Поменять подход

Как сделать казахстанское кино прибыльным

Поменять подход

За последний месяц сразу несколько кинокартин отечественного производства бьют рекорды кассовых сборов. Комедия “Келинка Сабина” Нуртаса Адамбаева (режиссера, продюсера, сценариста и исполнителя главной роли в одном лице), например, лишь за первые пять дней проката собрала 112 млн тенге. А  картина “Ограбление по-казахски”, по утверждениям ее продюсеров, собрала около 3 млн долларов (правда, кинокритики в такую цифру не верят). Примечательно, что обе картины выпущены независимыми продюсерами, а не государственной киностудией “Казахфильм”. Хотя, возможно, именно в этом и кроется секрет коммерческого успеха вышеназванных картин.

В Казахстане можно создавать коммерческое кино, но для этого нужен системный подход. О том, с какими проблемами сталкиваются представители отечественной киноиндустрии и что необходимо менять Expertonline.kz рассказали основатели компании Moviq Алидар Утемуратов и Андрей Распутин:

- Казахстан – маленький рынок и насколько здесь вообще возможно создавать коммерчески успешные проекты?


Андрей Распутин:  У нас огромный потенциал, который мы не используем. Но для создания коммерческих успехов, нам необходимо сначала запустить законы и открыть много новых кинозалов. В той же России сейчас все не идеально – в советское время было более 30 тысяч залов и кино зарабатывало огромные деньги. Сейчас всего 3,5 тысяч залов и очень мало авторов, картины которых собственный зритель будет ждать и смотреть по несколько раз при выпуске таких проектов. Нам необходимо взращивать собственных авторов и расширять рынок минимум до 600 кинозалов и в этом случае проекты будут иметь коммерческий успех.

Алидар Утемуратов:  - Инвестиции становятся рентабельными, когда есть законодательная база и большое количество кинозалов, которые позволяют окупить вложения. Киноиндустрия существует успешно в тех странах, где лучшие условия для реализации проектов – налоговые льготы, поддержка государства и прочее.

- Какие существуют барьеры для развития киноиндустрии в Казахстане?

А.У.: Казахстанский кинематограф довольно молод, нет системы эффективно работающих механизмов развития и поддержки индустрии. До сих пор не принят закон о кино. Поправки, внесенные в закон “О культуре” несколько лет назад заложили определенную основу для формирования законодательного фундамента индустрии, но этого не достаточно. Продвижение законов, которые создадут серьезную базу для сильной и конкурентоспособной киноиндустрии – это наша первостепенная цель.

А. Р.: Сейчас у нас наблюдается недостаток кинозалов. К примеру, в Голландии, где численность населения примерно такая же, как у нас, залов около 850. В год там продается около 30 миллионов билетов, а доля национального кино достигает 15 процентов. Для сравнения: в Казахстане экранов около 250 и 10 миллионов проданных билетов в год. Доля национального кино - 6,4 процента.

У нас объем рынка настолько мал, что у специалистов нет постоянной занятости. Поэтому из-за нестабильности многие специалисты часто уходят в другие профессии. В Казахстане кино – это сезонное явление: летом происходит много съемок и вся индустрия живет, а зимой практически ничего не снимается. Многие специалисты (операторы, осветители и другие), не работают, а значит не получают опыт и не нарабатывают профессиональные навыки, повышая квалификацию.

Кроме того, в Казахстане нет учебных заведений, которые бы обучали техническим кинопрофессиям. В советское время в СССР было два основных вуза – это ВГИК и ЛИКИ (Ленинградский Институт Киноинженеров), где обучались именно инженерным профессиям в кино.

Еще одна проблема - это отсутствие технической базы: павильонов, звуковых студий сведения и другие важнейших для кинопроизводства компонентов. У нас отлично оснащена киностудия “Казахфильм”, но это единственное подобное место, альтернативы нет. Более того, студия выполняет внутренние задачи, и ее мощностей не хватает на весь объем рынка.

- Проблем много, но в одном из интервью, Андрей, Вы говорили, что у вашей компании есть план, как их решить…

А.Р.: Мы считаем необходимым инициировать, разработать и принять меры по усилению законодательной и налоговой базы для киноиндустрии. В частности, важно сделать упор на следующих моментах: первое, государство должно субсидировать кинотеатры – выкупать 20 процентов посадочных мест в кинозалах, при прокате казахстанских картин чтобы они доходили до зрителя. Прежде всего это поможем авторским фильмам появиться в широком прокате. Второе. Отменить оплату НДС для кинокомпаний. Третье, необходимо возвращать 10 процентов кинокомпаниям, когда они снимают в своих картинах Казахстан, так как это реклама и продвижение культуры страны. Четвертое. Ввести дополнительные льготы на социальные платежи для иностранных компаний, участвующих в совместных проектах с казахстанскими.Такое сотрудничество будет выгодно иностранным кинокомпаниям и поможет развить нашу киноиндустрию, путем совместной работы казахстанских специалистов с иностранными над крупномасштабными проектами. И пятое, считаем, что инвестиции компаний и частных инвесторов в кино не должны облагаться налогами, так как компании вкладывают деньги в развитие культуры страны. Но вложения не должны превышать 20 процентов от общей годовой прибыли инвестора.

- Вы говорили о том, что не хватает технических специалистов в кино, но такая же ситуация наблюдается и с актерами.

А.Р.: Кастинг - это отдельная индустрия, которая в Казахстане недостаточно развита. Успешный кастинг это задача каждого фильма, и требования такие же как к

режиссеру и оператору, которые должны выполнить свою работу наилучшим образом. У нас есть отличные актеры, но мы не инвестируем деньги в их поиск. Хотя это очень важная часть работы над любым фильмом. Наша кастинг команда для фильма “Ограбление по-казахски” объездила 15 городов, чтобы найти новые лица. И для каждого следующего проекта мы будем искать новые лица.

- Есть ли у казахстанского зрителя свои предпочтения?

А.У.:  Особых предпочтений нет, но сейчас наблюдается большой кредит доверия зрителей к отечественным фильмам. Кинокомпаниям важно не потерять этот кредит доверия и выпускать качественные фильмы. Прежде всего это касается “Казахфильма”, который получает от государства дотации на съемку фильмов.

- Какое кино в Казахстане наиболее востребовано?

А.У.: Тенденции нашего рынка очень схожи с другими регионами – общество хорошо воспринимает качественные картины, в основном развлекательных жанров – комедии и кино-аттракционы (“Мстители”, “Стражи Галактики”, “Пираты Карибского моря”), не любит вульгарное кино. И у нас очень мало ценителей авторских картин.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее