Цифровые банки

Высокотехнологичные компании осваиваются на рынке платежей, тесня традиционные финансовые институты. Казахстан пока остается в стороне от мировых баталий

Цифровые банки

В нашей стране, как и во всем мире, первыми электронные платежи предложили банки. Еще в досмартфоновскую эпоху (если брать за точку отсчета презентацию первого iPhone в январе 2007‑го) почти вся редакция «Эксперт Казахстан» оплачивала коммунальные платежи, а также услуги мобильной связи через интернет-ресурс банка, обслуживающего платежные карты. В то время возможность оплаты без стояния в очередях буквально несколькими кликами «мышки» воспринималась как нечто фантастическое. Позже перечень услуг расширился, прибавились и мобильные сервисы. Потом часть рынка платежей у банков оттянули платежные терминалы, имеющие ряд преимуществ перед банковскими сервисами, в частности доступность: платеж можно произвести наличными, то есть необязательно иметь банковскую карту и быть клиентом банка; не нужно какое-либо устройство — от компьютера до смартфона; терминалы установлены повсеместно. Все это в общей сложности расширяет круг пользователей платежных терминалов.

Но возможности дистанционного банковского обслуживания все же шире: не выходя из дома можно оплатить услуги, пополнить счета, погасить кредиты, перевести деньги с карты на карту, выкупить билет по брони, забронировать и оплатить гостиницу в любой стране, а главное, проконтролировать движение денег на картах. А вот покупка и проведение платежей за товары через интернет в Казахстане отстает — пока это «зеленое поле», да и в целом, несмотря на широкие возможности, нельзя сказать, что в Казахстане наблюдается высокое проникновение электронных платежных систем (ЭПС). По словам директора QIWI в Казахстане Владимира Кима, республика в этом направлении уступает России, тем более  развитым странам мира.

«Не все банки второго уровня предлагают своим клиентам интернет-банкинг и дистанционное обслуживание. Это связано с техническими и инфраструктурными сложностями. При этом есть в нашей стране успешные проекты, которые пользуются заслуженной популярностью среди пользователей. И количество таких проектов растет с каждым годом. Если в 2007 году интернет-банкинг предлагали только 8 банков, то в 2014 году число банков, имеющих данное приложение, достигло двух десятков. То есть мы наблюдаем стабильный рост. И это неудивительно. Проникновение интернета уже очень высоко, и с каждым днем люди все больше к нему привыкают. Поэтому расширяется и список банковских услуг, доступных через интернет. Соответственно растет и количество пользователей. На мой взгляд, динамика в этой отрасли очень хорошая»,— считает г-н Ким.

В мире тема конкуренции IТ-компаний и банков в считавшейся традиционной для последних сфере финансовых услуг стоит достаточно остро. Казахстан ее только «пробует на зуб», но вполне возможно, что в ближайшее время других игроков, кроме банков, на этом рынке не будет: законодательство республики пока обеспечивает преимущество традиционным фининститутам в сфере платежей, в частности в РК правом эмитировать электронные деньги наделены исключительно банки второго уровня. В России, кроме банков, электронные деньги могут выпускать небанковские кредитные организации (НКО), имеющие лицензии на осуществление деятельности в качестве оператора электронных денег и денежных переводов без открытия банковского счета (пример — НКО «Яндекс. Деньги»).

Конкуренты не спят

Мировые IТ-компании в поисках дополнительного источника доходов обратили внимание на рынок платежей. В 2011 году был запущен сервис Google Wallet, Apple представила Apple Pay, eBay запустила купленную еще в 2002 году платформу электронных платежей PayPal.

Понятна обеспокоенность традиционных банков, которым предстоит конкурировать не с финансовыми институтами, априори консервативными организациями, а с высокотехнологичными компаниями — динамичными и дерзкими. Глава российского Сбербанка Герман Греф, выступая на ежегодном собрании акционеров, в качестве главных конкурентов назвал не другие банковские структуры, а интернет-ресурсы. «Это ключевая угроза для нас. Мы будем конкурировать с Google, Amazon, Alibaba, с “Яндексом” и со всеми IT-платформами»,— заявил он летом 2014 года.

Его поддерживают коллеги из других стран. Как показал опрос банкиров, проведенный поставщиком банковского программного обеспечения компанией Temenos, 23% респондентов наблюдают резкое усиление конкуренции со стороны игроков, не имеющих отношения к традиционному финансовому сектору. В 2013 году доля тех, кто придерживался такого мнения, составляла 18%, а еще годом ранее — 11%.

«Не успеем мы оглянуться, как передовые интернет-компании — Facebook, Google, Apple, использующие IT-решения, выйдут на рынок финансовых услуг, точнее, дойдут до Казахстана, выйдя за рамки США и Европы. В этом случае банкам будет уже не до конкуренции с банками, у них будут более мощные и непоколебимые конкуренты, которых предпочтет целевая аудитория данных интернет-платформ. Выход — в усиленном развитии банков, как с инновационной точки зрения, так и в работе над увеличением лояльности клиентов»,— полагает начальник управления продвижения услуг департамента Homebank Казкоммерцбанка Шокан Дусипов.

На конференции Financing Growth in Kazakhstan, которая прошла в Алматы в начале ноября, управляющий директор McKinsey&Company Миклош Дитц предсказал технологическую революцию в банковской системе в ближайшее десятилетие, он считает, что «за десять лет произойдет больше изменений, чем за 300 лет до развития цифровых технологий». На банковский рынок придут ИТ-игроки. Apple, Google, Amazon, Alibaba уже сегодня предлагают финансовые сервисы. Критикуя Казахстан за «догоняющее развитие» и отставание в проникновении и глубине финансовых услуг, эксперт выразил мнение, что новые технологии дадут республике возможность «перепрыгнуть на новый уровень развития». «Каждая казахстанская семья должна иметь очень простой доступ к своим счетам, одним нажатием кнопки оплачивать все, через телефон получать кредиты, скидки. Это обеспечит контроль сбережений, контроль финансов для каждой казахстанской семьи»,— сказал он.

Но пока, к сожалению, не каждое домохозяйство в Казахстане готово пользоваться даже онлайн-банком. Оценивая глубину проникновения услуг интернет-платежей, не стоит сбрасывать со счетов уровень не только финансовой, но и компьютерной грамотности населения, а также степень доверия (или недоверия) к любым виртуальным платежам: даже в столицах многие люди, особенно пожилого возраста, не признают иных платежей, кроме как через окошко кассы. И все же число клиентов системы электронных платежей в Казахстане растет с развитием интернета, а судя по статистике, число казахстанцев, вообще не имеющих представления о всемирной сети, сокращается.

Что еще тормозит развитие ЭПС в Казахстане, помимо менталитета? Небольшие сбережения, низкая платежеспособность населения, в целом узкий рынок платежей, это мнение нескольких опрощенных нами специалистов IT-департаментов банков. Российский рынок, по крайней мере, в десять раз больше, что положительно сказывается на объеме интернет-платежей. По данным открытых источников, интернет-банкингом в 2013 году пользовались 13,1 млн россиян. По прогнозам, в 2018‑м их будет 29,5 млн. Число пользователей SMS-банкинга увеличится за шесть лет — с 2013 года по 2018‑й — с 3,5 млн до 9 млн, мобильного банкинга — с 900 тыс. до 2,4 млн. К сожалению, по Казахстану аналогичной статистика нет.

Основным инструментом вовлечения населения в рынок ЭПС, считают специалисты, может стать просвещение и пропаганда преимуществ электронных платежей и в целом интернет-услуг.

«Прежде всего, должен быть сделан упор на повышение финансовой и компьютерной грамотности. Люди, проживающие в регионах, часто опасаются пользоваться дистанционными услугами. Скорее всего, это происходит из-за незнания платежных сервисов и отсутствия опыта по обращению с ними. Поэтому важно просвещать клиентов. Конечно, не последнюю роль в этом процессе играют уровень жизни и проникновение интернета»,— уверен г-н Ким.

Дистанционное банковское обслуживание особенно удобно для населения регионов, но как раз в глубинке ДБО наименее развито. По мнению Шокана Дусипова, первым шагом в вовлечении сельских жителей в интернет-услуги должно стать развитие карточных проектов. «Нужны презентации для сотрудников зарплатных проектов о возможностях интернет-банкинга, проведение различных акций среди пользователей. Необходимо их поощрять, сделать так, чтобы клиенты знали о том, что эти услуги есть, нужно развеять все мифы об интернет-банкинге. Дистанционное обслуживание для сельского населения в первую очередь должно быть доступным, простым и понятным в использовании, все остальное сделает сарафанное радио»,— добавляет г-н Дусипов.

А пока реальность такова, что отстает не только население в освоении новых способов управления своими платежами, но и сами IT-технологии находятся в состоянии «догоняющего развития».

Пока партнеры

«По уровню технического оснащения наши банки отстают от банков развитых стран. Но это касается всех сфер жизни и рынка в целом. IT-технологиям в Казахстане определенно есть куда расти»,— считает Владимир Ким.

«Связано это с нехваткой профессиональных IT-специалистов, законодательством, а также уровнем конкуренции, которая пока еще позволяла находиться в этом состоянии. Но рынок не стоит на месте, с каждым годом развивается, потребители становятся все более продвинутыми, избалованными. Не каждый банк может поспевать за этим ростом, не уделяя должного внимания техническому оснащению и возможностям»,— так объясняет Шокан Дусипов отставание отечественных БВУ от мировых трендов.

Еще одно интересное мнение высказал глава kaspi bank Михаил Ломтадзе на конференции Financing Growth in Kazakhstan: инновации в банковском секторе ограничивает регулирование. «Не то чтобы банкиры не умели внедрять инновации, просто у них много времени уходит на комплаенс с нормами регулирования. Когда мы думаем о технологиях и инновациях, важно учитывать регулирование»,— сказал он*.

В Казахстане IT-компании и БВУ пока, по словам г-на Дусипова, «вышли на стадию взаимовыгодного существования, IT-компании разрабатывают решения для банков, которые успешно внедряются».

Пока казахстанцы больше пользуются банковскими интернет-ресурсами. По словам г-на Кима, если брать традиционные банковские услуги, то ценовая конкуренция в пользу банков. «У населения еще не сформирована привычка оплачивать банковские продукты и услуги через другие, более удобные, доступные и высокоскоростные каналы. Но это только вопрос времени»,— считает директор QIWI в Казахстане.

IT-компании уже предлагают традиционные банковские продукты. QIWI в Казахстане уже внедрены сервисы по погашению банковских кредитов, пополнению депозитов, банковских счетов и платежных карточек. Эти услуги доступны как в «QIWI Кошельке», так и в «QIWI Терминалах». Для того чтобы ими воспользоваться, нужно ввести только ИИН и IBAN-счет клиента. Компания планирует развивать и дополнять эти сервисы, внедрять новые банковские продукты. Так что конкуренция на рынке электронных платежей будет только расти. «Сегодня IT-компании — наши “друзья”, завтра их продукты смогут стать “проблемой”. В любом случае выход международных интернет-компаний со своими платежными системами на рынок финансовых услуг повлечет за собой глобальные изменения в банковском секторе и будет дополнительным инструментом конкуренции в консервативной банковской системе»,— подтверждает Шокан Дусипов. Впрочем, прогресс может затормозить традиционно сильное в Казахстане банковское лобби, которое просто не даст шагнуть в будущее — такой сценарий также не исключен.

Усиление конкуренции пойдет на пользу потребителям: они смогут получить более дешевые и качественные финансовые услуги как банков, так и IT-компаний. Эксперты предполагают, что с дальнейшим развитием технологий банки станут лишь одним из инструментов финансовых услуг. С содержанием будет меняться и форма: вполне возможно, через пять-десять лет вместо привычных помпезных зданий банки будут занимать небольшое помещение с одним менеджером-консультантом, который в онлайн-режиме поддерживает связь с клиентами.

*Перевод с английского

Товары — почтой

У нас пока интернет-магазины предлагают доставку товаров наложенным платежом, но некоторые наиболее продвинутые граждане уже оплачивают свои покупки и услуги картами даже через мобильные телефоны. Заместитель директора департамента розничных продуктов и агентских услуг Народного банка Казахстана Вадим Мун рассказал об особенностях интернет-торговли в Казахстане.

На текущий момент благодаря проникновению интернета жители Казахстана имеют доступ к таким всемирно известным торговым интернет-площадкам, как eBay, Amazon, Alibaba, где оплата покупок осуществляется с банковских карточек, нередко оплата происходит с задействованием промежуточных сервисов, например, PayPal что в целом не меняет суть, поскольку источником средств все равно является банковская карточка. При покупке товаров на этих площадках действует ограничение на их (товаров) ввоз в Республику Казахстан, если я не ошибаюсь, стоимость беспошлинного ввоза сейчас составляет не более 1 000 евро в месяц на одного человека.

Что касается интернет-магазинов, являющихся, так сказать, резидентами Казахстана, то согласно требованиям международных платежных систем эквайер (организация, осуществляющая процессинг карточных транзакций) должен быть также резидентом Казахстана, в текущих условиях получение соответствующей лицензии от МПС небанковской организацией вряд ли целесообразно, поскольку сопряжено с серьезными затратами.

Еще одним популярным способом оплаты в интернете являются электронные деньги (Qiwi, Yandex, WebMoney и прочие). Согласно действующему законодательству, регулирующему взаимоотношения в области электронных денег, осуществление эмиссии электронных денег разрешено только банкам второго уровня, поскольку необходимо, в частности, защитить пользователей от мошеннических схем, а также обеспечить соблюдение процедур AML.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?