношению акций и облигаций. Но в конченом итоге ограничились двумя.

Хотя к разделению портфелей готовились долго, как говорят представители фондов, нормативно-правовая база так и не отработана. Но пенсы готовы к перестройке. До сих пор НПФ с жесткой руки регулятора придерживались умеренной стратегии инвестирования, которая у большинства мало чем отличалась от консервативной: чуть ли не 90% ПА у некоторых фондов вложено в облигации. Появление второго портфеля могло бы повлиять на инвестиционную политику фондов и привести к повышению доходности, если бы КФН ослабил требования по отношению к умеренному портфелю. На наш взгляд, в случае сохранения одинаковых нормативов нет смысла в введении консервативного портфеля, ведь они практически не будут отличаться.

В прошлом году шла речь о том, чтобы пенсам разрешить работать с более рискованными инструментами «медвежьего» рынка — фьючерсами, опционами и т.д. Но официального документа пока так и нет. Тем не менее год для НПФ обещает быть интересным: им представится возможность поучаствовать в народном IPO. Заявленные для участия в первом этапе эмитенты — АО «КЕГОК», «Эйр Астана», «Самрук-Энерго», КТЖ  — не «голубые фишки», но компании, интересные с точки зрения получения дивидендов. 

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики