Поменять подход

Как сделать казахстанское кино прибыльным

Поменять подход

За последний месяц сразу несколько кинокартин отечественного производства бьют рекорды кассовых сборов. Комедия “Келинка Сабина” Нуртаса Адамбаева (режиссера, продюсера, сценариста и исполнителя главной роли в одном лице), например, лишь за первые пять дней проката собрала 112 млн тенге. А  картина “Ограбление по-казахски”, по утверждениям ее продюсеров, собрала около 3 млн долларов (правда, кинокритики в такую цифру не верят). Примечательно, что обе картины выпущены независимыми продюсерами, а не государственной киностудией “Казахфильм”. Хотя, возможно, именно в этом и кроется секрет коммерческого успеха вышеназванных картин.

В Казахстане можно создавать коммерческое кино, но для этого нужен системный подход. О том, с какими проблемами сталкиваются представители отечественной киноиндустрии и что необходимо менять Expertonline.kz рассказали основатели компании Moviq Алидар Утемуратов и Андрей Распутин:

- Казахстан – маленький рынок и насколько здесь вообще возможно создавать коммерчески успешные проекты?


Андрей Распутин:  У нас огромный потенциал, который мы не используем. Но для создания коммерческих успехов, нам необходимо сначала запустить законы и открыть много новых кинозалов. В той же России сейчас все не идеально – в советское время было более 30 тысяч залов и кино зарабатывало огромные деньги. Сейчас всего 3,5 тысяч залов и очень мало авторов, картины которых собственный зритель будет ждать и смотреть по несколько раз при выпуске таких проектов. Нам необходимо взращивать собственных авторов и расширять рынок минимум до 600 кинозалов и в этом случае проекты будут иметь коммерческий успех.

Алидар Утемуратов:  - Инвестиции становятся рентабельными, когда есть законодательная база и большое количество кинозалов, которые позволяют окупить вложения. Киноиндустрия существует успешно в тех странах, где лучшие условия для реализации проектов – налоговые льготы, поддержка государства и прочее.

- Какие существуют барьеры для развития киноиндустрии в Казахстане?

А.У.: Казахстанский кинематограф довольно молод, нет системы эффективно работающих механизмов развития и поддержки индустрии. До сих пор не принят закон о кино. Поправки, внесенные в закон “О культуре” несколько лет назад заложили определенную основу для формирования законодательного фундамента индустрии, но этого не достаточно. Продвижение законов, которые создадут серьезную базу для сильной и конкурентоспособной киноиндустрии – это наша первостепенная цель.

А. Р.: Сейчас у нас наблюдается недостаток кинозалов. К примеру, в Голландии, где численность населения примерно такая же, как у нас, залов около 850. В год там продается около 30 миллионов билетов, а доля национального кино достигает 15 процентов. Для сравнения: в Казахстане экранов около 250 и 10 миллионов проданных билетов в год. Доля национального кино - 6,4 процента.

У нас объем рынка настолько мал, что у специалистов нет постоянной занятости. Поэтому из-за нестабильности многие специалисты часто уходят в другие профессии. В Казахстане кино – это сезонное явление: летом происходит много съемок и вся индустрия живет, а зимой практически ничего не снимается. Многие специалисты (операторы, осветители и другие), не работают, а значит не получают опыт и не нарабатывают профессиональные навыки, повышая квалификацию.

Кроме того, в Казахстане нет учебных заведений, которые бы обучали техническим кинопрофессиям. В советское время в СССР было два основных вуза – это ВГИК и ЛИКИ (Ленинградский Институт Киноинженеров), где обучались именно инженерным профессиям в кино.

Еще одна проблема - это отсутствие технической базы: павильонов, звуковых студий сведения и другие важнейших для кинопроизводства компонентов. У нас отлично оснащена киностудия “Казахфильм”, но это единственное подобное место, альтернативы нет. Более того, студия выполняет внутренние задачи, и ее мощностей не хватает на весь объем рынка.

- Проблем много, но в одном из интервью, Андрей, Вы говорили, что у вашей компании есть план, как их решить…

А.Р.: Мы считаем необходимым инициировать, разработать и принять меры по усилению законодательной и налоговой базы для киноиндустрии. В частности, важно сделать упор на следующих моментах: первое, государство должно субсидировать кинотеатры – выкупать 20 процентов посадочных мест в кинозалах, при прокате казахстанских картин чтобы они доходили до зрителя. Прежде всего это поможем авторским фильмам появиться в широком прокате. Второе. Отменить оплату НДС для кинокомпаний. Третье, необходимо возвращать 10 процентов кинокомпаниям, когда они снимают в своих картинах Казахстан, так как это реклама и продвижение культуры страны. Четвертое. Ввести дополнительные льготы на социальные платежи для иностранных компаний, участвующих в совместных проектах с казахстанскими.Такое сотрудничество будет выгодно иностранным кинокомпаниям и поможет развить нашу киноиндустрию, путем совместной работы казахстанских специалистов с иностранными над крупномасштабными проектами. И пятое, считаем, что инвестиции компаний и частных инвесторов в кино не должны облагаться налогами, так как компании вкладывают деньги в развитие культуры страны. Но вложения не должны превышать 20 процентов от общей годовой прибыли инвестора.

- Вы говорили о том, что не хватает технических специалистов в кино, но такая же ситуация наблюдается и с актерами.

А.Р.: Кастинг - это отдельная индустрия, которая в Казахстане недостаточно развита. Успешный кастинг это задача каждого фильма, и требования такие же как к

режиссеру и оператору, которые должны выполнить свою работу наилучшим образом. У нас есть отличные актеры, но мы не инвестируем деньги в их поиск. Хотя это очень важная часть работы над любым фильмом. Наша кастинг команда для фильма “Ограбление по-казахски” объездила 15 городов, чтобы найти новые лица. И для каждого следующего проекта мы будем искать новые лица.

- Есть ли у казахстанского зрителя свои предпочтения?

А.У.:  Особых предпочтений нет, но сейчас наблюдается большой кредит доверия зрителей к отечественным фильмам. Кинокомпаниям важно не потерять этот кредит доверия и выпускать качественные фильмы. Прежде всего это касается “Казахфильма”, который получает от государства дотации на съемку фильмов.

- Какое кино в Казахстане наиболее востребовано?

А.У.: Тенденции нашего рынка очень схожи с другими регионами – общество хорошо воспринимает качественные картины, в основном развлекательных жанров – комедии и кино-аттракционы (“Мстители”, “Стражи Галактики”, “Пираты Карибского моря”), не любит вульгарное кино. И у нас очень мало ценителей авторских картин.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности