Динамика против нас

В предыдущем году мы наблюдали снижение рисков и стабильность в потенциалах регионов. Результаты 2013‑го и реалии текущего года показывают иную картину — налицо негативные тенденции

Динамика против нас

В нынешнем году рейтинговое агентство «Эксперт РА Казахстан» продолжило работу по оценке инвестиционного климата в регионах Казахстана. Своим рейтингом инвестиционного климата мы стараемся объективно отразить складывающееся положение регионов по уровню социально-экономического развития и инвестиционной привлекательности, дать независимую оценку динамике их развития. Отличием и преимуществом нашего рейтинга является большое число анализируемых факторов, их 94, определяемых более чем 150 показателями. В подходах мы ориентировались на инвесторов, для которых две важнейшие характеристики: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.

В предыдущем году по итогам проекта мы наблюдали снижение рисков и стабильность в потенциалах регионов. В этот раз результаты 2013 года показывают не столь радужную картину.

Падение темпов роста в показателях производственного потенциала обусловливает отрицательную динамику интегрированных показателей потенциала регионов. В 2013 году в совокупном валовом региональном продукте сократилась доля Актюбинской области, Западно-Казахстанской, Атырауской и Карагандинской областей. Сельскохозяйственные регионы, столкнувшиеся с проблемами на зерновом рынке, показали хорошие темпы роста физических объемов, однако здесь эффект низкой базы. Специализирующиеся на горно-металлургической промышленности регионы продолжают стагнировать не первый год, а в уходящем 2014 году все внимательно наблюдают за падением цен, что отразится на нефтегазовом секторе. В целом налицо влияние на производственные потенциалы ухудшения внешней конъюнктуры.

С другой стороны, в 2013 году тринадцать регионов показали рост финансового риска. Основной отрицательный вклад здесь внесли показатели бюджета: в девяти регионах темпы роста поступлений в местный бюджет сократились в два раза по сравнению с 2012 годом; в тринадцати регионах значительно ухудшились показатели сбалансированности бюджета — профициты сократились, а дефицит увеличился. Кроме этого, к росту финансовых рисков привело повышение уровня просроченной кредиторской задолженности предприятий, наблюдающийся в одиннадцати регионах.

В росте инвестиционных рисков важно отметить и значимые изменения, обусловленные ростом экономических преступлений, которые повлияли на увеличение показателей криминального риска. Данный показатель вырос во всех регионах, за исключением Алматинской области и Астаны. Этот вопрос еще требует отдельного анализа на предмет, системный ли это рост или результат показательной кампании, во втором случае негатив может скорректироваться, но факт зафиксирован и влияет на итоговые показатели.

На наш взгляд, в текущей ситуации финансовые риски и производственный потенциал являются определяющими для оценки перспектив социально-экономического развития регионов. Их совокупность определяет процесс воспроизводства, от которого зависит уровень социального и криминального рисков, а в конечном счете и уровень управленческих рисков. Учитывая сложившийся уклад отечественной экономики, состояние и направление развития конъюнктуры на мировых рынках и геополитические реалии, вероятнее всего, в следующем году в рейтинге инвестиционной привлекательности произойдут дальнейшие изменения в негативную сторону по этим двум составляющим.

Главное — масштаб

В 2014 году в группу регионов с высоким уровнем инвестиционного потенциала вошли Алматы, Астана, Атырауская, Карагандинская и Восточно-Казахстанская области. Суммарно по итогам 2013 года эти регионы формируют 53,7% ВВП страны и 50,9% всего инвестиционного потенциала в рейтинге инвестиционной привлекательности текущего года.

Лидером по инвестиционному потенциалу является Алматы, формирующий 18,6% общереспубликанского потенциала и находящийся в большом отрыве от всех остальных регионов. Алматы занимает первые места по всем видам потенциалов, за исключением природно-ресурсного, подтверждая свой статус экономического, финансового, инновационного, туристического центра страны.

Второе место по потенциалу принадлежит Астане. Единственным слабым местом столицы, так же как и в случае с Алматы, являются низкие значения природно-ресурсного потенциала, что неудивительно. В остальном же эти города имеют сбалансированные высокие показатели, характеризуются высоким уровнем потребительского спроса, развитой инфраструктурой, высокими доходами населения.

На третьем месте Атырауская область. Ведущие позиции области по уровню промышленного производства в стране обеспечивают ей высокие значения производственного потенциала. Концентрация нефтегазовых компаний в Атырауской области обусловливает высокий показатель прибыли до налогообложения — более 30% от общереспубликанского значения в 2013 году. Вкупе с большим объемом налоговых отчислений в бюджет, а также высоким уровнем доходов населения это позволяет региону занимать первое место по уровню финансового потенциала. Однако второй год подряд по интегрированному инвестиционному потенциалу города Алматы и Астана уходят в отрыв от Атырауской области за счет опережающего роста этих двух городов. В следующем году тенденция может продолжиться из-за ухудшения динамики в нефтегазовом секторе, что ослабит позиции предприятий и приведет к сокращению объема отчислений в бюджет.

Следующей в группе регионов с высоким инвестиционным потенциалом находится Карагандинская область. Значительным преимуществом региона является богатство разнообразных полезных ископаемых, что ставит его на первое место по природно-ресурсному потенциалу. Другим преимуществом области является высокий уровень потребления. Большое количество населения и конкурентный уровень доходов позволяют ей выйти на третье место по уровню совокупных денежных доходов населения после Алматы и Астаны. Также на третьем месте после крупнейших городов регион находится по объему кредитов, выданных физическим лицам. Помимо этого, по объему розничной торговли Карагандинская область опережает Астану, благодаря чему по потребительскому потенциалу за ней второе место.

В целом показатели Карагандинской области являются довольно сбалансированными, структура экономики одна из самых диверсифицированных, регион не имеет явных недостатков ни по одному из анализируемых направлений при определении интегрального потенциала, за исключением трудового.

Завершает перечень регионов с высоким потенциалом Восточно-Казахстанская область. Занимая второе место по уровню природно-ресурсного потенциала, а также высокие значения потребительского, институционального и инновационного потенциалов, данный регион обеспечил себе место в верхних строчках по инвестиционному потенциалу.

Пелотон

Группу регионов со средним инвестиционным потенциалом формируют схожие по структуре экономики западные районы: Актюбинская, Мангистауская и Западно-Казахстанская области с высокими долями добывающего сектора в структуре ВРП; Павлодарская область, специализирующаяся на металлургии; а также регионы с развитым сельским хозяйством и высокой долей обрабатывающей промышленности: Алматинская, Костанайская и Южно-Казахстанская области. В Костанайской области, помимо этого, высокую долю в структуре экономики занимают логистическая и горнодобывающая сферы. Суммарно эти регионы формируют 30,8% республиканского потенциала.

К группе регионов с низким инвестиционным потенциалом относятся Акмолинская и Северо-Казахстанская области с развитым агропромышленным комплексом, Кызылординская область, в экономике которой преобладает горнодобывающая отрасль, и Жамбылская область, в ВРП которой наибольший вес приходится на услуги. В силу малых экономических масштабов названные регионы, как правило, находятся во второй половине списка по основным видам потенциалов. Выделяются среди них Акмолинская и Северо-Казахстанская области. В регионах высокая плотность железнодорожных и автомобильных дорог, что позволяет им занимать передовые позиции по инфраструктурному потенциалу. В сумме на эти четыре региона приходится 17,9% общестранового потенциала.

В целом инвестиционный потенциал характеризует емкость региона с точки зрения прямых частных инвестиций, он показывает, какую долю занимает регион на общереспубликанском рынке. Ранги регионов по уровню инвестиционного потенциала коррелируют с положением регионов по размерам ВРП.

В координатах риска

Вторая составляющая инвестиционной привлекательности региона — это инвестиционный риск — показатель, характеризующий масштабы тех или иных проблем в регионе. В отличие от инвестиционного потенциала, риск напрямую не зависит от размеров экономики региона, а отражает уровень надежности капиталовложений. Инвестиционный риск является более волатильным показателем, изменение рангов интегрального риска на одну-две позиции за один год является нормальным явлением.

Лидерами рейтинга с самым низким уровнем инвестиционного риска являются Атырауская, Алматинская и Актюбинская области. Атырауская область в этом году вытеснила прежних лидеров и является наиболее привлекательной с точки зрения интегрального инвестиционного риска. Традиционно в регионе самые низкие финансовый и социальный риски. Финансовые показатели как местного бюджета, так и компаний региона являются одними из лучших в стране. В социальной сфере регион имеет одно из самых низких значений безработицы по итогам 2013 года (5%), а также низкую долю самозанятого населения (6% при республиканском показателе 15%).

Основной вклад в перемещение региона на первое место по интегральному показателю инвестиционного риска внесло снижение управленческого риска. В прошлом году главной причиной получения ею штрафных баллов при оценке управленческого риска, сделавших ее аутсайдером по этому показателю, было множество уголовных дел, связанных с деятельностью экс-акима Бергея Рыскалиева. После громких отставок и полной смены руководства администрации региона в 2013 году ситуация стабилизировалась и регион показатели управленческого риска.

 

Второе место по уровню инвестиционного риска, обогнав Актюбинскую область, по результатам 2013 года занимает Алматинская область. У региона стабильно высокие и сбалансированные показатели. Выделяется низкий управленческий риск, постоянство администрации, более высокий, чем в Актюбинской области, показатель отношения инвестиций в основные средства к ВРП за 5 лет, а также низкий уровень младенческой смертности, что позволяет Алматинской области лидировать по этой составляющей. По уровню экономического риска регион занимает 3‑е место благодаря высокому уровню диверсификации экономики, низкому износу основных средств и одному из самых высоких темпов роста экономики. В 2013 году ИФО ВРП к 2000 году в Алматинской области составил 288%, выше по этому показателю только Алматы, Астана и Атырауская область.

Слабым местом региона в этом году является криминальный риск — в прошлом году по этому показателю регион занимал 5‑е место, а в текущем — уже 11‑е. Произошло это из-за роста числа экономических преступлений, который составил 22%. Также в Алматинской области высок экологический риск, по которому регион занял 10‑е место, потеряв одну позицию с прошлого года.

В Актюбинской области один из самых низких показателей безработицы среди всех областей страны (4,9% в 2013 г.), низкая доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума (2% в 2013 г. при среднереспубликанском показателе 2,9%), что вкупе с остальными показателями позволяет ей занять второе место по уровню социального риска.

По управленческому риску регион является лидером, этого удалось достичь за счет хороших показателей суммарного объема инвестиций по отношению к ВРП региона за 5 лет, а также стабильности администрации региона. Учитывая это, а также нахождение региона в первой половине списка по остальным частным рискам, Актюбинская область занимает третье место по уровню интегрального инвестиционного риска.

Смещение региона в рейтинге на две позиции вниз произошло не только за счет позитивных изменений в Атырауской и Алматинской областях, в первую очередь к этому привел рост финансовых рисков. Наряду с продолжающимся снижением темпа роста объема поступлений налогов и обязательных платежей в местный бюджет произошел рост кредиторской задолженности местного бюджета и просроченной кредиторской задолженности предприятий.

В группу регионов с умеренным риском в этом году вошли наименее волатильные и крайне непохожие регионы: с одной стороны, города республиканского значения Алматы и Астана, отличающиеся большим потенциалом и наиболее развитым частным сектором. С другой — Мангистауская и Кызылординская области, которые, напротив, представляют собой регионы с высокой зависимостью от нефтегазового и государственного секторов.

К группе с высокими рисками на этот раз добавилось по различным причинам четыре региона: Костанайская, Южно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская и Павлодарская области.

По Костанайской области мы можем наблюдать повышение финансового риска. Сложилась ситуация, когда при увеличении ИФО ВРП к предыдущему году наблюдаются более низкие, чем в среднем по регионам и чем в 2012 году, показатели роста объема поступлений налогов и обязательных платежей в местный бюджет. Вместе с тем имеет место быть рост просроченной кредиторской задолженности предприятий и просрочки по банковским займам. Учитывая экономический профиль региона, мы считаем, что на повышении финансового риска сказалось падение цен на зерновых рынках, которое продолжалось весь 2013 год.

В остальных перешедших в эту группу регионах положение аналогичное и даже несколько сложнее. Причины увеличения финансового риска также заключаются в ценовой конъюнктуре на основные экспортные товары (зерно, полезные ископаемые), но кроме этого добавляется еще экономический риск, обусловленный недостаточными темпами роста физических объемов производства.

В случае с Павлодарской областью к вышеуказанным рискам в расчете добавился отрицательный коэффициент за возбужденное в 2013 году уголовное дело в отношении экс-акима области, что повлияло на рост управленческого риска по этому региону.

Итоги рейтинга

Задача разработки и составления рейтинга инвестиционной привлекательности регионов Казахстана представляет собой не только создание детальной навигационной карты для инвесторов и масштабного проекта в портфолио. На самом деле это большая исследовательская работа, где задачей является получение прикладного инструмента для мониторинга и оценки качества сбалансированности развития казахстанской экономики в разрезе регионов.

Собрав и проанализировав данные по каждому региону за пять лет, главное, что мы отметили, это крайне низкая динамика в потенциалах регионов. В данном случае имеются в виду не только вертикальные изменения — значительный рост или снижение (например, при запуске Кашагана инвестиционный потенциал западных регионов и страны в целом значительно вырастет). Это в целом нормально, учитывая, что мы говорим о посткризисном периоде. Однако намного печальнее, что нет горизонтальных изменений, которые отражали бы наличие и качество конкуренции регионов между собой.

Очень показательный момент дуальности наиболее стабильных в своих позициях в рейтинге регионов Казахстана. С одной стороны, это диверсифицированные и прогрессивные города республиканского значения Астана и Алматы, а с другой стороны — это крайне негибкие как в экономическом, так и в социальном плане Мангистауская и Кызылординская области. Далее к крайностям: есть прогрессивная и эффективная, но узкоспециализированная и крайне концентрированная Атырауская область, или емкая, но неэффективная Карагандинская. И за пять последних лет динамика изменений в этой плоскости отсутствует.

Второе, что мы отметили, это невысокое качество существующей волатильности в рисках. В большинстве случаев она практически полностью определяется внешней конъюнктурой через динамику экономического риска с последующим переходом на финансовый уровень. Социальные риски, характерные для регионов, не претерпевают изменений, и, вероятно, динамика здесь может возникать только в результате шоковых ситуаций или глубоких кризисов.

Активные внутренние факторы представляют собой только составляющие управленческого риска, где стабильно положительная динамика просматривается в снижении детской смертности и подобных стабильно растущих в развивающихся странах показателях. Наиболее активным внутренним фактором является показатель постоянства администрации, однако он зачастую определяется интенсивностью антикоррупционных кампаний, вместо четких KPI..

Одним из ключевых показателей эффективности администраций регионов является показатель привлечения инвестиций в регион. Однако в сложившейся системе отношений «центр — регионы», а также когда в структуре инвестиций концентрация крупных иностранных и государственных инвестиций зашкаливает, качественно отнести этот фактор к управленческой активности регионов достаточно сложно. Все значимые страновые проекты инициируются центром, и в поиске инвестиций для них регионы никак не участвуют и не несут ответственности. В экспертном сообществе уже давно сложилось понимание, что у регионов недостает компетенций и отсутствуют полномочия. Выходит, управленческая функция в регионах зачастую сведена к безошибочному администрированию указаний из центра, поддержанию лояльности местных элит, а региональные инициативы носят не стратегический, а местечковый характер.

Таким образом, на данный момент и в ближайшем будущем инвестиционная привлекательность регионов в большей степени зависит от внешней конъюнктуры, а количественные параметры благодаря сложившейся системе госуправления превалируют над качественными.

Обращая внимание на последние годы, важно отметить, что горно-металлургическая промышленность сталкивается с низкими ценами на мировых рынках с 2012 года, и это сказалось на рейтингах профильных регионов в прошлом году. Цены на пшеницу в январе 2013 года составляли 780 долларов, в сентябре 2014‑го цена составила 555 долларов и только в четвертом квартале этого стала подниматься (на декабрь 2014‑го — 610 долларов). Выражение этого падения цен мы наблюдаем в этом рейтинге по Северо-Казахстанской и Костанайской областям. Также в текущем году все внимательно следят за ценами на основной товар в нашей стране — стоимость марки Brent за последние шесть месяцев упала на 45%. Результаты этого падения станут основой изменений, которые мы увидим в следующем году. Оценки в отношении развития мировой экономики однозначно негативные, международные институты постоянно корректируют свои прогнозы в сторону понижения. Добавляя к этому геополитическую напряженность, внешняя конъюнктура будет работать против казахстанской экономики.

В следующем году стоит ожидать ухудшения показателей рейтинга регионов в целом, а в отдельных регионах падение окажется существенным. В зоне риска находятся регионы, специализирующиеся на металлургии — Карагандинская, Восточно-Казахстанская и Павлодарская области. Регионы, специализирующиеся на хлебе, зависимы от цен на зерно, которые сейчас подрастают, но прошлый год вызвал системные проблемы с долговой нагрузкой крупных холдингов, и проблема для них сохранится в виде плохих финансов. Самое важное, что к проблемным добавятся западные нефтедобывающие регионы Казахстана.

Действия правительства РК и меры, озвученные президентом в послании народу в ноябре 2014 года, призваны нивелировать внешний шок. Однако важно, чтобы из виду не упускались качественные преобразования как на стороне центра, так и в регионах. Главная задача — как получить конструктивную и ответственную инициативу снизу, на местах, и как правильно делегировать полномочия из центра, чтобы актиматы располагали собственным инструментарием для реализации региональных стратегических инициатив. Качество и масштаб активно проводимой сейчас реформы государственного управления и регионального развития становятся актуальнее с каждым годом.

Читайте редакционную статью: Тот же дьявол, что и обычно

Как составлялся рейтинг

налитическое исследование «Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов Казахстана» направлено на сравнение преимуществ и недостатков инвестиционного климата регионов, выработку предложений для дальнейшей деятельности региональных властей по улучшению позиций своих регионов в рейтинге. Результаты рейтинга ежегодно публикуются в журнале «Эксперт Казахстан» начиная с 2012 года.

В качестве составляющих инвестиционного климата в рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов «Эксперт РА Казахстан» используются две относительно самостоятельные характеристики: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.

Инвестиционный потенциал — количественная характеристика, учитывающая насыщенность территории региона факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения и другие показатели, влияющие на потенциальные объемы инвестирования в регион.

Инвестиционный потенциал региона складывается из девяти частных потенциалов. Каждый из них, в свою очередь, характеризуется целой группой показателей:

  • природно-ресурсный (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
  • трудовой (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);
  • производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности в регионе);
  • инновационный (уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе);
  • институциональный (степень развития главных институтов рыночной экономики);
  • инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);
  • финансовый (объем налоговой базы, прибыльность предприятий региона и доходы населения);
  • потребительский (совокупная покупательная способность населения региона);
  • туристический (наличие мест посещения туристами и отдыхающими, а также мест развлечения и размещения для них).

Инвестиционный риск — характеристика качественная, зависящая от политической, социальной, экономической, финансовой, экологической и криминальной ситуации. Его величина показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них.

В настоящее время рассчитываются следующие виды риска:

  • экономический (тенденции в экономическом развитии региона);
  • финансовый (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий);
  • социальный (уровень социальной напряженности);
  • экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное);
  • криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений, экономической преступности и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков);
  • управленческий (качество управления бюджетом, степень развитости системы управления, уровень младенческой смертности как интегральный показатель результатов социальной сферы).

Оценка инвестиционного климата регионов состоит из следующих этапов.

На первом этапе оценки инвестиционной привлекательности рассчитываются доли каждого региона в России по 9 видам инвестиционного потенциала и индексы 6 видов частных инвестиционных рисков.

На втором этапе все регионы ранжируются по величине совокупного инвестиционного потенциала или интегрального инвестиционного риска.

На третьем этапе сравнительной оценки инвестиционной привлекательности каждому региону присваивается рейтинг инвестиционной привлекательности — индекс, определяющий соотношение между уровнем интегрального инвестиционного риска и величиной совокупного инвестиционного потенциала региона. По соотношению величины совокупного потенциала и интегрального риска каждый регион России относится к одной из 12 рейтинговых категорий.

Основными информационными источниками для составления рейтинга являются данные Агентства РК по статистике, региональных департаментов Агентства РК по статистике, Министерства финансов РК, Национального банка РК и Комитета по финансовому надзору НБ РК, МВД РК, Министерства здравоохранения РК, базы данных рейтингового агентства «Эксперт РА Казахстан». Также используется информация администраций регионов, присланная по специальному запросу, а также представленная на сайтах в интернете.

Оценка весов вклада каждой составляющей в совокупный потенциал или интегральный риск получается в результате ежегодных опросов, проводимых среди экспертов из казахстанских и зарубежных инвестиционных, консалтинговых компаний и предприятий.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики