По китайским стопам

Казахстанские власти кардинально меняют политику использования средств Нацфонда

По китайским стопам

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в послании «Нрлы жол — путь в будущее» сообщил, что дополнительно из Нацфонда будет выделяться до трех миллиардов долларов ежегодно на период с 2015 по 2017 год. Объясняется это сложной ситуацией в мировой экономике. 28 ноября 2014 года главой государства Нурсултаном Назарбаевым подписан Закон РК «О гарантированном трансферте из Нацфонда РК на 2015–2017 годы». Отныне правительство будет больше тратить средств Нацфонда: фиксированный размер гарантированного трансферта увеличивается на 15%. Его размер на 2015–2017 годы определен в сумме 1,7 трлн тенге ежегодно. Об этом сообщил министр национальной экономики республики Ерболат Досаев, представляя законопроект на пленарном заседании палаты. При привлечении целевых трансфертов ограничение по неснижаемому остатку средств в Национальном фонде (не ниже 30% от ВВП) не нарушается. Общий объем Нацфонда, по прогнозам министра, вырастет с 97,7 млрд долларов в 2015 году до 115,6 млрд долларов в 2017 году (34,2% к ВВП. — «ЭК»).

До кризиса бюджет был практически независим от Нацфонда. В 2006 году доля трансферта из Нацфонда в доходной части бюджета составляла 5%, в 2007 году — 13%. В кризис государство впервые серьезно растрясла «копилку» ради спасения банков и отдельных отраслей экономики. Доля трансфертов из Нацфонда в доходах бюджета выросла в 2008 году до 32%, в 2009 году — 43%, в 2010 году — 35%.

После прохождения острой фазы кризиса Нацфонд решили сильно не потрошить, хотя гарантированный трансферт и повысился. По данным председателя демократической партии Казахстана «Ак жол» Азата Перуашева, последние три года суммы гарантированного трансферта из Нацфонда достигли максимально предусмотренных размеров, т.е. ежегодно увеличиваются на 15% без каких-либо обоснований дополнительной корректировки. Кроме того, последние три года делаются постоянные дополнительные изъятия из Нацфонда в виде целевых трансфертов, их размеры также существенно возросли. Так, в 2013 году целевой трансферт был равен 26 млрд тенге, в 2014 году — 475 млрд тенге, на 2015 год запланированы 707,5 млрд тенге.

По данным пресс-службы Нацбанка РК, ежегодно из Нацфонда выделяется гарантированный трансферт в размере 8 млрд долларов (+/– 15% в зависимости от экономического роста страны). Для выполнения сберегательной функции Нацфонда устанавливается неснижаемый остаток в размере 30% от прогнозного значения ВВП на конец соответствующего финансового года. При этом Концепцией формирования и использования средств Нацфонда РК не ограничивается максимальный размер фонда.

Дома, школы, дороги

Часть денег из Нацфонда будет потрачена на модернизацию ЖКХ, так, в 2015–2016 годах на это будет выделено 160 млрд тенге. В следующем году на модернизацию коммунальных сетей из Нацфонда будет выделено 60 млрд тенге, а в 2016 году 100 млрд тенге. По словам г-на Досаева, реализация проектов модернизации коммунальных сетей позволит к 2020 году снизить износ сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения с 65 до 53%.

Социального арендного жилья до 2020 года будет построено более 1,4 млн кв. метров. Из них 60% арендного жилья — в агломерациях Астаны, Алматы, Шымкента, Актобе и 40% — в областных центрах, моногородах и сельских населенных пунктах. Всего на строительство арендного жилья до 2020 года за счет всех источников будет направлено 250 млрд тенге. В результате всего по стране будут сданы в эксплуатацию 29 тыс. квартир для обеспечения жильем всех категорий населения.

Одновременно со строительством жилья будет идти развитие социальной инфраструктуры. Так, до 2018 года будут построены 67 школ. На эти цели из Нацфонда в 2015 году пойдет 23,5 млрд тенге, в 2016 году — 23,5 млрд тенге и в 2017 году — 23 млрд тенге. По словам министра, для кардинального сокращения дефицита мест в дошкольных организациях до 2018 года будут построены 36 детских садов. На эти цели из Нацфонда в 2015 году направят 6,5 млрд тенге, в 2016 году — 6,5 млрд тенге и в 2017 году — 7 млрд тенге.

Астана делает ставку на инфраструктуру, разворачивая масштабное строительство и модернизацию ее объектов. Для повышения надежности электроснабжения Восточно-Казахстанского и Алматинского регионов и усиления транзита Север — Юг будет построена еще одна нитка ЛЭП, на этот раз через восток. Линия 500 кВ Север — Восток — Юг будет построена в два этапа: первый — Экибастуз — Семей — Усть-Каменогорск; второй — Семей — Актогай — Талдыкорган — Алматы.

На автодорожные проекты из Нацфонда направят больше 320 млрд тенге. Так, на реализацию автодорожных проектов Центр — Юг, Центр — Восток, Центр — Запад из Нацфонда в 2015 году будет выделено 178 млрд тенге, в 2016 году 143,3 млрд тенге. «Финансирование данных проектов продолжится до 2020 года, при этом объем дополнительного финансирования будет уточняться в ходе реализации проектов»,— сообщил министр национальной экономики.

Реализация проектов по строительству и реконструкции автодорог будет осуществляться совместно с международными финансовыми организациями. «В период реализации проектов до 2020 года объем финансирования по линии международных ресурсов — Всемирный банк, ЕБРР, АБР, ИБР — составит около 760 млрд тенге. Масштабное строительство и реконструкция автодорог позволит нам создать около 200 тыс. рабочих мест в период реализации проектов до 2020 года»,— добавил Досаев.

Будут построены железнодорожная линия Боржакты — Ерсай и паромный комплекс в порту Курык Мангистауской области. «Проект Боржакты — Ерсай в 2015 году получит финансирование в размере 6,7 млрд тенге. На строительство паромного комплекса в 2015 году предусмотрено 4,8 млрд тенге, в 2016 году — 7 млрд тенге»,— уточнил Ерболат Досаев.

По его информации, в рамках послания для дальнейшей поддержки деловой активности в стране из Национального фонда в 2015 и 2016 годах будут выделены 200 млрд тенге, по 100 млрд тенге ежегодно». Средства будут направлены на кредитование субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства через существующие программы межбанковского кредитования фонда «Даму» и АО «БРК», из них 100 млрд тенге на финансирование МСБ и 100 млрд тенге на финансирование крупного предпринимательства. «В целом пул льготного финансирования проектов МСБ и крупного предпринимательства составит 555 млрд тенге, которые позволят нам создать порядка 30 тыс. рабочих мест до 2020 года»,— уверен министр.

Подушка безопасности в деле

Инструменты инвестирования для «Нурлы жол», судя по всему, выбраны в духе кейнсианства. «В целом вливания из Нацфонда призваны компенсировать снижение притока денег в экономику из-за падения цен. На самом деле внутри экономики есть много скрытых резервов экономического роста, которые позволят расти, даже если за пределами Казахстана будет “штормить”. Собственно, только с помощью них можно восстановить моторчик экономики так, чтобы он не зависел от притока нефтедолларов. Надеюсь, что атмосфера, заданная объявлением новой экономической политики позволит рассмотреть все эти источники роста»,— сказал «Эксперту Казахстан» независимый экономист Олжас Худайбергенов.

По словам аналитика инвестиционного холдинга «Финам» Антона Сороко, в 2013 году суммарные государственные расходы в Казахстане составили 10,7% от ВВП страны, или 18,5 млрд долларов. «Увеличение расходов составит 3 млрд долларов, то есть госрасходы вырастут до 12,4% от ВВП. Таким образом, при нейтральном рыночном мультипликаторе данных расходов ВВП страны может вырасти за год на 1,5–2%, так что объем дополнительных вливаний за счет госрасходов, по нашему мнению, более чем достаточен»,— говорит он «Эксперту Казахстан». С другой стороны, оговаривается российский аналитик, рост государственных расходов является риском для долгосрочного развития страны. «Мы, кстати, неоднократно отмечали: в такой ситуации будет снижаться эффективность экономики из-за снижения уровня конкуренции, что может свести на нет дополнительные государственные расходы»,— подчеркнул г-н Сороко.

Какой именно экономический эффект ожидает увидеть Астана от трех дополнительных миллиардов долларов в год, пока неясно. По словам директора ТОО «Улагат Бизнес Групп» Марата Каирленова, с учетом ежегодного трансферта на ГПФИИР в 8 млрд долларов это составит порядка 5% ВВП в год государственных инвестиций. «Суммы большие. При условии, что качество госуправления не улучшится, несмотря на очередную громкую кампанию по борьбе с коррупцией, это позволит если не поддержать темпы роста ВВП на текущем уровне, то хотя бы сгладить их снижение, а там и Кашаган запустится,— рассуждает г-н Каирленов. — С другой стороны, для того чтобы добиться более высоких темпов роста, более критичны институциональные реформы, вероятность которых сейчас достаточно мала». Марат Каирленов считает создание и обновление инфраструктуры наиболее оптимальным вариантом, который даст значимый долговременный эффект для всей экономики. «У нас большая страна, но ее возможности во многом не раскрыты из-за инфраструктурных ограничений — дороги, электричество и т.д. Их снятие позволит придать импульс инвестиционной активности населения и малого бизнеса, а это уже лучше, чем ничего. Среднему и крупному бизнесу нужны институциональные реформы»,— повторяет директор ТОО «Улагат Бизнес Групп».

Надежное золото

Что же касается содержимого Нацфонда, тут не все ясно. Портфель ценных бумаг в целях безопасности не раскрывается, поэтому некоторые эксперты высказывают опасения в том роде, что он может из-за потрясений в мировой экономике резко обесцениться. Есть основания полагать, что управляющие держат его в долговых бумагах центральных банков, в частности американских. Нацбанк уверяет, что вероятность резкого обесценения активов минимизирована в виду широкой диверсификации активов Нацфонда РК и ЗВР, а также учитывая, что часть данных активов размещена в гособлигации развитых стран. «Нацбанк на постоянной основе осуществляет мониторинг конъюнктуры мировых финансовых рынков и при необходимости принимает адекватные меры»,— говорится в сообщении пресс-службы Нацбанка «Эксперту Казахстан».

По словам Олжаса Худайбергенова, согласно оценкам международных финансовых организаций и крупнейших банков, в ближайшие 2–3 года произойдет замедление экономического роста в развивающихся странах и рецессия — у развитых. «То есть ожидается вялотекущий кризис вместо резкого падения. Собственно, это, видимо, и отразилось на размерах вливания из Нацфонда — тратится 3 млрд долларов ежегодно в течение трех лет вместо разового вливания 10 млрд долларов, как это было в 2008 году»,— высказывает он свое мнение. Он считает маловероятным резкое обесценение активов Нацфонда, ЗВР. «Драматические сценарии, в рамках которых будет обесцениваться доллар и гособлигации США, пока крайне маловероятны», — отмечает г-н Худайбергенов.

Несколько другое мнение у Марата Каирленова: «При размещении активов Нацфонда необходимо выбирать инструменты с учетом ожидаемых изменений в мировой экономике в ближайшие 10–15 лет — в частности третьей промышленной революции (на основе технологии 3D принтеров и др.), снижения роли нефти как энергоносителя и др. ЗВР нужны в более ликвидном состоянии».

В последние два года Нацфонд прирастал на 12–13 млрд долларов ежегодно. При этом, к слову, объемы чистых международных резервов снизились с 34 млрд долларов в феврале 2012 года до 27 млрд в октябре 2014 г. (с дном 23,2 млрд в октябре 2012 года). Как отмечает Антон Сороко, оптимальный размер Нацфонда зависит от того, какие цели перед ним ставятся, какие экономические колебания он призван сглаживать, но при этом средства эти, конечно, не должны лежать мертвым грузом.

Инновационный круг

По словам директора киевского Института эволюционной экономики Игоря Макаренко, наличие Нацфондов можно расценивать двояко. «Например, США не имеют Нацфонда, но имеют фонд фундаментальных исследований и фонд исследований в области здравоохранения, являющихся важными составляющими их национальной инновационной системы, использование которой позволяет им уверенно смотреть в будущее и удерживать в этом лидирующие позиции в мире»,— говорит экономист «Эксперту Казахстан». Поэтому использование Нацфонда только как инструмента в антикризисной политике ограничивает, на его взгляд, потенциальные возможности. К слову, сейчас и ЕС создает единые общеевропейские перспективные фонды наподобие американских.

Для плавного регулирования циклических процессов в экономике г-н Макаренко рекомендует обратить внимание на опыт развитых стран в части создания автоматических социальных стабилизаторов с использованием специальных фондов. «Экономический механизм этих стабилизаторов обеспечивает наполнение фондов (например, социальной помощи) в период подъема экономики и сдерживание экономики от перегрева и расходования накопленных в этих фондах средств на помощь малоимущим в периоды экономического спада “автоматически” — при снижении уровня доходов конкретных малоимущих ниже предельных уровней, установленных на законодательном уровне. При росте доходов у населения и очередном подъеме экономики средства вновь переключаются на наполнение указанных фондов»,— рассказывает Игорь Макаренко.

Для стимулирования активности МСБ, по его словам, важно развитие системной макроэкономической среды и национальной инновационной системы. «Дело в том, что естественное снижение процентных ставок вместе со снижением инфляционного давления оказывает большее стимулирующее действие на активность МСБ и не искажает векторы развития экономической структуры в будущем. В то время как вмешательство государства в эти процессы по кейнсианскому типу способно оказать влияние на рост процентных ставок. В связи с этим целесообразно ограничивать государственное влияние регуляторной политикой и инвестициями в инфраструктуру», — считает директор киевского Института эволюционной экономики. Важным фактором экономического роста, по его словам, всегда остается внимание к инновациям и инновационная политика. «Для развития инноваций и стимулирования на их основе экономического роста важно развитие науки, создание систем связи науки с властью. По этому поводу в обращении казахстанского президента к народу было сказано немного. Безусловно, есть в мире ситуации, когда большое финансирование науки не приводит к инновационному прорыву. Примером могут служить страны Персидского залива, создавшие научные центры, которые щедро финансируются, но инновационного прорыва там не наблюдается,— отмечает г-н Макаренко. — То же самое относится и к России, вначале щедро финансировавшей университеты, а затем создавшей инновационный центр “Сколково”, но это так и не привело к активизации в инновационной сфере». Однако, подчеркивает эксперт, системному инновационному процессу как фактору экономического роста нет альтернатив.

Золотой стандарт

Поступают сведения о том, что Нацбанк активно скупает золото на фоне падения цены на этот металл — об этом сообщил Всемирный золотой совет. «Золото является традиционным активом для центральных банков. Данная политика связана с ролью золота в качестве защитного актива против понижения привлекательности активов в валюте на международных финансовых рынках»,— витиевато разъясняет пресс-служба Нацбанка.

В Казахстане Нацбанк уже довольно давно выкупает все золото, что добывается внутри страны. «Увеличение портфеля золота Нацбанка РК также осуществляется путем приобретения аффинированного золота на внутреннем рынке у отечественных производителей в рамках реализации приоритетного права. При этом данное золото приобретается за национальную валюту. С момента вступления в силу приоритетного права в конце 2011 года Нацбанк приобретает все произведенное на внутреннем рынке аффинированное золото»,— заверили в Нацбанке.

Г-н Худайбергенов говорит, что, к сожалению, в российской прессе из сообщения о росте закупок золота Нацбанком сделали вывод, что Казахстан вслед за Россией начал скупать драгметалл на международных площадках. «Россия за последние 6 месяцев купила всего 54 тонны — что позволило ей переместиться с 7‑го на 6‑е место по запасам золота, обогнав Китай. Сейчас у России около 1,1 тыс. тонн золота, а впереди нее Франция и Италия, у которых по 2,5 тыс. тонн, МВФ с 2,8 тыс. тонн, Германия с 3,4 тыс. тонн и США с 8,1 тыс. тонн»,— рассказывает Олжас Худайбергенов. Тут еще нюанс в том, продолжает он, что Россия обновляет публичные данные ежемесячно, тогда как Китай не обновляет их с 2009 года. С тех пор Китай, согласно косвенным данным по импорту золота, нарастил резервы до 7,5 тыс. тонн и в действительности находится уже на втором месте.

«Увеличение позиций по золоту сейчас наблюдается со стороны большого количества стран, что может быть предвестником начала раунда роста котировок, а также постепенного отхода от доллара как мировой резервной валюты»,— констатирует Антон Сороко. В такой ситуации, по его словам, золото выполнит требующуюся от него функцию «тихой гавани».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики