Тот же дьявол, что и обычно

Редакционная статья

Тот же дьявол, что и обычно

О реформе госуправления весь этот год говорили очень много, но всегда почему-то общими словами. Мол, эффективность повышается, у регионов появляется больше свободы и так далее, и тому подобное. Отсутствие конкретики — вещь и вообще-то у нас распространенная, но в данном случае все оказалось запущеннее, чем обычно. Это мы поняли, когда попытались копнуть тему глубже, воспользовавшись поводом — публикацией очередного «Рейтинга регионов» наших коллег из «Эксперт РА Казахстан». Оказалось, что до сих пор, хотя времени с момента старта реформы прошло уже прилично, министерства и акиматы не могут разобраться, за какие функции кто отвечает. Но что еще печальнее, передача функций на места не сопровождается никакой реальной поддержкой. Например, принцип формирования региональных бюджетов остался, судя по всему, неизменным. А если у тебя нет ресурсов, свалившаяся на тебя свобода в принятии решений — это скорее новая головная боль, от которой ты постараешься избавиться по возможности быстрее.

Обязанности надо передавать вместе с правами. Министерства хотели переложить работу на акиматы, справедливо решив, что те ближе к народу? Прекрасно. Но тогда нужно было и людей, выполнявших в Астане эти функции, раскидать теперь по регионам и финансами их обеспечить. Понятно, что часть вопросов снимается просто за счет того, что в Астане больше не будут теперь подмахивать не глядя какой-то документ, а вся ответственность за этот документ окончательно перейдет к чиновнику из акимата, который этот документ, собственно, сам и подготовил. Но ведь не вся реформа, если мы правильно понимаем, состоит из такого «разбюрокрачивания» процедур.

В общем, если власть решила действительно перераспределить полномочия в регионы, это нужно было делать более вдумчиво. Лучше было потратить год на подготовку реформы. Обсудить ее если не с обществом, то хотя бы с чиновниками из регионов, которые показывают наилучшие результаты — об их уровне можно судить по внедренной системе оценки. И только потом начинать городить огород.

Опять же начались разговоры о том, что на местах коррупции больше, а компетентных людей практически нет. И передача полномочий закончится плачевно. Стоит признать, что такой риск существует. Напомним, проведенное нами мини-исследование (см. «Требуется ответственный администратор», №46, expertonline.kz/a13227) показало, что уровень чиновников в регионах, мягко говоря, далек от идеала и часто узость их мышления оказывается препятствием, которое предприниматели преодолеть оказываются не в силах. Так что здесь нужно серьезно менять подходы. Перед реформой весь аппарат нужно было провести через горнило аттестации. Как полицейских отправляли бегать и доказывать, что они знают законы, так и здесь нужно было устроить чистку рядов с понятными критериями отбора. И только потом отборным чиновникам передавать полномочия.

В общем, по совокупности приходим к выводу, что пока ждать от реформы чудес не стоит. Дьявол, который в деталях, в очередной раз похоронит все начинания. А идея-то была правильная.

Читайте тему номера: Динамика против нас

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности