Цифровые банки

Высокотехнологичные компании осваиваются на рынке платежей, тесня традиционные финансовые институты. Казахстан пока остается в стороне от мировых баталий

Цифровые банки

В нашей стране, как и во всем мире, первыми электронные платежи предложили банки. Еще в досмартфоновскую эпоху (если брать за точку отсчета презентацию первого iPhone в январе 2007‑го) почти вся редакция «Эксперт Казахстан» оплачивала коммунальные платежи, а также услуги мобильной связи через интернет-ресурс банка, обслуживающего платежные карты. В то время возможность оплаты без стояния в очередях буквально несколькими кликами «мышки» воспринималась как нечто фантастическое. Позже перечень услуг расширился, прибавились и мобильные сервисы. Потом часть рынка платежей у банков оттянули платежные терминалы, имеющие ряд преимуществ перед банковскими сервисами, в частности доступность: платеж можно произвести наличными, то есть необязательно иметь банковскую карту и быть клиентом банка; не нужно какое-либо устройство — от компьютера до смартфона; терминалы установлены повсеместно. Все это в общей сложности расширяет круг пользователей платежных терминалов.

Но возможности дистанционного банковского обслуживания все же шире: не выходя из дома можно оплатить услуги, пополнить счета, погасить кредиты, перевести деньги с карты на карту, выкупить билет по брони, забронировать и оплатить гостиницу в любой стране, а главное, проконтролировать движение денег на картах. А вот покупка и проведение платежей за товары через интернет в Казахстане отстает — пока это «зеленое поле», да и в целом, несмотря на широкие возможности, нельзя сказать, что в Казахстане наблюдается высокое проникновение электронных платежных систем (ЭПС). По словам директора QIWI в Казахстане Владимира Кима, республика в этом направлении уступает России, тем более  развитым странам мира.

«Не все банки второго уровня предлагают своим клиентам интернет-банкинг и дистанционное обслуживание. Это связано с техническими и инфраструктурными сложностями. При этом есть в нашей стране успешные проекты, которые пользуются заслуженной популярностью среди пользователей. И количество таких проектов растет с каждым годом. Если в 2007 году интернет-банкинг предлагали только 8 банков, то в 2014 году число банков, имеющих данное приложение, достигло двух десятков. То есть мы наблюдаем стабильный рост. И это неудивительно. Проникновение интернета уже очень высоко, и с каждым днем люди все больше к нему привыкают. Поэтому расширяется и список банковских услуг, доступных через интернет. Соответственно растет и количество пользователей. На мой взгляд, динамика в этой отрасли очень хорошая»,— считает г-н Ким.

В мире тема конкуренции IТ-компаний и банков в считавшейся традиционной для последних сфере финансовых услуг стоит достаточно остро. Казахстан ее только «пробует на зуб», но вполне возможно, что в ближайшее время других игроков, кроме банков, на этом рынке не будет: законодательство республики пока обеспечивает преимущество традиционным фининститутам в сфере платежей, в частности в РК правом эмитировать электронные деньги наделены исключительно банки второго уровня. В России, кроме банков, электронные деньги могут выпускать небанковские кредитные организации (НКО), имеющие лицензии на осуществление деятельности в качестве оператора электронных денег и денежных переводов без открытия банковского счета (пример — НКО «Яндекс. Деньги»).

Конкуренты не спят

Мировые IТ-компании в поисках дополнительного источника доходов обратили внимание на рынок платежей. В 2011 году был запущен сервис Google Wallet, Apple представила Apple Pay, eBay запустила купленную еще в 2002 году платформу электронных платежей PayPal.

Понятна обеспокоенность традиционных банков, которым предстоит конкурировать не с финансовыми институтами, априори консервативными организациями, а с высокотехнологичными компаниями — динамичными и дерзкими. Глава российского Сбербанка Герман Греф, выступая на ежегодном собрании акционеров, в качестве главных конкурентов назвал не другие банковские структуры, а интернет-ресурсы. «Это ключевая угроза для нас. Мы будем конкурировать с Google, Amazon, Alibaba, с “Яндексом” и со всеми IT-платформами»,— заявил он летом 2014 года.

Его поддерживают коллеги из других стран. Как показал опрос банкиров, проведенный поставщиком банковского программного обеспечения компанией Temenos, 23% респондентов наблюдают резкое усиление конкуренции со стороны игроков, не имеющих отношения к традиционному финансовому сектору. В 2013 году доля тех, кто придерживался такого мнения, составляла 18%, а еще годом ранее — 11%.

«Не успеем мы оглянуться, как передовые интернет-компании — Facebook, Google, Apple, использующие IT-решения, выйдут на рынок финансовых услуг, точнее, дойдут до Казахстана, выйдя за рамки США и Европы. В этом случае банкам будет уже не до конкуренции с банками, у них будут более мощные и непоколебимые конкуренты, которых предпочтет целевая аудитория данных интернет-платформ. Выход — в усиленном развитии банков, как с инновационной точки зрения, так и в работе над увеличением лояльности клиентов»,— полагает начальник управления продвижения услуг департамента Homebank Казкоммерцбанка Шокан Дусипов.

На конференции Financing Growth in Kazakhstan, которая прошла в Алматы в начале ноября, управляющий директор McKinsey&Company Миклош Дитц предсказал технологическую революцию в банковской системе в ближайшее десятилетие, он считает, что «за десять лет произойдет больше изменений, чем за 300 лет до развития цифровых технологий». На банковский рынок придут ИТ-игроки. Apple, Google, Amazon, Alibaba уже сегодня предлагают финансовые сервисы. Критикуя Казахстан за «догоняющее развитие» и отставание в проникновении и глубине финансовых услуг, эксперт выразил мнение, что новые технологии дадут республике возможность «перепрыгнуть на новый уровень развития». «Каждая казахстанская семья должна иметь очень простой доступ к своим счетам, одним нажатием кнопки оплачивать все, через телефон получать кредиты, скидки. Это обеспечит контроль сбережений, контроль финансов для каждой казахстанской семьи»,— сказал он.

Но пока, к сожалению, не каждое домохозяйство в Казахстане готово пользоваться даже онлайн-банком. Оценивая глубину проникновения услуг интернет-платежей, не стоит сбрасывать со счетов уровень не только финансовой, но и компьютерной грамотности населения, а также степень доверия (или недоверия) к любым виртуальным платежам: даже в столицах многие люди, особенно пожилого возраста, не признают иных платежей, кроме как через окошко кассы. И все же число клиентов системы электронных платежей в Казахстане растет с развитием интернета, а судя по статистике, число казахстанцев, вообще не имеющих представления о всемирной сети, сокращается.

Что еще тормозит развитие ЭПС в Казахстане, помимо менталитета? Небольшие сбережения, низкая платежеспособность населения, в целом узкий рынок платежей, это мнение нескольких опрощенных нами специалистов IT-департаментов банков. Российский рынок, по крайней мере, в десять раз больше, что положительно сказывается на объеме интернет-платежей. По данным открытых источников, интернет-банкингом в 2013 году пользовались 13,1 млн россиян. По прогнозам, в 2018‑м их будет 29,5 млн. Число пользователей SMS-банкинга увеличится за шесть лет — с 2013 года по 2018‑й — с 3,5 млн до 9 млн, мобильного банкинга — с 900 тыс. до 2,4 млн. К сожалению, по Казахстану аналогичной статистика нет.

Основным инструментом вовлечения населения в рынок ЭПС, считают специалисты, может стать просвещение и пропаганда преимуществ электронных платежей и в целом интернет-услуг.

«Прежде всего, должен быть сделан упор на повышение финансовой и компьютерной грамотности. Люди, проживающие в регионах, часто опасаются пользоваться дистанционными услугами. Скорее всего, это происходит из-за незнания платежных сервисов и отсутствия опыта по обращению с ними. Поэтому важно просвещать клиентов. Конечно, не последнюю роль в этом процессе играют уровень жизни и проникновение интернета»,— уверен г-н Ким.

Дистанционное банковское обслуживание особенно удобно для населения регионов, но как раз в глубинке ДБО наименее развито. По мнению Шокана Дусипова, первым шагом в вовлечении сельских жителей в интернет-услуги должно стать развитие карточных проектов. «Нужны презентации для сотрудников зарплатных проектов о возможностях интернет-банкинга, проведение различных акций среди пользователей. Необходимо их поощрять, сделать так, чтобы клиенты знали о том, что эти услуги есть, нужно развеять все мифы об интернет-банкинге. Дистанционное обслуживание для сельского населения в первую очередь должно быть доступным, простым и понятным в использовании, все остальное сделает сарафанное радио»,— добавляет г-н Дусипов.

А пока реальность такова, что отстает не только население в освоении новых способов управления своими платежами, но и сами IT-технологии находятся в состоянии «догоняющего развития».

Пока партнеры

«По уровню технического оснащения наши банки отстают от банков развитых стран. Но это касается всех сфер жизни и рынка в целом. IT-технологиям в Казахстане определенно есть куда расти»,— считает Владимир Ким.

«Связано это с нехваткой профессиональных IT-специалистов, законодательством, а также уровнем конкуренции, которая пока еще позволяла находиться в этом состоянии. Но рынок не стоит на месте, с каждым годом развивается, потребители становятся все более продвинутыми, избалованными. Не каждый банк может поспевать за этим ростом, не уделяя должного внимания техническому оснащению и возможностям»,— так объясняет Шокан Дусипов отставание отечественных БВУ от мировых трендов.

Еще одно интересное мнение высказал глава kaspi bank Михаил Ломтадзе на конференции Financing Growth in Kazakhstan: инновации в банковском секторе ограничивает регулирование. «Не то чтобы банкиры не умели внедрять инновации, просто у них много времени уходит на комплаенс с нормами регулирования. Когда мы думаем о технологиях и инновациях, важно учитывать регулирование»,— сказал он*.

В Казахстане IT-компании и БВУ пока, по словам г-на Дусипова, «вышли на стадию взаимовыгодного существования, IT-компании разрабатывают решения для банков, которые успешно внедряются».

Пока казахстанцы больше пользуются банковскими интернет-ресурсами. По словам г-на Кима, если брать традиционные банковские услуги, то ценовая конкуренция в пользу банков. «У населения еще не сформирована привычка оплачивать банковские продукты и услуги через другие, более удобные, доступные и высокоскоростные каналы. Но это только вопрос времени»,— считает директор QIWI в Казахстане.

IT-компании уже предлагают традиционные банковские продукты. QIWI в Казахстане уже внедрены сервисы по погашению банковских кредитов, пополнению депозитов, банковских счетов и платежных карточек. Эти услуги доступны как в «QIWI Кошельке», так и в «QIWI Терминалах». Для того чтобы ими воспользоваться, нужно ввести только ИИН и IBAN-счет клиента. Компания планирует развивать и дополнять эти сервисы, внедрять новые банковские продукты. Так что конкуренция на рынке электронных платежей будет только расти. «Сегодня IT-компании — наши “друзья”, завтра их продукты смогут стать “проблемой”. В любом случае выход международных интернет-компаний со своими платежными системами на рынок финансовых услуг повлечет за собой глобальные изменения в банковском секторе и будет дополнительным инструментом конкуренции в консервативной банковской системе»,— подтверждает Шокан Дусипов. Впрочем, прогресс может затормозить традиционно сильное в Казахстане банковское лобби, которое просто не даст шагнуть в будущее — такой сценарий также не исключен.

Усиление конкуренции пойдет на пользу потребителям: они смогут получить более дешевые и качественные финансовые услуги как банков, так и IT-компаний. Эксперты предполагают, что с дальнейшим развитием технологий банки станут лишь одним из инструментов финансовых услуг. С содержанием будет меняться и форма: вполне возможно, через пять-десять лет вместо привычных помпезных зданий банки будут занимать небольшое помещение с одним менеджером-консультантом, который в онлайн-режиме поддерживает связь с клиентами.

*Перевод с английского

Товары — почтой

У нас пока интернет-магазины предлагают доставку товаров наложенным платежом, но некоторые наиболее продвинутые граждане уже оплачивают свои покупки и услуги картами даже через мобильные телефоны. Заместитель директора департамента розничных продуктов и агентских услуг Народного банка Казахстана Вадим Мун рассказал об особенностях интернет-торговли в Казахстане.

На текущий момент благодаря проникновению интернета жители Казахстана имеют доступ к таким всемирно известным торговым интернет-площадкам, как eBay, Amazon, Alibaba, где оплата покупок осуществляется с банковских карточек, нередко оплата происходит с задействованием промежуточных сервисов, например, PayPal что в целом не меняет суть, поскольку источником средств все равно является банковская карточка. При покупке товаров на этих площадках действует ограничение на их (товаров) ввоз в Республику Казахстан, если я не ошибаюсь, стоимость беспошлинного ввоза сейчас составляет не более 1 000 евро в месяц на одного человека.

Что касается интернет-магазинов, являющихся, так сказать, резидентами Казахстана, то согласно требованиям международных платежных систем эквайер (организация, осуществляющая процессинг карточных транзакций) должен быть также резидентом Казахстана, в текущих условиях получение соответствующей лицензии от МПС небанковской организацией вряд ли целесообразно, поскольку сопряжено с серьезными затратами.

Еще одним популярным способом оплаты в интернете являются электронные деньги (Qiwi, Yandex, WebMoney и прочие). Согласно действующему законодательству, регулирующему взаимоотношения в области электронных денег, осуществление эмиссии электронных денег разрешено только банкам второго уровня, поскольку необходимо, в частности, защитить пользователей от мошеннических схем, а также обеспечить соблюдение процедур AML.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее