Единство и стабильность

Редакционная статья

Единство и стабильность

Наблюдатели от ОБСЕ заявили, что недавние парламентские выборы в Казахстане были контролируемыми. С точки зрения соответствия западным ценностям это, конечно, недостаток. Но у нас есть и свои собственные ценности, главные из которых — единство нации и социально-политическая стабильность. Обеспечиваются они, помимо прочего, через контроль государства над политическим процессом. И с этой точки зрения контролируемые выборы есть свидетельство возросшей эффективности государственного управления.

В прошедшем году появились новые угрозы единству и стабильности, которые, видимо, сохранятся и в нынешнем году. Социальная напряженность в условиях быстрой и неконтролируемой урбанизации будет сохраняться, причем тушение ее финансовыми вливаниями вряд ли даст необходимый эффект. Ситуация на мировых рынках будет близка к кризисной, а внутренний рынок шире не станет, да и экспортно ориентированный характер нашей экономики не изменится. Поэтому единство и стабильность надо будет обеспечивать и внеэкономическими методами. В том числе административными, политическими и, если получится, идеологическими.

По итогам парламентских выборов мажилис стал трехпартийным. Это, конечно, добавит политического и идеологического плюрализма в парламентскую жизнь, но на формировании и работе нового правительства вряд ли отразится. «Нур Отан» победил на прошедших выборах, он остается правящей партией, чья предвыборная платформа станет обязательной для исполнения правительством. А сама партия, как и пять лет назад, это правительство сформирует (руками своего председателя), а затем будет поддерживать (с помощью своей парламентской фракции) и нести ответственность за его работу (в лице членов правительства, которые все будут членами той же самой партии). Избрание зампреда «Нур Отана» Нурлана Нигматулина председателем мажилиса указывает на то, что президент по-прежнему рассматривает свою партию как главный инструмент обеспечения единства. Опыт Нурлана Нигматулина по консолидации политической элиты (создание Общенациональной коалиции демократических сил) теперь оказался востребован в парламенте. Сам же парламент, даже при наличии партийного и идеологического плюрализама, должен будет обеспечивать законодательную поддержку президентского курса и работы правительства.

Разработка и внедрение государственной идеологии, то есть общей для всех граждан системы идей и ценностей, основанных на приоритете интересов государства, а не нации, также способствовали бы единству и стабильности общества. Кроме того, государственная идеология обеспечивает легитимность власти в глазах общественного мнения намного эффективнее, чем положительные отзывы иностранных наблюдателей на выборах. Станет ли партия «Нур Отан» эффективным идеологическим инструментом, пока неясно, но работу по пропаганде мира, согласия, единства и стабильности она продолжает. Возможно, именно на основе именно этих ценностей возникнет казахстанская идеология.

Правительство по-прежнему будет местом подготовки законопроектов, разработки государственных программ и принятия решений. Карим Масимов на посту главы правительства проявил себя руководителем, который полагается не только на административный ресурс, но и на экспертов — отечественных и зарубежных, правых и левых, монетаристов и кейнсианцев. Его личные связи на Западе, в России и в Китае обеспечивали успех внешнеэкономической многовекторности Казахстана. Менять премьер-министра в ситуации неопределенности на мировых рынках кажется неразумным. Ротация управленческой элиты — единственный аргумент в пользу поиска нового премьера, но он в условиях продолжающегося кризиса не выглядит слишком убедительным.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики