Эталонные талоны

Прозрачный рынок талонов на ГСМ будет полезен для всех участников рынка

Эталонные талоны

На протяжении этой осени полиция Алматы несколько раз сообщала о пресечении изготовления и торговли поддельными талонами на ГСМ. Оно и понятно – мошенников, которые любят нажиться на дефиците или ажиотаже всегда хватало – будь то жилье по госпрограмме или места в детский сад.

Но нынешний кризис на рынке ГСМ обнажил и другую сторону «талонного» бизнеса. Пожалуй, дефицит запомнится многим автовладельцам цифрой 20 - именно столько литров отпускали АЗС в одни руки по утрам, так как после обеда свободных объемов уже не было. Либо их отпускали по талонам. Вот такой 20-литровый “завтрак туриста”. 

После подобного "шока" многие стали покупать или задумываться о покупке талонов или предоплаченных карт с определенным количеством топлива. Однако даже талоны и карты не смогли помочь - в очереди стоять приходилось всем, а отсутствие бензина касалось и "талонников", и "бесталонников".

Заправки и пирамиды

У одного моего знакомого на служебной карточке была накоплена почти тонна АИ-92 в одной из крупных сетей АЗС, но получить этот объем практически – не получалось. И тут я задумался: а ведь этот талонный бизнес де-факто никак не регулируется!

Сегодня любая сеть АЗС в меру узнаваемости своего бренда и качества ГСМ может продать безграничное количество талонов и карт! Что мешает сделать это, а затем быстро обанкротиться? Естественно, такая пирамида требует детального расчета: необходимо продать такое количество несуществующего топлива, которое покроет будущие прибыли и некоторую чистую стоимость активов. 

Но далеко ходить за примерами не нужно.  Банкротства туристических фирм в этом году показали, что даже крупные проверенные годами компании могут оставить тысячи обманутых клиентов. Масштабы туристской аферы, конечно, не сопоставимы с долевым строительством, кризис которого повлек необходимость вливаний многомиллиардных (в долларовом выражении) госсредств, но во всех случаях (а в будущем, возможно, и на рынке ГСМ) граждане апеллировали к государству, которое по их мнению недостаточно контролировало эти сферы, а, значит, традиционно виновато во всех бедах.

Во избежание подобных схем на рынке ГСМ, возможно, уже сейчас требуется введение превентивных мер. В первую очередь нужна подробная публикация на официальных сайтах сетей АЗС информации о фактически реализованных объемах и проданных талонах и картах. В том числе краткой информации о поставщиках и договорной базе сделок между оптовиками и розничниками. 

Также необходима публикация официальных данных реализации ГСМ в разрезе каждой сети АЗС и региона. Эту информацию можно публиковать на сайте Минэнерго или облакиматов. Неплохо было бы ввести хотя бы минимальные требования к сетям АЗС при продаже “товаров, поступающих в будущем” (своего рода фьючерсов) или лицензировать эту деятельность. Вероятнее всего, потребуется законодательное ограничение "будущих" продаж в размере не более определенного квартального или годового объема реализации. 

В итоге потребителю должен стать доступен такой объем информации, из которого он сможет сделать вывод о рискованности таких покупок. Соблазн продать несуществующий объем на фоне периодического обострения дефицита и регулярных слухов об очередной скорой пропаже бензина велик, а никакого регулирования подобных фьючерсов фактически нет. Это может привести к злоупотреблениям со стороны крупных и мелких сетей, которые явно приведут к очередной волне народного возмущения.

Бензиновая Alibaba

Можно пойти дальше и на базе e-gov либо на других специализированных площадках проводить онлайн-торги по купле-продаже определенных объемов ГСМ, где продавцами будут выступать сети АЗС, покупателями - юридические и физические лица, регулятором - уполномоченный госорган. При этом покупатели смогут оплачивать покупки в режиме онлайн через интернет-банкинги или платежные карточки. Это стимулирует развитие рынка электронных платежей, будет способствовать уменьшению наличного оборота денег, снизит нагрузку на кассиров автозаправочных станций. Более того, казахстанская площадка для подобных покупок может стать неким прообразом мощного рынка онлайн-торгов, ведь и Amazon, и Alibaba начинали с продаж наиболее востребованных и дешевых товаров в своем регионе. 

Что же может быть востребованнее дешевого бензина, особенно в условиях его дефицита? Тем более реальной интернет-площадки вроде Alibaba в РК до сих нет (популярные ныне сайты недвижимости, автомобилей и других частных объявлений лишь рекламируют продукты, но на этих сайтах в режиме онлайн ничего не продается), а основные покупки казахстанцы осуществляют на зарубежных сайтах. Успех китайского ресурса Alibaba может быть частично повторен и в Казахстане, но для этого нужна мощная реклама и "якорный" продукт, которым вполне может стать ГСМ.

Кроме того, упорядочение и повышение прозрачности систематизирует талонный рынок топлива и позволит избежать крупных афер на рынке предоплаченных объемов ГСМ. Хорошо отлаженная система топливных фьючерсов сделает возможным привлечение практически бесплатных денег для финансирования оборотного капитала сетей АЗС. А это ведь тоже может положительно повлиять на себестоимость продукции.

Олжас Байдильдинов - эксперт в нефтегазовой отрасли

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики