Не стреляйте в зрителя — смотрит как может

В Алматы завершился второй молодежный театральный фестиваль «Откровение»

Не стреляйте в зрителя — смотрит как может

В фестивале приняли участие шесть казахстанских коллективов — пять из Алматы и один из Павлодара. Участие всего одной молодежной труппы из региона говорит о том, что театральной жизнью провинция не блещет. Шесть молодежных коллективов культурной столицы — цифра, также не свидетельствующая в пользу процветания театрального искусства в нашей республике. В крупных городах, таких, как Лондон, Москва, Нью-Йорк, насчитывается до двух сотен театральных объединений. Но проблема вовсе не в количестве, а, как говорится, в качестве (хотя, как гласит закон диалектики, между ними существует взаимосвязь). Тут ситуация по-прежнему оставляет желать лучшего. С прошлого года, когда состоялся первый фестиваль, она принципиально не поменялась. Остается констатировать, молодежные театры Алматы представляют собой не профессиональные, а самодеятельные коллективы, об уровне игры которых лучше судить знакомым и родственникам. Хотя в этом году в жюри пригласили профессионалов и не только отечественных, но и соседних стран: президента Международного фестиваля исполнительских искусств HIGH FEST Артура Гукасяна из Еревана, художественного руководителя театра «Ильхом» Бориса Гафурова из Ташкента, театрального критика, эксперта российской «Золотой маски» Владимира Спешкова — акцент все равно пришлось сделать на обучающую сторону, мастер-классы. И это правильно, поскольку увиденное на сцене не могло не поставить профессиональных судей в тупик: пальму первенства явно присуждать преждевременно, разве только «Золотую малину».

Например, «Свой театр» из Алматы представил постановку по рассказам Ивана Бунина «Вещь женского рода», сделанную по-любительски прямолинейно. Это цепь любовных историй о нелегкой женской доле, со стрельбой из пистолета и побиванием великого русского писателя кулаками. Но, как оказалось, это отнюдь не худший вариант. Ребята хотя бы знакомы с проблематикой русской классики не понаслышке и ставят перед собой творческие задачи. Нельзя сказать, что запал вдохновения чужд молодежному коллективу diWel, но он направлен в какое-то бесперспективно разрушительное русло. На этот раз театралы-любители поставили пьесу по рассказу своего художественного руководителя казахстанца Антона Дукравца. Хотя действие пьесы происходит отнюдь не в родном отечестве, а в далекой диктаторской Франции. Icitizen — фантастическая антиутопия о борьбе за право стареть и умереть в собственном теле. Здесь уже не просто стреляли и колотили, но и жестоко пытали молотком и другим подручным инструментарием. Спектакль стал пыткой не только в переносном, но и в буквальном смысле. Замученный молодой человек с синяками на лице вызывал ассоциации с кино про «Молодую гвардию». В конце героическая молодежь в кранных галстуках спела «Марсельезу». Спектакль поразил обилием задействованной массовки, в том числе в этом качестве выступила и сама публика. В самом деле, благодарным зрителем такого действа может стать только сообщник, такой же любитель-театрал, желательно, чтобы это был знакомый или родственник — по принципу «надо задействовать всех, тогда все становятся заодно». Молодые люди на редких задних рядах бурно аплодировали.

На спектакле с длинным концептуальным названием «Рэнт: возрождение панк-мессии» от «Кофейни № 6» было жалко уже не только судей, но и публику. Кажется, те же люди в прошлом году пытались шокировать остромодной постановкой по Пелевину со снятием штанов, но тогда они скрывались под вывеской театр-студия diWel, в режиссерах которой числился Сергей Тейфель. Может, руководитель и название театра поменялись, но принципы остались прежними. Можно с прискорбием констатировать, в Алматы сложилась своя театральная школа, поскольку сие явление приобретает навязчивую закономерность. Миф о модном европейском театре, витающий в головах молодых театралов, можно выразить так: сцена — продолжение нашего быта, и если быт не отличается культурой речи, ею не должен отличаться и театр. Раздражение у «экспериментаторов в вечном поиске» вызвало классическое требование обучиться четкой дикции и навыкам декламации. Для чего в дидактических целях был привлечен эпизод из записей выступления Андрея Сахарова на заседаниях перестроечного пленума КПСС. Неуместное сравнение со знаменитым ученым и депутатом с дефектом речи, который не был актером и на сцене никогда не выступал, похоже, авторам спектакля показалось верхом остроумия. На деле же, как и многое другое в постановке, эта сцена стала продуктом клипового мышления, демонстрирующего мешанину в голове ее создателей. Здесь уже не важны ни логические связи, ни художественный язык, ни связь с традицией. Возможно, в «Кофейне № 6» и правы — учиться незачем. Зачем нужны четкая дикция, умение играть, красивый язык и прочие средства — когда выразить с их помощью нечего? И одними мастер-классами дела уже не поправить. Остается пожалеть всех, и зрителей, и театры, и просто не ходить на подобные мероприятия. Кстати, на Международном театральном фестивале, проходившем в Алматы параллельно с «Откровением», выступил театр из Киева, который не просто обошелся без декламации и речей, но и свел издаваемые звуки к минимуму. Зато продемонстрировал другие средства выражения: пластику, мимику, грамотную работу со светом и тенями в комбинации с музыкой и звуками. Не хватая звезд с неба, ребята из Paperwall Theater простым профессионализмом показали — каким может и должен быть современный театр. В рамках того же международного фестиваля выступили театр «Ильхом» из Ташкента и отечественный «Артишок» с внятными спектаклями и хорошей актерской игрой. Новосибирский театр «Старый Дом» с затянувшимся и потерявшим точку сборки спектаклем «Пер Гюнт» не особенно порадовал. При этом опыт итальянских специалистов, приглашенных для работы над постановкой, явно отразился на костюмах, декорациях, пластике, работе с музыкой и светом. Если же говорить об актерской игре, то она отличалась чрезмерной экспрессией, надрывом и криком, что крайне затрудняло понимание сюжета и смыслов.

Хотя в перечисленных театрах работают молодые люди, они почему-то в соревновании за денежный приз «Откровения» не участвовали. Видимо, было принято решение оставить деньги в Казахстане и отдать их местным самодеятельным театрам. Для этого и учредили Международный театральный фестиваль. А чтобы в этот раз опять не пришлось присуждать приз, как и в прошлом году, театру «Артишок» — его как профессиональный театр присовокупили к Международному фестивалю. В итоге решением жюри номинацию Yмiт разделили между культурным пространством Datheatre из Алматы с постановкой «Сцены из Фауста» — за оригинальность режиссерского прочтения классики, и народным молодежным театром «Промень» из Павлодара с постановкой «Я есть тварь?» — за верность своему призванию. Коллективы получили денежный приз в размере 500 тысяч и 300 тысяч тенге соответственно. Надо заметить, что эксперимент с трагедией у Datheatre не получился. Комически-абсурдистский материал коллективу дается лучше.

Специальным призом от организаторов, творческой командировкой, наградили Илью Бобкова, режиссера арт-группы Feel.In, которая представила на фестивале постановку «Моцарт». Благодарность за участие в фестивале, дипломы и подарки получили Театр diWel и «Свой театр». Главную же номинацию за лучший спектакль в размере миллиона тенге отдали проекту «Кофейня № 6». Что заставило еще раз убедиться, что наглость — второе счастье. По крайней мере, с артистами, взявшими в руки пусть и символическое, но оружие, не соскучишься. Только вот что ребята будут делать в следующий раз? Как быть, если ничем другим удивить не можешь: ни петь, ни танцевать, а главное — играть не умеешь? Видимо, придется использовать настоящие «калаши» — игрушечные уже не пройдут.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее